Школа сутяжничества

«Нам кажется, что систему не изменить, но мы и есть система».
Цитата из сериала «Новый Амстердам»

Сутяжничество - склонность к спорам, доказыванию своей правоты, судебным разбирательствам, отстаиванию своих ущемленных прав, написанию жалоб в различные структуры власти и средства массовой информации. В разумных пределах, полезное для граждан качество. Чаще задавайте сакральный вопрос: «А это вообще законно?»
Чьи-то слова из интернета.


Данила Безупречный – блогер на платформе YouTube. У него 59,8 тысяч подписчиков. Этот парень – кошмар кемеровских продавцов, охранников и вакцинаторов. Вчера я до трех часов ночи смотрела его длинные и нудные, как мне показалось вначале, видеоролики. На самом деле, это очень полезный YouTube-канал, не только с правовой, но и психологической точки зрения.

В одиночку или с двумя крепкими друзьями он посещает различные магазины и вакцинные пункты, пытается совершить поездку в общественном транспорте без масок и перчаток в период облав на безмасочников. Ничего, кроме указов губернатора Кемеровской области относительно масочного режима, друзья не нарушают, но это всегда приводит к конфликтным ситуациям с винтиками Системы – кондукторами, кассирами, администраторами. С сотрудниками Полиции и Росгвардии, которых бедолаги беспомощно зовут на помощь. А когда люди в погонах являются, они не могут внятно растолковать им, в чем состоит правонарушение блогеров. Почему-то ни торговый люд, ни правоохранители не апеллируют к губернаторским указам, словно сами не уверены в их правомерности. Они ссылаются либо на свое начальство, либо на штрафы от Роспотребнадзора, организации, которая не имеет право выписывать штрафы. Ребята хорошо знают законы и обладают непрошибаемой для хамства окружающих психикой. Это обескураживает хабалок, единственная защита которых, - грубость и навязчивая мантра: «Так надо! Так положено! Ты что, умнее всех? Трудно масочку надеть? Охрану позову!»

Упомянутая мантра обладает магической силой, она реально зомбирует россиян. Покупатели и потребители известной медицинской услуги чаще всего становятся на сторону персонала. Жалеют маленьких людей при исполнении, и кричат на Данилу, Костю и еще одного парня, имени которого я не запомнила. Никто не любит очереди, никто не любит вольнодумцев и сутяг. Все куда-то спешат. Избегают помех при беге по замкнутому кругу.

Я хорошо понимаю персонал, по сути находящийся между молотом и наковальней. Главы региональных филиалов Роспотребнадзора, санитарных служб и муниципалитетов переложили свою ответственность на работников. Их указы и постановления, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и даже официальной позиции Президента РФ, не имеют реальной юридической силы, это всего лишь «рекомендации». Режим повышенной готовности вводится только для определенных служб, а не для обывателя. Но для кассиров, администраторов и охранников они стали непреложным законом, который в их глазах почему-то значимее Конституции. Начальство так распорядилось. А они приняли правила игры и готовы отстаивать их до последнего зуба. Но ведь мы и есть система. Эта фраза крутилась в моей голове при просмотре столкновений Гражданского мужества и Неволи. Не хотелось быть на месте кассира, который, отказывая пробить чек безмасочному покупателю, нарушает ГК РФ Статья 426 и ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Это федеральные законы, более значимые, чем указы исполнительной власти, да и дискриминация у нас по любому признаку запрещена. За это тоже полагаются нешуточные штрафы. В России не принято отстаивать свои права, конструктивно вести диалог. Так и выживает эта хромающая на обе ноги система.

Куда ни кинь, всюду клин. Выученная беспомощность, готовность пасовать перед любым хамом, особенно если он платит тебе зарплату или просто имеет луженую глотку, не дает встать на сторону вольных духом. Первой каюсь: на кассе надеваю маску, хотя и осознаю абсурд происходящего. По магазину ходят безмасочники, у продавцов маски под носом или на подбородке. Но у кассы установлены камеры, и все должны быть в маске. Таковы правила игры, навязанные облеченными властью хамами. Мало кто умеет разговаривать с ними так, чтобы настоять на своем.

