Муха

      Муха пустилась в путешествие на поезде.  «Musca domestica, обыкновенная комнатная», – так она представилась проводнице, влетая в хвостовой вагон. Муха была из хорошей семьи, воспитанная. Проводница проигнорировала её, будто та была невидимкой. Ну и не обидно, привычная история. Хорошо, что автор детских книг, уже занявшая крайнее купе, её приметила и как будто обрадовалась любопытству и проворству маленькой путешественницы. Муха хотела общения с людьми и назвала своё имя – Зизи. Поезд тронулся. Писательница показала ей на свою новую книгу – так она тоже представилась.  И сразу попросила муху не садиться на еду, чтобы не приведи Бог... Та послушалась и села перед автором, тщательно умываясь и чистя лапки. Она точно знала, что людям это нравится, некоторые умиляются аккуратности мух. Автора детских книг муха сразу вспомнила по творческому вечеру в книжном магазине в центре Москвы, куда однажды залетела. У писательницы было редкое имя – Казимира. А мухе нравилось думать о Казимире как об Авторе, потому что это слово означает обогащать, приумножать, содействовать росту, что успешно и делала Казимира своим творчеством. Авторами называют самых разных творцов нового. Это Зизи узнала и запомнила на том самом вечере, откуда, кстати, быстро улетела по своим делам. Она сразу поняла по картинкам, о чём книга и порадовалась за детей, которым предстояло её прочитать. Путешествие по миру для мухи значительнее книги (читать насекомые не умеют), ведь она каждый раз возвращается домой совсем другой мухой, обновлённой. Память у неё цепкая, а любопытство безмерное. А кто из её знакомых не путешествовал, а кружил вокруг своего жилища, тот, можно сказать, только первую страничку из книги жизни прочитал.

     Если бы муха имела семью, то, возможно, была бы уже одним этим счастлива. Но в отсутствии мужа и детей Зизи занялась наблюдением за людьми, чтобы расширить свои знания и лучше понимать жизнь. Можно залетать то в одну, то в другую квартиру и следить, как развиваются отношения членов семьи. Но это скучновато. Жизнь, как говорила её бабушка, подобна путешествию с приключениями. Интересно понять, знают ли люди конечную цель их загадочного путешествия. Некоторые ждут только ближайшую, запланированную ранее остановку, никак не думают, где конечная их поезда и что будет потом, когда придёт время разбирать накопленный багаж. Мухе нравилась смена обстановки, менялось пространство, летело время. Она интересовалась людьми (знала, что они только и отмахиваются от летающих и хотят прихлопнуть их поскорее), слышала их мысли и всё понимала. Ей хотелось, чтобы и они её понимали. Так случалось очень редко. Вот писательница её сразу приняла и даже пообщалась с ней телепатически. Так они подружились.

     Пока муха не понимала, к чему стремятся люди и чего больше всего ждут от перемены места. А именно это её интересовало. Она просто любопытствует, как говорят писатели, собирает материал. Вот бы с писательницей поговорить! Но та увлечена чтением. Иногда прикрывает глаза и думает, потом что-то пишет. Муха знает, что и Казимира слышит её мысли, если смотрит мухе прямо в глаза. Муха проверяла это. Телепатическое общение, как считала её бабушка, Зизи Первая, – самое надёжное и честное: не скроешь свои мысли. Жаль, что бабушка, так горячо любимая внучкой, уже улетела в неведомое пространство. Зизи Вторая знает, чего хочет: понимать смысл жизни, учиться, чтобы стать умной и нужной. Доброй она была от рождения.  Другие мухи говорили, что, пообщавшись с Зизи, наполняются радостью.

