В старом доме. Жора

-Жора, Жора, ты где? Иди ужинать! – раздался мамин голос из кухни.
На зов явился…огромный чёрный пушистый кот с белым пятнышком на груди. Подняв свой пышный хвост трубой, он подбежал к миске под мойкой, опустил в неё мордочку и начал жадно есть, одновременно опуская хвост и аккуратно, несмотря на свой довольно неряшливый вид, подбирая под себя задние лапы. Впервые увидев этого необычного жильца дома, я смотрела на него во все глаза. Мне тогда не было ещё и трёх лет, и этот кот тоже показался мне каким-то сказочным существом. Когда Жора наелся, он  попеременно отряхнул свои лапы и зевнул, широко открыв пасть и топорща свои роскошные белые усы, и от сытости и  удовольствия жмуря свои большие жёлтые глаза…
Он вёл себя как настоящий хозяин дома, безо всякого стеснения, видимо, он знал себе цену и любил производить впечатление на зрителей, демонстрируя свои манеры, походку…Он выгибал спину и вытягивал свои задние ноги, так, что бабушка Наталья чуть не запнулась об них и в сердцах проворчала: - Ишь, расселся тут…Жора то опускал, то поднимал свой хвост, как будто желая покрасоваться, потом, не обращая никакого внимания на царившую в кухне суету и движение вокруг него ног, мелькание башмаков и шарканье подошв, сел посередине кухни и стал умываться, видимо придавая этому занятию очень большое значение, и лишь изредка поднимая голову и шевеля ушами. Увидев Жору, я с тех пор не сводила с него глаз…что это за чудо такое? Откуда взялось это необычное существо? Я ловила каждое его движение и искала возможности познакомиться с ним поближе. Заметив мой интерес, мама подошла, присела на корточки рядом со мной и воскликнула: - Вы с котом почти одинакового роста! Правда, я стояла на четвереньках, так как любимым моим занятием почему-то было не ходить, а именно ползать по полу. Мама провела рукой по голове и спине Жоры и сказала: - Это – наш кот Жора. Красивый, правда? Я кивнула, не сводя восторженного взгляда с кота…- Смотри, он весь чёрный, а на груди у него белое пятнышко …, - и она дотронулась кончиками пальцев до груди кота, а он, зажмурившись, слегка приподнял морду из уважения к хозяйке (говорят что у всякого, даже у самого чёрного кота где-нибудь, хотя бы под мышкой всегда найдётся пусть и крошечное, но белое пятнышко). Вслед за мамой и я протянула руку и осторожно провела ладошкой по шерсти кота. Кот сидел спокойно, продолжая жмуриться, он был похож на важного кота – Баюна…из деликатности не показывая виду, что он лишь терпит наши фамильярности…он как будто понимал наш разговор…и позволял себя рассмотреть, словно аристократ перед восхищёнными взорами своих слуг…- Жора умеет ловить мышей…- улыбаясь, глядя на кота, говорила мама, - а ещё он мяукает…правда очень редко…- А можно с ним поиграть? – спросила я. В ответ мама обратилась к Жоре:- Жора, дай лапу…она легонько дотронулась до лапы кота, и он словно понял её и встречным движением слегка приподнял лапу. Мама взяла его лапу, немного притянула к себе и  слегка надавила на пальцы, после чего из неё показались какие-то изогнутые толстые иглы…- Видишь, - сказала мама, - это – когти,…он может больно оцарапать, до крови…и глаза может выцарапать…так что ты можешь смотреть на него издалека, но лучше его не трогай…
Мама не зря так говорила. Она знала характер Жоры. Он был полудиким, почти уличным, вполне независимым котом. Он не привык к постельным нежностям… никто в доме не брал его на руки и не играл с ним. Но на меня, двухлетнего ребёнка, Жора произвёл почти магическое впечатление. Помня наказ мамы не пытаться войти с ним в близкий контакт, я всё же не сводила с него глаз, наблюдая за каждым его движением…он занимал всё моё внимание…вот он изогнул хвост знаком вопроса…вот быстро повернул голову…как будто услышал какой-то шорох…мне очень хотелось потрогать его роскошные усы…хотя бы дотронуться до них! Жора и в самом деле был как будто магическим существом. Он постоянно появлялся неведомо откуда и так же быстро исчезал. Часто, когда мама и бабушка открывали крышку погреба, он внезапно выныривал оттуда, из темноты, сырости и холода, словно призрак из подземелья, и тотчас бежал к своей миске. Утолив голод и умывшись как следует, он опять садился на середину кухни и как будто чего-то ждал. Я заметила, что он сидел не где-нибудь, а именно на той самой крышке, которую открывали, когда ходили в подпол. Оказывается…он ждал, когда её откроют! И действительно, как только крышка в очередной раз приподнималась, Жора снова нырял вниз и исчезал в кромешной тьме подземелья…Иногда он появлялся через входную дверь, как будто давая понять, что он такой же жилец дома, как и все остальные, и вместе с тем всегда держался очень независимо…Он подолгу где-то пропадал. Часто, когда он появлялся в доме, прибежав в морозный день зимой с улицы, вся его чёрная морда и усы были в белом инее, как будто его обсыпали мукой…вид у него был до того забавный, что никто из домочадцев, глядя на него не мог не рассмеяться, включая совсем старенькую бабушку Наталью, в круглых очках с толстыми стёклами, которая уже почти ничего не слышала и плохо видела…
Вскоре меня отдали бабушке с дедушкой, в тёплый благоустроенный дом, так как в старом доме, несмотря на печку, было очень холодно, а я часто болела. Я начала ходить в садик, а по выходным мама забирала меня к себе. Однажды, приехав в старый дом, я хотела вновь повидать красавца Жору…- Его уже давно нет…,- грустно вздохнула мама. -В последний раз он пришёл домой с почти оторванным ухом, весь покалеченный…вид у него был очень жалкий…-Жора, что с тобой?- спросила я. – Что с тобой случилось? Даже не мяукнув в ответ, он побежал к миске, быстро поел, потом нырнул в подпол и с тех пор больше не появлялся…

29.08. 2021


Рецензии