Я люблю молитву и одиночество

Крепкое рукопожатие
- Наташа, - это иеромонах Отец Марк. У тебя есть вопросы?
Вопросы у меня по старинке написаны на бумажке. Красиво оформленная и тщательно продуманная шпаргалка. Вот только бумажка злосчастная впопыхах забыта дома. Обычно в таких случаях я начинаю глупо улыбаться и нести околесицу. Но сейчас, когда мы оказались на территории Александро-Невской Лавры, волнения почему-то как не бывало. Все мои вопросы всплывают в памяти как на экране монитора, ну или на строке дисплея..
- Отец Марк, как для Вас всё начиналось? Почему Вы приняли решение стать монахом?
- Я закончил семинарию в 2012 году. Сейчас мне 42 года. Уже десять лет в Лавре. Мне здесь нравится. Присутствует особый дух братской любви. Монахом решил стать в 30 лет, Я  люблю молитву и одиночество. В этом вижу своё призвание. Я возглавляю паломнический центр, мы занимаемся организацией паломнических поездок.
- Что означает слово «иеромонах»?
-- Есть женатые священники, а есть монашествующие. Монашествующие называются иеромонахами.
- Я знаю случаи. когда люди с глубокой формой инвалидности, например, тотально слепоглухие, чувствовали потребность уйти в монастырь, принять монашеский сан При этом, насколько я понимаю, жизнь в монастыре очень непростая. Возможно ли человеку с инвалидностью стать монахом?
- Это вопрос скорей к игумену монастыря, но мне кажется, что каждый может найти в монастыре своё место. Я думаю, другие монахи должны помогать человеку с инвалидностью.
-  вопрос немного не в тему, но он близок многим нашим читателям. Если человек не слышит и ему трудно говорить, как ему исповедоваться? Допускается ли исповедь через переводчика, или. Может быть, по электронной почте?
- Можно исповедоваться через переводчика. но это моё субъективное мнение. Если в одном храме отказались принять исповедь у человека, лишённого слуха, нужно идти в другой.

Мы проходим немного и оказываемся перед зданием епархиального управления, откуда осуществляется управление всей Церковью Санкт-Петербурга и области.
- Отец Марк, Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Объясните, пожалуйста, о чём говорит статус лавры?
- Лавра – означает главный , очень важный  монастырь. Лавра – духовная крепость. На данный момент существуют только 5 монастырей Русской Православной Церкви которые носят статус Лавры. Три из них находятся на территории Украины, два в России: Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге.

В  Александро-Невской лавре, - рассказывает Отец Марк, -  65 монахов. Из них около сорока священников, остальные дьяконы и монахи без священного сана. Ещё есть два схимонаха,  это высшая степень монахов. Также есть послушники и трудники.
- Что такое трудники? Чем они отличаются от послушников?
- Трудники – свободные люди. Они могут уйти из монастыря в любой момент.
- А послушники?
- Послушники готовятся стать монахами. Им уходить нежелательно, но всё это добровольно.
- Ну хорошо, а если человек вроде бы  решил стать монахом, попробовал свои силы и понял. Что это не его путь. Он сможет покинуть монастырь?
- уж если решил стать монахом, То лучше не уходить, но в целом допустимо. А вот монаху уходить совсем нельзя. Тем более монаху в священном сане, потому что он является примером для других. Его уход оскорбит всех верующих.

Меня спрашивают, буду ли я преодолевать лестницу на второй этаж, чтобы приложиться к мощам Святого князя Александра невского? Я отказываюсь, в то же время поражаюсь:
- как же так, такая важная святыня и недоступна для инвалидов на колясках?
И оказываюсь неправа. Мощи Святого Александра Невского обычно находятся в главном соборе, там нет лестниц. Просто сейчас получилось так, что Троицкий собор ремонтируется. Святыню временно перенесли.