     Зизи претило долго оставаться на одном месте. Ведь и жизнь её коротка по сравнению с человеческой – всего-то один месяц (редко кому удаётся прожить дольше). Надо многое успеть. Возможно потом придётся перевоплотиться в кого-то другого. Надо быть ко всему готовой и многое усвоить уже сейчас. Благодаря самолётам и поездам муха побывала во многих местах мира и неплохо узнала людей. Странные существа, они время не ценят, не понимают даже, что это такое. Муха думала, что время один из важных строительных материалов нашей планеты, без него ничего бы не было, как без воды, огня, воздуха, земли. Люди головы ломают, формулы придумывают и все говорят о разном, нет единства в понимании. А мухи ценят время, как и воздух. Со своим личным временем она была в дружбе, иногда замедляла его, чтобы больше успеть. Думала. И это отличало её от других, кто летал ради того, чтобы только летать и есть.

     Вечером, уставшая от чтения, автор, не отказалась пообщаться с мухой. Сели напротив друг друга и мысленно повели разговор. Купе было двухместным, попутчик – мужчина, занятый своими делами и много спавший, так что никто им не мешал. Автору было интересно узнать о жизни мух, поскольку она никогда не интересовалась насекомыми. Зизи с радостью пустилась в повествование о себе подобных – древнейших живых существах на планете.

- У нас два сложных глаза и три простых. Поэтому мы видим всё вокруг, и на далёком, и на близком расстоянии. И ультрафиолет в том числе.  Мы более проницательные, если так можно сказать. Я сяду на твой палец, а ты посмотри поближе. О глазах мухи людьми написаны научные трактаты: они сложно устроены, не так примитивно, как у людей! Тёмно-красные, огромные.  Состоят из тысяч фасеток-шестигранников, напоминающих соты. Ну как, разглядела, или не увидела без увеличения?
Мы знаем, что ваши учёные (среди нас тоже есть мудрые, как моя бабушка) изобретают многое на основе наблюдений за нами и завидуют нашим физическим данным, и мозгу в том числе! Ты удивилась! На примере экспериментов с одним геном плодовой мушки было сделано открытие, автор которого заслужил Нобелевскую премию. Наш мозг обрабатывает намного больше кадров в секунду, стремительно реагирует на все изменения. И взлетаем мгновенно, с громадным ускорением, а человеку не перенести такую перегрузку.  Мы, не скромно так говорить, но по некоторым параметрам намного превосходим человека. Поэтому вы, люди, создаёте роботов, наблюдая за нашими возможностями.  Теперь посмотри на мои лапки. Это не просто осязательные органы, как у человека, они ещё и вкус чувствуют, и гораздо тоньше, нежели люди. На лапках есть липкие подушечки со щетинками, их-то мы и очищаем непрестанно от пыли, чтобы держаться на всевозможных поверхностях. Я тебе рассказываю о нас, а ты потом напиши для детей. Хочу, чтобы и им было интересно наблюдать за нами. И двигаемся мы как угодно, хоть вниз головой по потолку, или ходим по любым, даже скользким, вертикальным поверхностям – виртуозы! Но я не совсем довольна даже такой прекрасной жизнью. В юности мечтала что-то создавать. Но нам не дан такой дар. Даже муравейник или соты мы не умеем строить. Поэтому теперь хочу понять, как всё устроено в мире. Я старая муха, долгожитель: мне почти два месяца. И до сих пор я очень энергична.
Ну, а теперь расскажи ты о себе. О чём писать собираешься, чем будешь удивлять читателей? Придуманные или реальные истории? Где истины больше?

- К истине не каждый может подобраться, зависит от замысла автора и от его дарования. Задача не стоит провозгласить истину, это несбыточно. Вряд ли найдётся кто-то, кто возьмёт на себя такую ответственность. Хотя можно просто заявить, что истина в любви, или в гармонии, или в чём-то подобном. Возможно, истина в самом процессе её поиска. Но всё это лишь слова, их легко оспорить. Достаточно послушать разговор «за жизнь» подвыпивших людей и отпадёт охота с лёгкостью рассуждать о самом главном.  Я читаю, пишу, издаю книги для детей. Я бы и сейчас не прочь записать наш разговор. Мне интересно, что ты думаешь о жизни. Кажется, что за короткую, по нашим меркам, жизнь мухи и узнать-то о мире ничего нельзя.

