Ефим и харизма - миниповесть. Часть 6

Окончание.   
Начало в  http://proza.ru/2021/07/30/572http://proza.ru/2021/08/06/1000, http://proza.ru/2022/12/01/1131, http://proza.ru/2021/08/14/671   и http://proza.ru/2021/08/22/388


    
      Первая зима в Забайкалье показалась Ефиму холодной, но не слишком. По совету Маши он сменил ботинки на унты из овчины и приобрел теплую шапку и полушубок на собачей шерсти. После этого ему стало понятно, как сибиряки могут чувствовать себя комфортно на тридцатиградусном морозе.
      Той зимой, спустя несколько месяцев после окончания шабашки, Ефим и Маша поженились. Свадьба проходила в городском ресторане. Гостей было немного - человек пятнадцать,  из них почти все - с Машиной работы. Со стороны жениха  был только начальник прииска Николай Иваныч, который, к удивлению Ефима, очень обрадовался его приглашению и принял дятельное участие во всей свадебной процедуре, выполняя роль и «посаженного отца», и «дружка жениха», и «свадебного генерала».
     А на будущий год в июне Маша родила двойняшек - черноглазых пацанят. Назвали их Андреем и Борисом в честь отцов Маши и Ефима. На радостях Ефим, наконец, написал подробное письмо родителям, вложив в него, кроме снимков внуков, еще и свадебные фотографии. Родители откликнулись моментально. Восхищались Машиной красотой, обижались, что сынок не позвал на свадьбу, даже не сообщил. Несмотря на обиду, мать готова была приехать, чтобы помочь Маше с детьми, но Ефим ответил, что пока помощь не требуется.

     Помощь была не нужна потому, что после шабашки Ефим почти год нигде не работал. Он сам нянчил малышей и, к его удивлению, это занятие было ему не в тягость. Заработок его оказался больше, чем он ожидал. Не терпевший быть в долгу, он, не откладывая, рассчитался со всеми своими кредиторами, отправив с десяток почтовых переводов. Тем не менее, даже с учетом свадебных расходов и приобретения необходимых вещей для близнецов, оставшихся денег пока вполне хватало на безбедное существование Ефимовой семьи. Поэтому он не торопился устраиваться куда придется. Ему хотелось осмыслить дальнейшую жизнь и прожить какую-то ее часть без начальства. Свою идею приобрести харизму Ефим забросил, как несерьезную. Хотя он чувствовал, что его усилия не пропали даром и он приобрел кое-какие полезные навыки. «По крайней мере, отвык болтать и лезть в чужие дела», - резюмировал он для себя. Заметил Ефим за собой и другое, - после трехмесячного тяжелого физического труда его стали больше привлекать творческие занятия. Все это время он с удовольствием рисовал. Все стены были  увешаны  его картинами, в основном пейзажами и Машиными портретами. Жизнь Ефима теперь текла в согласии с установленным им порядком. Несколько раз в день в точно определенное время он кормил малышей из приготовленных Машей бутылочек и вывозил их на прогулку в большой двухместной коляске. Снег празднично скрипел под колесами, ярко светило солнце, и Ефим шагал своим обычным маршрутом, слушая музыку через наушники и ощущая в душе спокойствие и равновесие. И он был счастлив, как никогда прежде.   
 
     Маше, конечно, было удобно, что Ефим занимается детьми. Она не стала брать академический отпуск и закончила институт в срок. Когда она возвращалась с работы, муж кормил ее вкусным ужином, давал отдохнуть. Чем не жизнь? С другой стороны, Машу очень беспокоило то, что у Ефима нет постоянной работы и он даже не пытается ее найти. Ей это было непонятно, - ведь так не может продолжаться все время. Дело даже не в деньгах. Она была уверена, что человек, а тем более, мужчина, не имеющий постоянного занятия, рано или поздно «закиснет». Ефимово же «рисование» она серьезным занятием не считала.

