С праздником Входа Господня в Иерусалим!

Всего неделя отделяет нас от празднования Пасхи, и она обозначена знаменательным днем - праздником входа Господня в Иерусалим. В истории Церкви он появляется только в начале III века, но общецерковным становится с VI века. Что же мы празднуем, спросите вы? Ну вошел Человек в город и что? Ведь тысячи людей, посещают великие города, и история не запоминает их имен, и уж точно не создает из этого события праздник. Так то оно так, но вошедший в тот день в Иерусалим, был не только человеком, но и Богом. Итак, попробуем воссоздать картину давно происшедшего события.
33 год нашей эры. В Иерусалиме новый прокуратор - Понтий Пилат, которого император Тиберий наделил особыми полномочиями. Едва вступив в должность, Понтий жесткой рукой дает понять народу еврейскому, что он не потерпит беспорядков и мятежей в доверенной ему провинции. Но народ бунтует, народ не желает смиряться, он ждет своего царя-избавителя. Из Вифании, соседнего с Иерусалимом селения, приходят поразительные новости. Некто воскресил мертвеца на четвертый день похорон. А еще говорят, что Он пророк и собирается посетить Иерусалим. Слухи расходятся быстро. И к утру все жители Иерусалима уверили себя в том, что скоро наступит новая жизнь с новым царем, или пророком. А в это время с восточной стороны к городу приближался Тот, о котором так много говорили. Выглядел Иисус немного странно, то раздавал непонятные для учеников поручения, то просто молчал. Одним из поручений было привести к Нему ослицу с осленком. Странным оно было еще и потому, что никто из простых смертных не входил в Иерусалим верхом на животном, только царь. Неведомо было ученикам то, что Господь исполнял все что было уже предсказано пророком Захарией: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле" (Зах. 9, 9). Но зачем же нужно было именно два животных? И на это есть толкование блаженного Иеронима Стридонского: «Мы переносимся к более возвышенному смыслу, чтобы уразуметь, что эта ходившая под ярмом ослица, порабощенная, влачившая бремя закона, есть синагога, или народ иудейский; а осленок, игривый и свободный, – народы языческие, на которых воссел Иисус; к ним двоим послал Он и двух учеников Своих: одного – к обрезанным, а другого – к язычникам». Люди, увидев приближающегося Человека, обезумели от счастья, они начали срезать с деревьев пальмовые листья, срывать с себя одежду и бросать все это под ноги осленку с ослицей, при этом дико кричали: "Осанна, сыну Давидову", что можно перевести с еврейского как "Спаси же нас, сын Давидов". Но их истошный вопль не трогал Христа. Он понимал, что они не о том просят. Горько стало у него на душе, и он взмолился к Отцу Небесному прося у Него знака, как прославить имя Божие. "Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю" (Ин. 12, 28). После этого знака, даже грудные дети стали славить Христа: "Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних! (Лк. 19, 38). Тут же в толпе народе стояли законоучители и священники иудейского народа. Понимая, что не могут контролировать ситуацию, они напрямую обратились к Иисусу с просьбой прекратить эту демонстрацию чувств верующих. На что получили ответ от Христа: "Если замолчат дети, то тогда камни из стен будут величать имя Мое. Этого хотите?" Проверять фарисеи не стали, и со злобой отошли на расстояние. В первый и единственный раз, Христос позволил назвать себя "Царем". Речь, конечно, шла не о земном царстве, а о Царстве Небесном. Основным замыслом Господа было не личное прославление, ведь Бог не нуждается в славлении (Он - самодостаточен), а возвышение человеческой природы, в которую перестали верить. Люди, отпав от Бога, забыли, что являют собой образ и подобие Божие, и превратили этот образ в нечто поистине жалкое. А вот Бог не погнушался воплотиться в человеческом обличье. Некоторые пишут, что Бог унизил себя снизойдя до человеческого существования. Не согласимся с ними, Бог оказал честь человеческой природе, показал ее величие нам. А мы гнушаемся выглядеть как люди, как дети Божьи. Снимем же с себя одежду греха, бросим ее под ноги и в человеческом обличье радостно встретимся со Своим Создателем и Богом! С праздником, с вербным воскресеньем!
(2020 год)


Рецензии