- Ну что ты! Можно. Особенно если прислушиваться к историям, рассказанным нашими старшими и родными. Ночью мухи не видят, спят, но прежде, чем заснуть, всегда говорят о жизни, о людях в том числе. Так мы многое узнаем с раннего детства. При условии, что есть мудрый в роду. Мне повезло с бабушкой.

Попутчик отвлёкся от своего занятия и удивился тому, что Казимира, видя муху на столе, внимательно смотрит на неё и не пытается ни прогнать, ни прибить нахалку. Он замахнулся газетой на Зизи, но не тут-то было.
- Я полетаю по поезду для короткого знакомства с окружением, потом вернусь к тебе, если ты не против. Может, сосед заснёт или займётся чем-то, что его увлечёт больше, чем охота на мух.

     Зизи залетела в соседнее купе, где ехали бабушка с внуком. Мальчик взял в путешествие глобус и сейчас рассматривал его, изредка задавал вопросы бабушке. Потом попросил у неё поясок от её халата и стал им обвязывать глобус снизу доверху. Сказал бабушке:

- Я путешественник, вот таков мой путь по нашей планете. И не думай, что только поездом, как сейчас. Я буду много ходить пешком, на лодках, ездить на велосипеде, летать самолётом. Видишь, с одного полюса на другой через все страны, горы, моря и океаны. Увижу всё, что смогу. Я хочу найти своё место. Это там, где мне интереснее всего и где я всем нужен.

- Ну что ж, придётся выбрать подходящую профессию, научиться многому и в путь! Мне нравится твой план. Мечтай, а я посплю.

     Зизи и на глобус села, и умылась, и передала мальчику свой восторг от его плана. Он не прогнал её, потому что понял её мысли, повеселел от этого и хотел продолжить разговор. Бабушка прилегла, закрыла глаза и попыталась заснуть. Муха села ей на руку и слушала, как тикают часы – время, показалось Зизи, ускорялось. Бабушка не обрадовалась мухе и попыталась убить её. Внук же, конечно, стал на сторону находившейся в опасности мухи. Он быстро открыл дверь и сказал: «Лети, мушенька, лети!». Этим насмешил и бабушку, и их соседей.

     Девушка в другом купе привлекла внимание Зизи своими чувствами. Её любимый слушал музыку в наушниках и подрёмывал, а девушка делала вид, что увлечённо смотрит фильм на айпаде, на самом же деле не спускала с парня глаз. Она уносилась в смелых мечтах в их совместное будущее и представляла, что выйдет за него замуж и родит детей. Но вовремя очнулась и подумала, что мечты преждевременны, ведь они были знакомы совсем не долго, он даже не сказал ей слов любви. И муха «услышала», поняла мысли влюблённой. Как много для людей значит любовь, влюблённость, страсть. Это было странно для разумной и не влюбчивой Зизи. Эта сторона жизни людей её удивляла. Вот и писательница успела посетовать, что люди живут не так, как было задумано изначально, а совсем иначе. Ведь они созданы, чтобы любить людей, а вещами пользоваться, но в мире пошло всё иначе: люди стали любить вещи, а друг другом пользоваться. Автор очень надеялась, что ей удастся рассказать детям и об этом, и о настоящем замысле Творца, конечно, так, как она его понимает.  Зизи вспомнила, что в её роду обыкновенных мух случалось кое-что удивительное на почве любви. Был и сумасшедший дедушка – в его безумстве все были уверены. Зизи знала, что дед был совершенно нормальным, только не в меру влюбчивым, почему и заслужил кличку Пропащий. Да, совсем пропащий... Он голову потерял от любви.  Уже в зрелом возрасте он влюбился в муху из чужого рода – в Люцилию-падальщицу. Это была его последняя и роковая любовь. Муха крупная, раза в три крупнее деда – уже повод для насмешек мух его вида. Энергичная, весёлая. А какая блестящая, зелёная! Переливается металлическим ярким блеском – красавица. «Всем нашим на зависть» - так говорили обыкновенные мухи о прелестнице. Но о ней, о её образе жизни, чистюлям и аккуратисткам комнатным мухам совсем не хочется рассказывать. Да и слушать не захочется, очень уж неприятны пристрастия красавиц. А деду нравилось в Люцилии всё без исключения. Он старался, чтобы она радовалась жизни и была счастливой. Дед всегда то ли в шутку, то ли всерьёз (не поймёшь его!) говорил, что если бы выбирал, как умереть, то выбрал бы смерть от любви. Вот так и получилось: погиб от непосильной любви. А она-то ещё жива, навещает место их тайных свиданий, вспоминает редкую любовь... Зизи описывает интересные судьбы родных в свой невидимый «блокнотик» (есть в её голове место для такого чуда). Определённо в ней дремлет талант писателя. Она подумала: «Уже многое мною записано, а когда завершу своё путешествие, тогда спокойно смогу улететь в вечность, чтобы потом опять вернуться на Землю. Моя бабушка верит в переселение душ. Я – тоже».

