Мужчина в храме

Впервые он появился в храме примерно месяц назад на вечерней службе. Грязный, лохматый, опухший... Мужчина лет 60. А то и моложе.
Будучи человечком любопытным, я тихонечко наблюдала за ним, пытаясь разгадать, кто он. Народу в тот день в храме было очень мало, и мужчина поймал мой взгляд. Я отвернулась, но уже не могла сосредоточиться на богослужении. Думала о нем.
Говорят, христианин всегда домысливает в лучшую сторону. Но, прости меня, Господи, почему-то мне кажется, что все же, это - пьющий человек. Проснулся, наверное, от звона колоколов. И пришел в храм. Не пошел похмеляться, принес свои гроши в храм, купил две маленькие свечки, и встал справа, в сторонке.Зажег первую свечку от свечи, горевшей на подсвечнике, где ставят за помин усопших душ, поставил ее там. Втору зажег от первой своей. Подержал в руках, и пошел поставил в центре храма. Перекрестился, и хлопнув себя по груди ладошкой, будто сказал"Честное слово!", сделал поклон. И снова быстренько, согнутыми в коленях ножками, шаркая старой обувью встал в сторонке. И бегло скользнул по лицам стоявших в храме, будо ждал осуждения. Каждый был занят собой. Ну. пришел человек в храм, и пришел.Это мне интересно. Я подумала: вот когда Бог радуется!- Приходу этого мужика. Как сказал Христос: праведные сами о себе позаботятся, я же пришел в мир ради грешников, падших, раздетых, обиженных... Вот когда возрадовался ангел-хранитель этого мужчины! Мужик протрезвел, проснулся, и пошел в храм! Да, тело его грешит, он пьёт, и наверное, много. Но душа-то его - та самая первозданная, чистая душа, что от Бога,- она плачет, ей хочется в храм, в Богу... И человек пришел в храм, не разбираясь что там, душа или тело. Просто пришел. Его душе это было нужно.
Он исчез, пока я отвлеклась. Не достоял до конца.

Потом он появился еще раз, снова на вечерней службе, в самом начале.Было это накануне какого-то праздника, вроде, перед чествованием Почаевской иконы Божией Матери.
Я вышла поговорить по телефону, и вдруг, он входит во врата. Я обрадовалась почему-то его приходу. Когда он проходил рядом со мной, я с ним поздоровалась. Он вздрогнул даже от неожиданности. Будто битого пса приласкали.
До конца службы он снова не достоял, но все время, пока стоял, поглядывал в мою сторону.
А я снова не могла сосредоточиться на службе. Думала о том, как бы мне ему привезти вещи теплые, обувь, домашние заготовки. Мне хотелось ему сказать: приходи завтра в храм, будет праздничный стол, и тебя накормят. Он снова ушел не достояв до конца.

Сегодня хлебный Спас, и мужчина тот снова пришел в храм. Опоздал. И до конца не достоял. Похоже, никто не заметил его приход и уход.
А он был среди нас. И снова его ангел-хранитель ликовал!
Жалкий, худой и бессильный, он так волновался, что перекрестился в другую сторону. Стоял, увидел, что вновь приходящие прикладываются к образу Спаса нерукотворного. Подбежал к иконе, стукнулся лбом, и перекрестился наоборот. Будто прыгая по кочкам, пошел на свое место. А тут молитва- Символ веры. Раздали всем листочки. Стоит, смотрит в чужие руки. И ему дали! Глаза заблестели: он КАК ВСЕ! Его не обделили. Но подержал в руках, пощурился плохо видящими глазами... и отдал стоящим рядом. Все читают хором, а он озирается по сторонам, будто ожидая осуждения со стороны тех, кто молился, или ища поддержки со стороны тех, кто не знал молитву. Мол, вон и этот, и тот, и этот вот... не читают, и ничего! А ему никто ничего не сказал. Даже не заметили его присутствия. А он всех видел. И всё видел.

 Вот церковный служка встал на колени. Мужчина-то тот не знает, кто он: служка-не служка.  Мужчина видит мужчину на коленях. И бухнулся  герой повествования  на колени, согнув свои скрюченные ноги. И снова озирается по сторонам: так ли я делаю? Больше никто не стоял на коленях. Мужик быстренько встал. Но душа, просила молитвы, просила защиты у Господа, покрова Богородицы. И снова мужик встал на колени. А что дальше- не знает. Взглянул украдкой на служку, тот крестится, и поклоны кладет, упираясь любом в подставленный свой кулак. И мой герой сложил два кулака в пирамидку, и поклонился.
Встал, и снова, как привыкший к "пинкам" и осуждению пес, быстро осмотрел всех вокруг.

Никто не заметил его ухода. Даже я. Упустила возможность поговорить с ним и договориться, как ему передать вещи. Осень уже.Холодно. А он пришел в замасленной и мятой футболке. Наверное, праздничную, лучшую надел. Потому что в предыдущий раз он был в серой, а сегодня пришел в белой. То есть, когда-то она, футболка, была белой.

Я очень надеюсь, что он не забудет дорогу в храм...


Рецензии