     Однажды, придя со службы, Маша рассказала Ефиму, что Самсон Маратович задумал построить себе коттедж и ищет архитектора, который бы сделал ему проект.
     - Я подумала, можешь быть ты ему поможешь? - невинно глядя на Ефима серо-голубыми глазами, спросила Маша.
     - Подумала или уже предложила ему? – насторожился Ефим.
     - Сказала, что спрошу у тебя.
     - Манечка, я уже больше десяти лет не занимался этим. Какой из меня архитектор? 
     - Ну, попробуй, пожалуйста, ну, я тебя прошу.
Ефим все понял.
     - Партизанка, - удивился он, - я должен подумать, партизанка Маня.
   
     Думал он недолго и уже на следующий вечер попросил, чтобы Самсон Маратович прислал ему по электронной почте фотографии того места, где он планировал  строить коттедж. После этого они вместе не один раз съездили на выбранную площадку, уточняя детали и привязывая будущее строение к местности. Проектирование коттеджа со всей деталировкой заняло у Ефима два с лишним месяца. Это при том, что он работал почти не отвлекаясь. Но и результат вышел дельный, на титульном листе в пухлой папке с чертежами и расчетами красовался шикарный двухэтажный особняк с высокими окнами и балконом, обращенным к реке. Передавая заказчику свою работу, Ефим чувствовал нешуточную гордость. Ему так хотелось продемонстрировать Самсону Маратовичу всю нестандартность и красоту найденных им решений, что ему стоило немалого труда удержаться от подробных объяснений. Все же, внутренне похвалив себя, Ефим со сдержанностью профессионала предложил своему первому клиенту ознакомиться с проектом и обсудить его через пару недель.
 
     - Если что-то Вас не устроит, дайте мне знать, и я внесу поправки, - сказал он.
   
     Однако поправки не понадобились.
 
     - Ефим Борисыч, дорогой, - Самсон Маратович, как истинный кавказец, не скупился на эпитеты. - Да это настоящий дворец. У меня будет самый красивый дом в этом городе. А гараж зачем ты мне сделал?  Теперь придется машину покупать. Шучу, шучу, дорогой.

     Проект настолько понравился заказчику, что тот начал подготовку к строительству, не дожидаясь его утверждения в городских инстанциях.

     После двухмесячной напряженной работы Ефиму очень хотелось устроить себе настоящий отдых – поехать куда-нибудь с семьей на недельку, порыбачить, порисовать.  Но отдохнуть ему не дали. Городское  начальство, через которое Самсон Маратович оформлял свое строительство, не на шутку заинтересовалось проектом, и вскоре на новоиспеченного архитектора посыпались заказы. Посчитав все «за» и «против», и прикинув возможные доходы и налоги, Ефим пришел к выводу, что ему имеет смысл открыть частное предприятие. К этому времени в районе и за его пределами скопилось много обеспеченных людей, в основном это были чиновники разного уровня. Слухи о новой архитектурной фирме распространились среди них с быстротой молнии, так что Ефимово предприятие попало в живую струю. И закрутилось колесо.  Число клиентов росло безо всякой рекламы и даже образовалась очередь. При этом, оказалось, что у быстрого успеха есть и другая сторона. Ефиму теперь не хватало ни времени, ни сил на то, чтобы справляться с заказами в одиночку. Они договорились с Машей, что она перейдет на полставки и будет помогать ему с проектами.
   
     Поскольку конкурентов у новой фирмы не было, а заказчиками ее были самые влиятельные люди города, то совсем скоро Ефим стал «брендом». Он вошел в городскую элиту. Его величали не иначе как по имени-отчеству, искали его расположения, в надежде переместиться в очереди поближе к ее началу. Частенько приглашали то в ресторан, то на охоту. Ефима эти авансы поначалу забавляли, но сходив однажды с городским начальством на охоту, он приобрел стойкое отвращение к этому занятию. Дело было не только в количестве выпитой за эти два дня водки, но и в самом убийстве животных не из голода, а из первобытного азарта. С тех пор он такие приглашения решительно отклонял, ссылаясь на большое количество и срочность заказов. Очередность же клиентов Ефим твердо поддерживал, ни для кого не делая исключений, за что приобрел в городе репутацию человека несговорчивого, с «мухоморным характером», да еще к тому же и непьющего. 
        Чтобы семье не мешали частые визиты заказчиков, Ефим устроил себе офис в центре городка. С названием фирмы мудрить не стал, над подъездом офиса красовалась небольшая вывеска «Виллы и коттеджи».

