Общение с чиновниками как театр квест нужное подче

Обычно когда вместо свидетельства о рождении я предъявляю его дубликат (на этом листке поверх всего прочего стоит соответствующий штамп), люди максимум интересуются судьбой оригинала и моё честное пояснение их устраивает. Но как-то раз в одном из отделов учреждения «Мои документы» женщина сказала мне:
- Вам нужно предъявить справку из ЗАГСа о том, что вам этот дубликат выдали.
Есть моменты в жизни, которые меня удивляют. Но только не требования людей, работающих с документами. Я лишь переспросила, как называется эта справка, на что получила вполне ожидаемое:
- Там знают.
В понедельник ЗАГС не работал (сколько помню, он не работает по понедельникам), а во вторник я пошла туда с небольшой стопкой документов (на всякий случай, мало ли что для такой справки потребуют).
Меня и ещё одну женщину встретил на входе охранник, загородив собой проход:
- По какому вопросу?
Женщина была передо мной и отвечала первой. Ей нужен был какой-то документ, чтобы начать процедуру вхождения в наследство.
- Фамилию меняли? – спросил охранник.
- Два раза, - женщина явно опешила.
- Тогда вам нужно… - и охранник принялся перечислять требуемые документы.
- А это зачем? – переспросила, услышав один из пунктов, женщина.
- А если я буду всем говорить, что я – Путин? – своеобразно объяснил охранник.
Мы обе невольно перевели взгляд на его бейджик, где значилась совсем другая фамилия.
- Подождите, не путайте меня, - попросила женщина. Оказалось, что она приехала издалека и что одного из перечисленных документов у неё с собой нет.
Меня охранник отправил в ближайшее отделение Сбербанка оплачивать госпошлину. Эта процедура заняла не больше часа и обошлась в сумму что-то около четырёхсот рублей. В течение следующих полутора часов (очередь к заветному окошку, диалог и ожидание самой справки) я убеждалась, что оплатила не госпошлину, а билет в партер (возле окошка были стулья и даже пара столиков, но ни читать, ни как-то ещё отвлечься от происходящего там не получалось) на некое представление с элементами интерактива. Свой диалог со служащей этого учреждения я постесняюсь приравнивать к творчеству Зощенко или Аркадия Райкина, но что-то такое во всём этом проглядывало:
- У меня есть дубликат свидетельства о рождении. Мне нужна справка о том, что мне его в своё время выдавали.
- И как она называется?
- Мне сказали, что вы должны знать.
- Я ничего такого не знаю. Зачем вам эта справка?
Я не волнуюсь. Осознание того, что это просто спектакль и у каждого из нас здесь своя роль, помогает не расточать попусту эмоции. Вместо прямого ответа я говорю:
- У меня это потребовали в отделе «Моих документов» (то есть это не моя прихоть, а требование чиновника, сама я до такой чуши не додумалась бы).
Девушка по ту сторону окошка не сдаётся:
- И что я должна написать?
Очень хочется сказать какую-нибудь глупость, но я держусь: косвенно справка нужна мне.
- Я думаю, что нужно написать, как есть: справка выдана такой-то в подтверждение того, что такого-то числа (в архиве же есть эти данные) ей было выдано повторно свидетельство о рождении.
Свою роль в спектакле девушка сыграла по всем правилам. Она, конечно же, сказала, что справку мне даст, но отвечать за её содержание не будет. Я не удержалась и спросила:
- Можно тогда две?
- Что «две»?
- Два экземпляра справки.
- Нет, вы же госпошлину только за одну оплатили.
- А можно тогда ксерокопию?
- Можно. Ждите, я вас вызову.
Я сажусь. У меня место в партере. И – никуда не денешься в ожидании вызова – я наблюдаю сценки из жизни. Трагикомичные. Мужчина, поменявший фамилию в браке и потерявший свидетельство. Женщина, хлопочущая о документах сына. Пожилая супружеская пара… Чиновников не любят, в общении с ними пришедшие нервничают, срываются. Обычно и правда на это есть причины. Вот женщина протягивает в окошко квитанцию, оплаченную через сбербанк онлайн и слышит в ответ: «Вам нужно пройти в отделение Сбербанка, чтобы там на эту квитанцию поставили печать». – «А зачем я её тогда через интернет оплачивала, чтобы всё равно идти в очереди стоять? Зачем у вас на сайте эта услуга вообще предлагается?» - «У нас правила. Я не могу принять квитанцию без печати».
Чем дальше, тем сложнее там находиться. Сознание устаёт прятаться от того, что всё это происходит в реальности. Мне надоедает этот «спектакль». К счастью, меня вызывают к окошку и «ни за что не отвечающая» сотрудница выдаёт мне документ под названием «справка о рождении» (конечно же, без ксерокопии, да и ладно). Я выхожу на улицу, на свежий воздух.
P.S.: На содержание справки, которую я сдала на следующий день с остальными документами, никто не посмотрел. Я даже не уверена, что сотруднику, работавшему в эту смену, она была нужна.


Рецензии