Реисламизация в Южном Дагестане

Социологические исследования показывают, что религиозность современных молодых людей во многом зависит от их места рождения и этнической принадлежности. Так среди учащейся молодежи, выходцев из сельской местности, религиозность на 18–20% больше, чем среди учащейся молодежи, родившейся и выросшей в городе.


Среди учащейся молодежи таких национальностей, как аварцы, даргинцы и кумыки религиозность на 22–25% больше, чем среди студентов лезгин, табасаранцев, рутульцев, агулов и цахурцев. Кроме других причин это объясняется тем, что в Южном Дагестане, где проживают лезгины, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахурцы, и арчинцы (т. н. «лезгинские народы»), с 1944 по 1986 годы была одна действующая мечеть, в то время как в других регионах Дагестана действовало 26 мечетей.


Секуляризация в Южном Дагестане за годы Советской власти была проведена более основательно и масштабнее, чем в других регионах республики.


И в современном Дагестане из функционирующих 16 исламских вузов с 49 филиалами, 131 медресе, 327 примечетских школ, в Южном Дагестане действуют 3 филиала вузов — 240 студентов, 6 медресе — 205 учащихся, 22 примечетских школ — 350 учащихся. Общее число обучающихся составляет 795 чел. Кроме того, из 1 638 действующих в Дагестане мечетей в Южном Дагестане функционирует 224, что составляет 14% от общего числа мечетей в республике.


В Южном Дагестане проживает около 15% суфиев и один шайх накшбандийского тариката — Исамутдин-эфенди ад-Дербенди (род.1966), около 300 служителей мусульманского культа из общего числа 2 500 чел. по всей республике. Таким образом, реисламизация* в Южном Дагестане идёт темпами на порядок меньше, чем в Западном и Северном Дагестане. Отсюда — и сравнительно низкий уровень религиозности жителей и выходцев, в том числе студентов и старшеклассников из Южного Дагестана (все приведённые данные — на 2003 год).


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Новая мечеть в сел. Кара-Кюре Докузпаринского района Дагестана (2013 г.).


*Примечание: «Реисламизацией» (т. е. «повторной исламизацией»), или «оживлением ислама», называется процесс усиления исламских норм в государствах, традиционно считавшихся мусульманскими, т. е. в тех, которые уже были исламизированы ранее.


Литература


1. Али Албанви. Достопочтенный шейх из Хеле-Пенджика [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proza.ru/2011/11/13/1520, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.08.2021). — Яз. рус.

2. Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Коллективная монография / Под ред. С.И. Муртузалиева, В.Н. Цатурова. — Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. С. 153–154.

3. Садыхова А.А. Трансформация значений терминов «исламизация» и «реисламизация» в контексте современных социально-политических процессов / А. А. Садыхова // Клио. — 2010. №1 (48). С. 18–30.


Рецензии