Мысли 2006 года о масскультуре

Главная вредоносность т.н. массовой культуры или попсни заключается даже не в том, что она пропагандирует порочные идеи или способствует порче вкуса (даже среди рекламных роликов попадаются творения, при другом раскладе могшие бы стать шедеврами сюрреалистического искусства), а по другой причине. Образцы масскультуры не самоценны сами по себе, а имеют смысл только в качестве продукта, товара, т.е., их роль сводит к нулю их внутреннее содержание (и то, каково оно, и то, есть ли оно). Т.к. их много и они окружают нас повсюду, привычка к такому их восприятию становится нормой и по инерции начинает переноситься на другие сферы жизни, на другое, не массовое, искусство. Когда что-то из творения превращается в продукт, т.е объективируется, отчуждается от самого себя, то это вызывает закономерную ярость творческих людей. Когда произведение (или их большая общность. целая категория, например, бульварные романы) изначально задумано и исполнено в качестве такого отчуждённого продукта, в этом видится сигнал конца, Рагнарёк.
Беда даже не в том, что масскультура есть вообще (она была всегда). А в том, что её слишком много и – что самое неприятное – человек не сам выбирает, стоит ли ему смотреть/слушать/читать её. (В 19 веке человек мог сам выбрать, читать ли ему бульварный роман или античных классиков, слушать романс или Бетховена. А в 21 веке стоит интеллигенту, не имеющему телевизора, выйти из квартиры – первое, что попадается ему на глаза – какая-нибудь рекламная листовка у входной двери). Она навязывается человеку помимо его воли, а случаи сознательного предпочтения массовой культуры немассовой единичны, если вообще существуют. (Масскультуру только терпят как нечто неизбежное).
Итак, равнодушие к собственному внутреннему содержанию и равнодушие к своему реципиенту, т.е две категории, которые в немассовой культуре как раз и являются самыми важными (например, в литературе) – похерены! Масскультура существует не за счёт этих двух категорий, а за счёт чего-то другого. Это какое-то нечеловеческое, античеловеческое измерение культурного пространства. (Кстати, категории автора там тоже нет, т.е. на не важна). Она существует как бы без всяких людей, помимо людей, и именно в этом её особенность и причина того, почему она отвратительна столь многим.
Ролан Барт, согласился бы ты со мной?

ноябрь 2006


Рецензии