- Первую литургию в лавре отслужили в 1713 году. Именно этот год считается годом основания Александро-Невской лавры.
Пётр Первый задумал основать в новой столице образцовый монастырь. Замысел первого архитектурного проекта принадлежал Доменико Трезини. Позже монастырь достраивался по проекту Ивана Старова.
При Петре первом в монастыре работала деревянная церковь, а главный Троицкий собор был построен уже при Екатерине второй в  1790 году. Колокол лавры самый тяжёлый колокол в Питере, он весит 18 тонн. Звонит колокол перед богослужением.
При монастыре два скита: Никольский в Кингисеппом районе и Андреевский во Всеволожском. В Скитах разводя много мелкой живности: кошки, куры  но крупного рогатого скота типа коров там не держат.
Среди монахов Александро-Невской лавры были очень известные люди, например, Серафим Вырицкий.
- Как мощи Святого князя Александра Невского оказались в Санкт-Петербурге?
-  Место смерти Александра Невского до сих пор точно неизвестно. По одной версии князь умер в городе Касимов Рязанской области во время возвращения из поездки в Золотую Орду. По другой - в городе Городец Нижегородской области. Был похоронен во Владимире в Рождественском монастыре. Его мощи одна из важнейших святынь России. Царь Пётр решил, что мощи Александра Невского должны находиться в новой столице.
В 1933 году лавра была закрыта, мощи  Александра Невского изъяты. С 1936 года здесь были конторы, склады. Во время блокады помещение монастыря обустроили  под госпиталь. Собор вернулся к работе в 1952 году, но монастыря не было. Это был приходской собор. И лишь в девяностые годы возобновилась монашеская жизнь.
- Трудно было восстанавливаться после такого длительного перерыва?
- Да, всё пришлось начинать с нуля.
- Кто был настоятелем возрождающейся обители?
- Епископ Назарий возглавляет монастырь с 1996 года, сегодня, 11 августа ему исполняется 69 лет. Епископ Назарий по специальности агроном, он много занимается как духовной жизнью так и благоустройством монастыря. В 2018 году по инициативе Епископа Назария в при монастыре была открыта своя сыроварня. Сыр – я попробовала – вкуснейший, очень нежный,  и приобрести его можно только здесь. В магазины он не поставляется.
- Где монахи живут?
- В братском корпусе. Монахи в священном сане живут в кельях по одному. А без сана по двое-трое.
- Разрешается ли монахам уходить в отпуск, навещать родных?
- Всё зависит от устава монастыря. Я езжу в отпуск, чаще всего отдыхаю в санатории.
- какие обеты приносят при принятии монашеского сана?
Вообще устав в каждом -  Три обета: обет целомудрия, обет нестяжательства и обет послушания.

Мы оказываемся в огромной оранжерее монастыря и здесь знакомимся с милой штатной садовницей с 17-летним стажем работы в лавре Людмилой. Людмила с готовностью показывает своих зелёных подопечных,  и сразу становится понятно Что перед нами отменная садовница, почти волшебница. Драцена. Шефлера, гибискус, различные фикусы, лимоны, Апельсины. Многие названия мне знакомы, сама не один год увлекалась цветоводством, но о таких впечатляющих благодарных результатах и мечтать никогда не смела. Это вам не цветы в горшках. Это настоящий тропический лес.
- Через растения мы познаём Бога, - говорит отец Марк. Епископ Назарий нередко приходит сюда молиться.
Эти слова очень сильно перекликаются с моим личным отношением к растениям. Был у меня период в жизни. Когда я месяцами не выходила из квартиры. И мне точно не суждено забыть эту радость весны, радость жизни, когда видишь, Как сникшее за зиму грустное растеньице вдруг оживает, расправляет стебли, фикус приводит в восторг стрелочками новых листьев. Зима заканчивается. Природа оживает, а природа вот она. В собственной комнате – на всех подоконниках и тумбочках цветы..

У меня в руках оказывается маленький цветочный горшок с аккуратным симпатичным растением.
- Владыка распорядился подарить тебе этот цветок, циперус. Ухаживай за ним.- Любуйся и молись.
Я бесконечно благодарна и тронута
Но это ещё не всё. Епископ Назарий позволил нам осмотреть свою личную коллекцию кошечек.
- Владыка очень любит кошек. Живой у него тоже есть.
Мы попадаем в зал, где кошки буквально везде и из всего на свете: керамические, стеклянные, Плюшевые
Кошечки. Китайская, русская, египетская, мексиканская. Солидный котик в очках – кот-профессор. А вот котик любовно катает в колясочке… мышонка. А этот, больше всех полюбившийся мне кот-рыболов. Ему повезло. Он держит удочку, На которую попалась рыбка.

Спасибо за интересную экскурсию. За такой радушный приём. Прощаясь, Отец Марк просит напомнить всем читателям, что этот 2021 год юбилейный, 800 лет со дня рождения Александра Невского.
Друзья, я с радостью передаю Вам поздравления отца Марка с этим большим и значимым для всех юбилеем.


Рецензии