В старом доме. Сказочный город

Некоторые из моих воспоминаний связаны с нашим старым домом, где когда-то жила моя мама, вся наша большая семья и где проходило моё раннее детство. Это был большой бревенчатый двухэтажный дом, что когда-то стоял на ул. Степной, недалеко от Слободского рынка. В этом доме, с балконами, с погребами, огородами, кроме нашей, жило ещё несколько семей, поселившихся в нём ещё накануне войны. Перед домом был просторный, довольно уютный двор с песочницей, с небольшой детской железной горкой…по краям вдоль забора поросший лебедой и крапивой. За домом были огороды, густые заросли акации, черёмухи, сирени…Ко времени моего появления на свет, дом уже довольно обветшал, брёвна почернели, потрескались, там и тут из них торчали какие-то нитки, пакля…Немного скрашивали его «старость» весёлые жёлтые канарейки на балконе второго этажа, словно солнечные шарики, они весело мелькали, прыгали в клетке и щебетали, рассыпая свои трели…Подходя к подъезду, всякий останавливался и, подняв голову,  в очередной раз любовался на этих весёлых пичуг и слушал их звонкое щебетанье.
Для меня, тогда ещё совсем маленького ребёнка, этот дом казался…целым городом! Городом, в котором много каких-то загадочных сооружений. Этажерка с книгами в маминой комнате, на кухне у стены большой, почти до потолка, старинный шкаф для посуды…печка, казавшаяся мне самым необыкновенным, сказочным существом. Внутри неё всегда происходило что-то необычное, но мне почему-то никогда не позволяли подойти к ней слишком близко или заглянуть в неё…я только видела как мама или тётя Лилия каждый вечер открывали таинственную чёрную железную дверцу и клали зачем-то внутрь какие-то деревяшки, а потом поджигали их, садились на корточки и смотрели, как появляются среди этих деревяшек сначала маленькие ярко-оранжевые огоньки, а потом они словно сливаются в один большой лепесток какого-то сказочного цветка…потом они плотно закрывали  эту таинственную дверцу, и сквозь щелки я видела, как где-то глубоко, внутри движется что-то красное, как будто что-то живое…оно гудит…трещит…как будто это неведомое живое существо сидит там, в темноте, его заперли, а оно старается вырваться на волю, мечется…тяжело дышит…чудеса!
Широкие половицы казались мне улицами этого сказочного города…по ним можно было просто шагать и смотреть как они слегка скрипят и качаются под твоими ногами…интересно было пройти по какой-нибудь одной такой «улице» от начала и до конца и посмотреть, куда она приведёт…потом, дойдя до конца, перейти на другую «улицу» и пойти по ней…и так путешествовать, словно по лабиринту, по пути делая неожиданные открытия. Вот эта половица ведёт к мойке на кухне, а эта кончается прямо возле маминой комнаты…но интереснее всего было ползать на четвереньках по этим половицам от одной комнаты до другой…Этот способ передвижения в сказочном доме-городе мне нравился больше всего. Это было для меня одним из моих самых любимых занятий. В путешествиях на четвереньках было больше прелести, неожиданностей, можно было увидеть много такого, что никогда не увидишь, передвигаясь обычным способом, заглянуть в каждую щелку…- Встань сейчас же с пола! – кричали мне - На полу холодно, опять простынешь! Что это за ребёнок такой!
Особый интерес у меня вызывало одно место среди этих «улиц» . Оно находилось в самой середине между кухней и коридором…это была какая-то обособленная часть, большой квадрат из половиц, на одном краю которого зачем-то лежало железное кольцо…Время от времени кто-нибудь подходил и взявшись за кольцо с усилием приподнимал с одной стороны этот деревянный квадрат (оказалось, это была крышка погреба), а под ним…открывалась большая тёмная квадратная дыра, уходящая куда-то вниз, глубоко, наверное в подземелье…вот ещё одно чудо! Мне всегда хотелось заглянуть туда, мне было страшно и в то же время очень интересно…что там, в подземелье?
 - Светлана, унеси ребёнка, я в подпол сейчас пойду, - говорила бабушка… Накинув на плечи старое пальто, взяв фонарик, бабушка подходила к этой дыре, наклонялась и опуская попеременно ноги, обутые в калоши, спускалась по лестнице внутрь в этот неведомый мир…а вдруг там  живут страшные чудовища? Потрясённая, я смотрела, как бабушка постепенно исчезает под полом. Мне вдруг стало страшно за неё…что теперь с ней будет? Что она там делает? – Баба Аня, ты где? - закричала я, встав на четвереньки на краю дыры… из подземелья на меня пахнуло сыростью и холодом…Внизу было темно и тихо…и бабушки не было ни видно не слышно… -Ну-ка уйди сейчас же оттуда! – рассерженная мама схватила меня и заперла в комнате на ключ. Когда в очередной раз погреб открыли, улучив момент, когда мама отвернулась, я опять подползла к краю и изо всех сил вытянула шею, пытаясь хоть что-нибудь увидеть там, в подземном мире…вдруг мне опять стало страшно, у меня закружилась голова и я чуть не свалилась вниз…- Вот ни на минуту нельзя отвернуться! – вне себя от возмущения закричала мама, выбегая из кухни, подбегая ко мне и хватая меня под мышки.- Сказано же тебе: нельзя туда, упасть можно, руки-ноги переломать! Да что же это за ребёнок такой!
И конечно, неотъемлемой частью этого дома-«города» был его особенный воздух, в котором  всё перемешалось: запахи крепкой сырости из подпола, запахи старых вещей, старого дерева…запахи растопленной печи, дров, сгоравших поленьев, только что сваренного супа…и ещё много такого особенного, неповторимого, чем всегда пахнут старые дома.
Все эти запахи каким-то необъяснимым образом действовали на моё воображение, мне непременно хотелось понюхать каждую вещь. И это доставляло мне особое наслаждение, вызывало какое-то особенное состояние. Тому, что другие не придавали никакого значения, волновало моё детское впечатление. Как пахнет коврик на стене над моей кроваткой? На этом коврике были изображены девочка и мальчик, играющие в мяч. Девочка держит мяч, слегка наклонилась и собирается бросить его мальчику. Девочка и мальчик похожи на больших кукол. Я рассматривала этот коврик и…нюхала его. Как пахнет этажерка с книгами? А мамина кровать? Платья? В маминой комнате был свой запах, в комнате тёти – свой, в комнате бабушки Натальи – свой. Там пахло какими-то сундуками, комодами, старыми очками, шалями, пряжей…На кухне тоже был свой запах. Узнать, что у каждой вещи и у каждого места в доме есть свой особенный запах, было для меня настоящим открытием, и каждый из этих запахов создавал у меня какое-то особенное настроение.
Я воспринимала каждую вещь в первую очередь по её запаху, и лишь потом по её внешнему виду и назначению, и воспоминания об этом старом доме для меня с тех пор уже навсегда крепко связались с его запахами,  ведь они были неотъемлемой частью его образа, с которой он «прожил» весь свой век и «ушёл» навсегда, оставив по себе добрую память...

29.08.2021


Рецензии