О священстве
Однако со временем в понятие того священства стали привносить иное смысловое значение. В связи с появлением очень многих толков и учений, которые начали разделять верующих и приводить к спорам и ссорам, кто-то из авторитетных учителей древней церкви (а может это была даже группа учителей-единомышленников) из самых благих намерений решил противостоять тем разделениям путем обьявления монополии на Бога. Появились утверждения, согласно которым Дух Святой мог подаваться ТОЛЬКО через определенных служителей, мировоззрение которых соответствовало учению данных учителей. И эти служителя могли передавать ту особенность через таинство рукоположения. Где-то тогда и начали отслеживать и вести родословную рукоположения у учителей церкви. Вне этого непрерывного действия института рукополагаемого священства Дух Святой, согласно этому учению, подаваться не мог. Данная традиция понимания сохранилась в исторических церквях до сегодняшнего дня. И если верить дошедшим до наших дней рукописям, принадлежавших по преданию авторитетным учителям церкви (Игнаиию Антиохийскому, Клименту Римскому), то действительно уже в их историческое время можно увидеть, что институт священства, с соблюдением непрерывного рукоположения, восходящего аж до Апостолов, уже существовал. Но доказательств того, что этому научили сами Апостолы, никаких нет. Это является лишь областью предания исторических церквей. И здесь возможны варианты:
1) Апостолы действительно учили о важности непрерывного рукоположения, с которым только служитель приобретает власть подавать Духа Святого. Ученики Апостолов по преданию передавали важность этого учения.
2) Апостолы практиковали рукоположение церковным предстоятелям. Но сути этого рукоположения особо не разьясняли, так как на тот исторический период данный вопрос никого не волновал. А уже позже практику рукоположения истолковали по своему учителя, которые не от Апостолов то переняли, а лишь озвучили свое понимание.
3) Апостолы ничему такому не учили. Но это выдумки отцов древней церкви и умышленная фальсификация истории Церкви.
Третий вариант, который часто озвучивают критики исторических церквей, я не признаю категорично. Я не верю в то, что отцы могли сознательно лгать. Это были по своему богобоязненные люди, многие из которых претерпели даже мученическую смерть за свою веру. Но вот искренне заблуждаться в каких-то вопросах могут даже мученики Христовы.
Опираясь на свой совокупный опыт, приобретенный в вере за многие годы, на прочтение многих трудов отцов и современных писателей, я склоняюсь более ко-второй версии. Практика рукоположения имеет происхождение от самих Апостолов. Но вот смысловое значение этого действия со временем изменилось. И это делалось не злостно, а из самых благих намерений. Они пытались противостоять расколам в Церкви. А тогда появилось много ересей, которые преподносились под личиною "слова Божия". И многие младенцы умом легко улавливались в сети ложных философий мира не по Христу. И чтобы упростить для духовных младенцев выбор, каких учителей слушать, а каких не слушать, отцы стали оттачивать систему защиты от еретиков. Но, на мой взгляд, они "перегнули палку" в той защите. Все же к единству веры может приводить ТОЛЬКО Сам Господь. Никаким внешним админресурсом привести человека в единство веры нельзя. А так как словом убеждения противостоять инакомыслию отцы того исторического времени были не способны, и Силы Духа, какую имели Апостолы, они не имели, то им оставалось только декларировать о каких-то властных полномочиях своих, полученных через рукоположение.
Когда сыны Кореевы восстали против Моисея и Ааронова священства, и начали твердить, что весь Израиль равен перед Богом, что, дескать, чего ты здесь раскомандовался, то Моисей не стал вступать с ними в словопрение, а предоставил Самому Богу засвидетельствовать, имеет ли он власть и силу от Бога. И Господь поразил сынов Кореевых. И Апостол Павел пишет, что сила его не в убедительеых словах человеческой мудрости, а в явлении Духа. Вот так и все, имеющие реальную ВЛАСТЬ от Бога, не декларируют ее в пустословии и в спорах, а предоставляют Духу Святому Самому явить, в ком есть та Сила и Власть. И тот же Павел пишет, что они могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но вели себя скромно. Это я к тому, что имеющему преемство ВЕРЫ от Апостолов нет нужды пиарить себя и говорить о наличие у себя каких-то особых полномочий. Это не человек должен сам о себе свидетельствовать, что он что-то имеет, а Дух Святой должен свидетельствовать, что Петр не балабол, почему Анания и Сапфира пали бездыханными. Если человек не способен явить ту Силу, то ему нужно быть скромнее и не бить себя в грудь, что он что-то имеет от Бога. Если имеет, то Бог это Сам явит.
Священник тот, кто священнодействует, отражая в себе Христа. Все христиане призванны стать царственным священством. Но так как изначально, уверовав, человек не становится сразу духовным, но ему предстоит еще научиться жить по духу, то он нуждается еще в руководстве опытных духовников. Вот духовники и есть истинные священники. Истинный духовник и учитель Церкви способствует к научению духовного чада в научении от единого Учителя. Апостол Павел был в муках рождения за своих подручных, ревнуя о том, чтобы в них отражаться начал Христос. В этом служение духовника и священника - научить людей жить по духу. Это и есть освящение.
2021.08.28
Свидетельство о публикации №221082800682