     Какой милый пассажир – художник по свету. Он наблюдает за игрой солнечных лучей, за бликами теней, тёмными туннелями, неожиданными вспышками молний (видел и шаровые), за светом фонарей в тёмной ночи на пути быстро бегущего поезда. Что-то зарисовывает, записывает. Его, как молнии, озаряют идеи. Он знает, что если использовать в фильме или спектакле подобные эффекты, определённым образом доработанные, то это ошеломит публику. Другие пассажиры не замечают игру света. Как, например, вот эта пара. Муж с женой, не стесняясь, то и дело спорят, а их соседи, чувствуя неловкость, выходят в коридор. Они даже из-за этого сдружились, пока супруги с новой силой упрекали и грызли друг друга и бесконечно ели, ели. Зизи их наказывала за сварливость и обжорство: садилась то на бутерброд, когда женщина собиралась его откусить, то ползала по кускам колбасы и сыра, когда оба жевали и держали стаканы в руках, а спугнуть нахалку не могли. Жена была брезгливой, а муж нервно и грубо реагировал и на надоедливость мухи, и на вспыльчивость жены. Обжоры не понравились мухе.

     Монотонный и размеренный звук колёсных пар о стыки в путях убаюкивают, успокаивает и настраивает на неторопливые размышления, на полудрёму. В пути от чего-то придётся освободиться, что-то приобрести, возможно даже измениться.  Мухе пригодятся все подмеченные детали, ощущения.

     Зизи наблюдает жизнь в скудных декорациях вагонов и фантастических деталях пейзажей, смазанных скоростью поезда и пролетающих мимо. Слушает этот разноголосый хор: откровения, неправдивые истории, юмор, смех, пение, чтение стихов, переругивание, споры... И проносятся судьбы, бежит жизнь. И всё скоротечно – это слово из людской лексики. Они думают, что понимают, что это.
Зизи пролетела через несколько вагонов, включая вагон-ресторан, где вкусно поела и попила вишнёвый компот. Она слушала разговоры людей, слушала их мысли, и ей было интересно, почему так высоко стоящие на ступени эволюции не догадываются, что живые существа их понимают. Они уверены, что все другие стоят ниже их, что они, люди, истинные хозяева на планете и позволить себе могут всё, что захотят. Если бы они только вдруг поняли, как много о них известно и птицам, и животным, и насекомым! А эти умники, учёные, творцы ракет никого понять не только не могут, но и не хотят. Жестокие. Знай себе, занимаются вивисекцией. Если бы Зизи была человеком... Ах, ну что сейчас об этом!