Я так и не ответила, чем ценен видеоконтент Данилы Безупречного. Он не только доносит до народа, какие права граждан нарушают. Он учит отстаивать их. Неумение вести дискуссию в стрессовой ситуации здорово подводит, не так ли? Моя матушка, дочь интеллигентных родителей, двенадцать лет прослужила во внутренних войсках. Оттуда она вынесла убеждение, что об воспитанных людей любой может ноги вытереть. Поэтому кричит и не стесняется в выражениях, когда с ней поступают несправедливо. Но это неправильная тактика так же, как и слепая покорность. Этого только и нужно тем, кто зовет на помощь правоохранителей. Дебоширы, хулиганы, скандалисты – понятная для полицейских публика. Они подпадают под определенные статьи административного кодекса, их просто повязать. А спокойный и вежливый человек, знающий закон и требующий его исполнения, опасная диковинка. Росгвардейцы и участковые теряются и не знают, как вести себя с ним.

Как все-таки поступить кассиру в сложной ситуации? Если покупатель пошел на принцип, не боится твоих возмущенных возгласов и высокомерного администратора, можно потребовать от него письменного отказа носить маску. Пусть он напишет, что услышал просьбу сотрудника надеть маску, но наотрез отказался, а кассир исполнила свою работу. Губернаторские постановления не могут отменить Гражданский кодекс и Закон о защите прав потребителей.

В связи с этим хочу поведать об удивительном маневре продавца из магазина «Фикс Прайс». Я уже писала, что нуждаюсь в уроках Данилы, так как не умею взаимодействовать с хабалками. А значит, не ищу конфликтных ситуаций. Не отказываюсь нацепить на лицо салфетку, если забуду дома маску. Я принесла товары на кассу, достала карту и сообщила кассиру, что своей маски нет. Я ожидала, что она выдаст мне салфетку. Девушка молча пробила мои товары, выхватила из моей руки карту и дала даме в маске, которая все еще укладывала в пакет свои покупки. Приказала ей расплатиться моей картой за мои покупки. Дама оторопела и на автомате выполнила повеление властительницы кассового аппарата. У меня карта, не требующая набора пин-кода. Когда ко мне вернулся дар речи, женщина уже смущенно протягивала мне карту и чек, я взяла их и пробормотала: «Спасибо». На мой вопрос, что она вытворяет, кассир огрызнулась, что надо маску с собой носить. Видимо, салфетки закончились, и она подстраховалась от возможных неприятностей. Жаль, что со мной не было друга, который снял бы это безобразие на камеру. Страшно представить, если бы на месте милой дамы оказался какой-нибудь сорванец в маске. Он мог просто убежать с моей картой. Все произошло так быстро и неожиданно, что я не успела достать телефон.

Сотрудники вакцинных пунктов готовы звать на помощь силовиков просто за то, что теплая компания блогеров требует от них документы и разъяснения, которые они и так обязаны дать по закону. Мы же перед прививкой подписываем добровольное информированное согласие. Каждый из нас имеет право досконально изучить состав вакцины и сертификаты качества, все возможные побочные эффекты, что особенно актуально, учитывая, что клинические испытания ни одна из вакцин еще не прошла. Медики нервничают, они не привыкли к людям, которым не плевать на свое здоровье. Кошмар!

Исполнять или не исполнять противоречащие действующему законодательству приказы и распоряжения, решать вам. Но если мы так и будем разобщены, нас сломают по одному. Надо держаться друг за друга, чтобы изменить систему. Учиться качать права, хотя это нелегкая наука. Сама, как паинька, в ситуации, когда кассир подвергла потенциальной опасности мои денежные средства. Страхи, живущие в подкорке граждан, могут погубить великую страну.


Рецензии
Интересно. Но такие люди всегда были и будут.
С уважением,

Ева Голдева   14.12.2023 15:19     Заявить о нарушении
Это верно, благодарю Вас, Ева.

Нина Алешагина   14.12.2023 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.