     Так Ефим стал архитектором, вернувшись к своим давно забытым интересам. Фирма практически сразу начала приносить приличный доход. Поэтому очень скоро Ефиму и Маше пришла идея проектировать дом для себя. Чего только не было в этом проекте - тренажерный зал для Маши и художественная студия для Ефима, просторный салон, спальня и навороченная кухня, две детские и две гостевые комнаты, не считая технических помещений и гаража. Потом, правда, они упростили проект, опасаясь, что строительство и отделка такого дома затянется надолго. В этом упрощенном варианте строительство не заняло много времени, тем более, что оно велось почти что "с колес", поскольку среди Ефимовых заказчиков были строительные начальники и подрядчики.
     Переехав в новый дом они довольно долго привыкали к небывалому в жизни обоих комфорту. Первым делом оборудовали спальню, кухню и детскую, где они и проводили большую часть времени. Остальные помещения тоже постепенно обживались и обрастали мебелью. Этот период в жизни Ефима был самым успешным. Он чувствовал себя победителем, хотя и очень уставшим после победы. Главным же своим достижением Ефим в глубине души считал вовсе не вновь обретенную профессию, не фирму и не дом, а свою семью.

     В ближайшее после новоселья лето Ефим устроил, наконец, себе отпуск и позвал в гости родителей, чтобы те смогли познакомиться с невесткой и внуками. Маша со свекром и свекровкой отлично поладила. Водила их по ягоды  и на рыбалку. Съездила с ними на экскурсию на Байкал. Когда они вернулись, родители подступили к Ефиму с расспросами.
     - А что это у Машеньки синяки? Вы что с ней ссоритесь? – спросила мать.
     - Я за всю жизнь твою мать пальцем не тронул, - строго добавил отец.
     - Она спортсменка, мама, - рассмеялся Ефим, - если мы с ней подеремся, то в синяках буду я.
     - А чем она занимается? - поинтересовался отец.
     - Кикбоксингом. Это вроде бокса, только можно еще и ногами драться.
     - Ух ты!

     При расставании мать расчувствовалась.
     - Как же Фимке повезло, - шепнула она Маше, обнимая ее.


                ***

     И жить бы – не горевать, но все же они расстались. Ефиму не удалось удержать Машу, как не удалось навсегда похоронить свое занудство. Оно составляло такую же основу его характера, как и порядочность, и надежность. А когда живешь с таким человеком не день и не два, это качество обязательно проявит себя, высунет свою скучную физиономию, будьте спокойны.

     Часто бывало так, что перед сдачей проекта Ефима охватывало раздражение - следствие накопившейся усталости. А в тот день все просто бесило его. С утра вышел из строя недавно купленный крутой компьютер. Это когда до сдачи проекта оставалось меньше недели. Ефим пришел в ужас, представив себе, что ему за оставшиеся дни придется восстанавливать результаты двухмесячной работы. Он позвонил в компьютерную фирму и попросил срочной помощи.
     - Привозите, - ответили ему, и Ефим стал названивать Маше, чтобы она побыстрее вернулась домой и подменила его с малышами. А Маша не отвечала, она была на тренировке и, видимо, оставила телефон в раздевалке.
     Наконец Маша пришла домой и Ефима прорвало. Он кричал, что ему надоели ее дурацкие драки, из-за которых она вечно ходит в синяках. Что она ведет себя безответственно, как девчонка, а ведь у нее уже двое детей. Что из-за нее он не может закончить проект в срок. Маша, которая не чувствовала за собой никакой вины, не стала оправдываться, просто молча ушла в свою комнату. Жертвовать своими тренировками она не собиралась даже ради мира в семье. Эта была их первая серьезная ссора. Через пару дней, сдав проект, Ефим стал искать примирения. Они помирились, но трещинка пошла...

