90-е. Жизнь за автомобиль. Предисловие

   Девяностые годы двадцатого века…. Этот период для жителей бывшего Союза Советских Социалистических Республик оказался кошмаром, который не все и не сразу разглядели. Изменения, которые произошли в жизни людей, были страшными. Да, здесь нужно говорить не о жизни государства как такового, а о жизни простых обывателей, проживающих на территории великой и могучей страны, которые проснувшись однажды утром, оказались жителями разных стран. Раньше территории, на которых проживали обычные люди, делились на Союзные республики – РСФСР или Россия, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Киргизская ССР, Азербайджанская ССР, Молдавская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Эстонская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР. Республики утратили свои приставки советских социалистических республик и стали просто Белоруссией, Украиной, Литвой, Молдавией, и так далее. Будто бы и не жили люди более семидесяти лет в одной стране и по единым законам. Теперь все стало врозь. И законы, и деньги, и границы, и армии.

   Новоиспеченные руководители новых государств уверяли и уверяют своих граждан в том, что разделение и раздробление привело их государства к расцвету. Однако большинство из граждан учились  еще в советских школах, что давало им понимание того, что разделенные республики стали ощущать упадок во всех сферах общественной жизни, отставая в своем развитии от государств Европы и Америки на десятилетия, если не на сотни лет. Естественные условия развития человеческого общества определяют последовательность и смену общественно-экономических формаций. Сначала, по науке, у людей идет первобытнообщинный строй, затем рабовладельческий, феодальный, капиталистический и, наконец, коммунистический через переходный социалистический строй. Получается, что если после социализма наступает капитализм – это всегда возвращение назад. А во всех странах бывшего социалистического лагеря наступил именно капитализм. Его становление у разных народов происходило по-своему. И если мы посмотрим, как это было на примере одной страны, то увидим общую картину того, что происходило везде.
   Итак, капитализм победил в России. А капиталистический путь развития всегда требует накопления капитала. Где ж его взять, если в советской стране все жили в достатке, и ни о каком капитале просто не задумывались? Это вопрос! Но и ответ на него лежит на поверхности. Накопление первоначального капитала всегда, или почти всегда происходит криминальным путем. Если, конечно, не удалось выиграть в лотерею. Но это маловероятно. Первое, что ощутили россияне – это то, что правительство лишило их денежных накоплений. Деньги обесценились. Инструментом отъема денег у населения явился ваучер. Эта бумажка давала видимые гарантии того, что каждому гражданину была выделена какая-то часть государственной собственности. На деле это было не так. Очень быстро ваучеры стали из-за своей бесполезности меняться всего на одну бутылку водки, а кто даже этого не сделал - просто не получил от государства ничего кроме цветной бумажки. Зато те, кто стоял на вершине, в руководстве или властных структурах, отписывали себе за подобные бумажки государственную собственность в виде фабрик, заводов и земельной недвижимости, которая тоже превращалась в деньги.
   Деньги…. Их не хватало на всех. То, что еще вчера представляло собой стабильность и определенный достаток, улетучилось. Обычные граждане России в одночасье стали нищими. Теперь они целиком зависели от заработных плат, которые стали мизерными, но даже и их не выплачивали вовремя и задерживали. Как во время войны, люди несли на стихийные рынки вещи, одежду, ювелирные изделия. Доллар получил свободное хождение по стране, обесценив рубль и породив бесчисленное количество «менял», которые получали свою «долю малую» на обмене валют под присмотром либо бандитов, либо милиции, которые тоже получали свою мзду. Пользуясь финансовой неграмотностью населения, денежные пирамиды типа «МММ», «Русского дома селенга» и другие бессовестно обманывали людей, забирая у них последние деньги, которые те пытались сохранить, вкладывая в эти организации.
   Бывшие советские люди с изумлением и стыдом смотрели на стариков, оставшихся без выплат своих пенсий и для выживания оккупировавших помойки и свалки. Стала расти армия бомжей, терявших свои квартиры от действий «черных риэлторов». Появилось большое количество беспризорных детей. Как-то сама собой появилась проституция. Это неслыханно! Появились и стали процветать не только женская, но и мужская, и даже детская торговля телом.
  Все сферы жизни общества контролировали криминальные группировки с помощью огнестрельного оружия и взрывчатки. Люди озлобились. Смертность скакала по стране гигантскими прыжками, расширяя кладбища до огромных размеров. Граждане России стали вымирать от безысходности, безденежья, криминальных ограблений, алкоголизма и наркомании. Предприятия, на которых еще можно было получить хоть какую-то заработную плату, специально банкротились и переходили в частную собственность. Большинство людей занялись торговлей, но и этот вид деятельности был очень опасен. В девяностые годы существовал натуральный обмен вещей и продуктов, оплата работы людей произведенной продукцией.

   В это страшное время существовала торговля людьми и человеческими органами. Девяностые годы очень сложный период в жизни бывшего советского народа. Девяностые годы можно назвать войной против всего советского, социалистического. Эта война против равноправия всех людей, против их права на жизнь. Люди в девяностые годы переламывались, становясь «батарейками» для питания социальных паразитов. Сейчас, в двадцать первом веке людям говорят о том, что все эти ужасы были необходимой жертвой в борьбе за демократическую свободу, за обилие тряпок, машин и продуктов, которые в СССР были недоступны. Здесь не нужно спорить. У каждого человека есть свое видение в этом вопросе. Но нужно быть до конца честным. Товаров народного потребления в СССР хватало. Люди были одеты, обуты, накормлены. Причем товары и продукты были произведены по государственному стандарту, а не по техническим условиям, и были очень качественны. Бесплатное образование, медицина, жилье, право на труд – все это очень ценно для простого человека, которому не нужны войны и революции. А оправдать уничтожение людей отсутствием колбасы, недоступностью джинсов и жевательной резинки не очень дальновидно. Я сам прекрасно помню очередь за колбасой. За простой вареной колбасой, вкусной и ароматной, пахнущей мясом и с доступной ценой – два рубля двадцать копеек за килограмм. И в этом же продуктовом отделе можно было свободно, без очереди, взять копченую колбасу по более высокой цене. Хлеб, молоко, крупы, колбаса, мясо и копченые куры в наших магазинах реально существовали без всяких очередей и талонов. И это были натуральные продукты, без примесей и сои. Ботинки носились годами, а не один сезон. Наглаженные брюки смотрелись лучше, чем протертые и дырявые джинсы. Хотя, колбаса и вещи это тоже не предмет обсуждения. Люди той поры потеряли самое ценное – веру. Веру в справедливость и светлое будущее. Каждый, кто пережил девяностые годы, имеет полное представление о том трудном времени. Те же люди, которые не помнят или не знают девяностые годы двадцатого века, могут составить свое мнение об этих годах самостоятельно, тем более, что средств информации для этого теперь предостаточно.

   Это напоминание о девяностых годах приводится лишь для того, чтобы окунуть читателя в атмосферу той жизни, создать у него образы живших  тогда людей и показать хитросплетения в отношениях того времени.
  А какое оно на самом деле было это время, хорошее или плохое  – решать читателю.


Рецензии