А. И. Корабельщиков. У староверов - 1994 г

АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ КОРАБЕЛЬЩИКОВ (1945 - 2021)

У СТАРОВЕРОВ


В сентябре 1994 года по приглашению президента республики Тува Ооржака Шериг-оол Дизижиковича совершил со своими друзьями уникальное путешествие по югу Сибири с охотой на лося и марала с вертолётом в Саянах и рыбалкой на Саяно-Шушенском водохранилище и в верховьях Енисея.
Одно из ключевых мест, своего рода «изюминка» путешествия – посещение «забытого Богом» стойбища староверов.

    ...На вертолёте добрались до небольшого посёлка Катазы в глухой тайге в верховьях Енисея – стойбища из 8 семей, которое основал старовер Илларион Пермяков со своими уже взрослыми детьми (6 сыновей и дочь).
Это было настолько интересное общение с людьми, живущими в дикой природе в двухстах с лишним километрах от г. Кызыла, что заслуживает написания отдельной книги. … Может быть со временем у нас руки до этого и дойдут.
Вот только один эпизод из той встречи с «детьми природы», который меня впечатлил…
После удачной охоты (добыл семилетнего марала, трофейное чучело которого висит у нас на даче в Осеченках, а товарищ мой добыл сохатого) было длинное вечернее, переходящее в ночное, весьма познавательное застолье. Соприкоснулись с людьми, которые сохранили быт и культуру позапрошлого века...

На завтра кто-то вновь решил сходить на охоту, кто-то решил отоспаться. А мне захотелось побывать на рыбалке. Хозяева сказали, что километрах в 15-ти от их заимки вверх по Енисею живёт здоровенный таймень, которого они собираются отловить, да всё «руки не доходят». А сейчас – с гостями – самое время. Так и порешили. Сыновья спрашивают батю: «Тятя, а кто поплывёт с Анатолием Ивановичем»? Им-то каждому уж очень хотелось бы поехать, пообщаться. Да и от домашних дел можно отвильнуть. Но здесь жёсткий порядок – как решит тятя. Тятя Илларион решил, что поплывёт старший – Сашка.
Рано утром, когда кто-то ещё допевал «стихи» (т.е. старинные русские песни) у догорающего костра, мы садились в моторную лодку. Саша бросил в лодку засаленную телогрейку, пару ключей и ещё какую-то железяку и – вперёд. Долго плыли. От неописуемой красоты осенней тайги (а дело было в середине сентября) рта не мог закрыть, всё восхищался. По берегам раздаются голоса ревущих маралов, у них сейчас как раз брачный сезон начался.
Лодка постоянно чиркает брюхом по камням. Вода-то в Енисее сейчас очень даже низкая. Вдруг раздаётся сильный скрежет, и Саша глушит мотор. Что случилось? Оказывается, полетел гребной винт. Ни фига себе! Представьте себе ситуацию: более 10 километров от заимки, связи нет, а после обеда за нами должен прилететь вертолёт. Задержка недопустима, поскольку у нас на следующий день билеты в Москву аж из Красноярска, до которого ещё предстоит как-то добираться. Ситуация – не для нервных.
И тут я всем телом ощутил утреннюю дрожь, переходящую в мандраж.
Саша причалил к берегу и, тоже почувствовав утренний холод, решил развести костёр - немного согреться. Собрал чурки-палки и спрашивает у меня, нет ли спичек. А я их отродясь не ношу с собой, поскольку некурящий. И здесь облом…
Оказывается, нет - Саша спокойно намочил бензином какую-то тряпицу, отвернул крышку мотора, вывернул свечу, «высек» из мотора искру, от которой вспыхнула тряпица. И костёр загорелся. Нет проблем (Акуна матата!). Это - дети природы. Они могут рассчитывать только на себя, на свою находчивость и смекалку.
Согрев руки, Саша взялся за мотор. Отвернул сломавшийся винт и спокойно приворачивает запасной (?). Оказывается, та железяка, которую он в последний момент небрежно швырнул в лодку при отплытии, оказалась именно запасным винтом. От изумления аж рот не могу закрыть, хотя и оснований для мандража вроде бы уж и не остаётся.
Оценив ситуацию, я по часам, а Саша по солнцу, решили возвращаться на заимку, так и не добравшись до такого желанного тайменя. Пусть живёт, он им ещё пригодится, когда начнут заготовку провизии на длинную сибирскую зиму…

               
 НА ФОТО:  1. Саша Пермяков и его лодка. 2. С Кудырычем и маралом.


(Публикация М.А. Бирюковой, урождённой Корабельщиковой).


Рецензии