Послание из Бородино
В Рязанскую губернию, в поместье
князя Любимова В.С.
Милостивый государь, любезный князь Василий!
Сегодня мне представилась счастливая возможность послать тебе, мой дорогой, весточку.
Стоим сейчас мы у Тарутина. Много пришлось пережить, да не расскажешь всё в короткой весточке. Одно хочу сказать: гордость берёт за народ наш великий русский. Война, сама по себе, это – преступление, люди совершают на войне друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний. Но русские были вовлечены в эти преступления помимо своей воли, они вынуждены были защищать своё Отечество и война для них стала справедливой.
С тоской и болью вспоминаю, мой друг, как мы отступали, сдали французам Смоленск, французы грабили наши поместья, деревни, города. И тут терпение народное лопнуло и народ восстал! Мужики стали покидать свои избы и с топорами и вилами пошли в леса, в партизаны, против вооружённого супостата. Какие подвиги они совершали, какое геройство, так просто и не расскажешь. Наш общий приятель подполковник гусарского полка Денис Васильевич Давыдов с благословения Кутузова собрал небольшой отряд из 50 гусар и 80 казаков и стал партизанить. Целыми днями они на конях рыскали по окрестным дорогам и налетали на неприятельских фуражиров, на транспорты с продовольствием и оружием, отбивали пленных. И всё такой же Давыдов жизнерадостный, неугомонный, стихи сочиняет, песни на гитаре играет. Он нам с князем Болконским рассказывал про мужика Тихона Щербатого, приставшего к его отряду. Тихон - русский богатырь, здоровый, как медведь и выносливый, с французами ловкий, отважный, бесстрашный. Денис Васильевич рассказывал, как на Тихона набросились четыре француза «со шпажонками», а он на них пошёл с топором да в миг всех уложил играючи.
Мы с князем Андреем Болконским в одном полку были. Какой души человек! И как прост с мужиками, без чванства, которое отличает нашу светскую знать, для которых главное ловить кресты, рубли, чины. Патриотизм наших московских аристократов заключается лишь в том, что они вместо французских блюд стали есть русские щи, а за французские слова назначили штрафы. Какое, право, лицемерие, противно! Так вот, мой дорогой, князь Андрей не таков. В полку солдаты называют его любовно «наш князь», гордятся им. В битве под Бородиным он показал себя настоящим героем, честь ему и слава. А ведь ему надлежало служить в штабе, ан нет, пошёл командовать полком. А какая битва была великая. Всё смешалось в одну кучу: и кони, и люди, и дым, и огонь.
Много народу полегло навеки. Но как в этой битве проявился русский дух непобедимый, как развернулась русская душа. 26 августа 1812 года – великий день.
Сколько героев выявила война, не перечесть, осознанно шли гибнуть, чтобы спасти Отчизну свою. И это не только главнокомандующий Кутузов и военачальники: Барклай де Толли, Раевский, Багратион, Платов, но и из всех слоёв. Вот на днях рассказывали про купца Ферапонтова, богатство за жизнь он скопил знатное, да сам всё своей рукой сжёг, чтобы только французу не досталось, не захотел кормить врага. А ещё Денис Давыдов рассказывал про кавалер - девицу одну, Надеждой Дуровой её величают, такие подвиги девица совершала, что не всякий гусар сумеет.
Да, много тяжёлых минут пережили мы, когда Москву нашу врагу на сожжение оставили, некоторые сомневались. Но Михаил Илларионович – светлый ум, сумел-таки, получилось у него. Вот теперь стоим у Тарутина. Разведка донесла, что по этой дороге француз пойдёт, отощал француз, хочет подкрепиться нашими запасами. Тут мы его и добьём. Дубина народной войны поднимется со всею своею грозною и величественною силой и будет гвоздить французов до тех пор, пока не погибнет все их нашествие.
Ну, всё, любезный мой князь Василий, кончаю писать, на рассвете решающее сражение, но свято верю в скорую победу.
Прощайте.
Остаюсь всею душою любящий Вас Ваш друг и покорный слуга
граф Иван Одоев.
На картине - М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г.
Свидетельство о публикации №221082901482