     В другой раз Ефим безо всякой причины приревновал Машу, когда она несколько раз на одной неделе пришла поздно домой. У ней просто был аврал на работе. Ефиму же показалось, что дело тут нечисто и он устроил дознание. А в последнее время ссоры частенько возникали из-за Машиного брата. Вернувшись из армии, Антон жил вольной жизнью, нигде не работая, где-то доставал и покуривал «травку», а деньги и немалые тянул с них. Это ужасно раздражало Ефима, и он время от времени просил Машу «поговорить с этим шалопаем». Маша же брата всегда защищала и это добавляло напряжения в их отношения.

     Эти случаи или другие стали причиной их разрыва – не так важно. Они окончательно разругались, - наговорили друг другу много такого, о чем лучше было бы помолчать. Ефим переселился в офис, но вскоре выяснилось, что он не просто привязан к семье, а отчаянно тоскует по жене и пацанятам. Он изо всех сил старался наладить отношения с Машей, звонил ей и писал длинные письма по электронной почте. Она не отвечала ни на звонки, ни на письма. Потом коротко написала, что хочет развода. Ефим развода совершенно не хотел, но, зная Машин упрямый характер, понимал, что у него нету никаких шансов сохранить семью. Он разболелся, перестал следить за собой, провалил несколько заказов, и наконец пришел к выводу, что он не в состоянии, не то, чтобы работать, но даже и жить прежней жизнью.
   
     Смирившись с неизбежным, Ефим написал Маше, что согласен на развод, но хотел бы поддерживать отношения с детьми, и что он пришлет ей нужные бумаги по почте. Он закрыл свою фирму и возвратился в родной город, перевернув эту страницу своей жизни. Ефим надеялся, что смена жизненных обстоятельств поможет ему пережить семейную катастрофу. Но надежды его не оправдались. И на новом-старом месте он чувствовал себя так, будто из него вынули душу. Бывало, что он месяцами не выходил из депрессии.
   
     Выручил Ефима, как это ни странно, его художественный дар. Однажды он нарисовал себя, глядя в зеркало. Нарисовал честно, не приукрашивая и не опуская деталей. Этот его автопортрет поведал ему о нем самом больше, чем мог бы рассказать хороший психоаналитик. С портрета на него смотрел незнакомый, заросший, пришибленный, униженный человек. И Ефим очнулся, разозлился на себя и снова нашел в себе силы на повседневную жизнь.

     Свое вновь обретенное занятие он терять не захотел и со временем открыл архитектурную фирму в своем городе. Их отношения с Машей улучшились, в том смысле, что хотя бы установилась переписка. Она присылала ему фотографии детей, рассказывала, как они растут. Когда в одном из писем Маша написала, что на ее горизонте появился молодой парень, спортивный и шебутной, с которым ей интересно и хочется быть рядом, Ефим только вздохнул.

               
             
               
                Конец   


Рецензии
Жаль, Валерий, что такая сказка и семейная идиллия разрушилась.
Двое мальчиков без отца- ничего хорошего, это не материальные долги, которые можно отдать. Это навсегда упущенные возможности участия в жизни своих детей. К большому сожалению.

Но, автору виднее

Всего Вам самого доброго, Светлана

Лана Вальтер   16.02.2024 08:20     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо за Ваш отзыв. Жалко детей, конечно. Но не все пары способны прожить долгую жизнь вместе. Для этого, кроме любви должно быть еще нечто важное - супруги должны подходить друг другу. Занудство мало кто долго выносит, но есть и такие, кому это качество даже нравится.
С искренним уважением и пожеланием добра и удачи,
Валерий.

Валерий Диковский   16.02.2024 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.