Зизи вернулась в своё купе. Писательница сказала:
-Ты не обычная муха. Твои соплеменницы летают не за впечатлениями и знаниями, а в основном за едой. Они не стремятся освоить мир людей или других созданий, живут инстинктами. Тебе интересно. Только не попадись под горячую руку! Для нас все мухи одинаковы, они надоедливы, и мы опасаемся заразы, которую они переносят. Будь осторожна. Кстати, я не спросила, а зачем тебе нужна столь необычная жизнь?
- Мне хочется узнать у людей, с какой целью они всё изучают, читают, смотрят фильмы, летают в космос, возводят громадные сооружения, усложняют технику. И всё же страдают, жалуются, что чего-то главного им не хватает. К сожалению, часто всё сводится к богатству.  Чего им на самом деле хочется узнать?

- Ты и сама всё видишь. Учатся, проявляют по-разному свои способности, изобретают, творят, увлекаются чем-то, заводят семью, проявляются в страстях, ошибаются, страдают. Многие мучаются вопросом, для чего здесь живут, обращаются к религиям. А потом уходят в другой мир, о котором мало кто знает, но складывают об этом разные сказания, легенды. Есть среди нас особо увлечённые, это творцы. И любознательные, которым интересно, как и кем сотворён наш мир, какими были люди в незапамятные времена, куда и почему ушла та древняя и неведомая жизнь... Очень немногие доходят до глубинных знаний или прозрений. Они живут осознанно, совершенствуются. Среди них есть, думаю, будущие творцы миров.

- Я полетаю и что-то ещё подсмотрю. А потом сяду и запишу в своей голове. Там всё остаётся, как у вас в записях на бумаге, в компьютерах.

- Удивляюсь тебе, Зизи. Ты мыслящая муха. И тебе совсем не скучно. Дерзай! Жаль, что ты пишешь всё только в голове.  Хотя мы верим, что сильные мысли и достойное произведения живут, сохраняются и в ином пространстве надолго. В них остаётся особенная энергия породившего их.

- Ты знаешь, что все животные и насекомые понимают вас? Мы раньше думали, что и люди нас понимают, но потом догадались, что вы живёте в своём мире, далёком от знания природы. Вас почти все боятся. Мы за вами наблюдаем. Но когда-нибудь в другом мире мы будем все друг друга понимать. Ты веришь в это?

- Да, верю. Души общаются мыслью, чувствами, и не важно, на каком языке эти мысли проявлены. Уж прости, что в нашей среде для вас мало места. Будем вместе смотреть на мир открыто и изучать его.

- Я говорила, что значительно дольше других живу.  Совсем скоро заканчивается мой век. Но меня это не тревожит. Я точно знаю, что и там, буду что-то новое узнавать, буду учиться. Может быть, встречу свою мудрую бабушку. Возможно, и дед придёт на встречу! Всё же очень интересно жить. И я готова к переменам. Пожалуйста, напиши что-то такое, чего еще не писали. Ты детский писатель, дети изменят мир, сделают его лучше, добрее, я верю. Я буду ждать и там, куда скоро улечу.

     Поезд остановился. Казимира взяла свой багаж, попрощалась с мухой и вышла на перрон. Зизи сделала круг почёта вокруг писательницы и подумала, что познакомиться с таким умным и сердечным человеком большое счастье. Это было завершением её земного пути. Радостно и смело полетела Зизи высоко-высоко. Лететь сначала было легко, потом воздушные потоки стали упругими, муха преодолевала с трудом их сопротивление, затем отдалась на волю ветра, воздуха, и он понёс её туда, откуда не скоро возвращаются на Землю.
*****
Москва. 2021г.








 


Рецензии
Впечатляющая аллегория. Про мух писали и Сартр, и Бродский...Муха - весьма многозначный символ.И вашей аллегории он переливается всеми красками.

Юрий Николаевич Горбачев 2   23.11.2022 16:34     Заявить о нарушении
Спасибо!
Спасибо за подсказку. Про мух ни Сартра, ни Бродского не читала, почитаю.
Наталья

Наталья Мезенцева Тайна   23.11.2022 16:46   Заявить о нарушении
У вас вполне самостоятельное диво энтамологии.

Юрий Николаевич Горбачев 2   23.11.2022 16:56   Заявить о нарушении
эпиграф из Бродского украсит

Юрий Николаевич Горбачев 2   23.11.2022 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.