Заметки о психоделической кухне

ЗАМЕТКИ О ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ КУХНЕ

В качестве печки, от которой надо танцевать, мною будет выбран постулат: Человек есть то, что он ест.
Если абстрагироваться от чисто утилитарной функции еды - насыщать наши бренные желудки, - то можно говорить о философии пищи. Человеку как телесно-духовному существу свойственно искать в телесных проявлениях А) радость Б) высший смысл.
Каждому человеку (или сообществу людей) свойственно стремиться к наиболее полному развитию своего внутреннего потенциала, достижению полной гармонии с собой. Как следствие, для достижения этой гармонии он сознательно или бессознательно выбирает для себя окружение (в широком смысле: от места жительства и круга общения - до фасона одежды), которое больше всего соответствовало бы его личности, в котором ему было бы уютно. В той среде, где  всё обезличено, нельзя проявить свою индивидуальность и увидеть чужие, человек увядает, у него развиваются нервные, а затем уже и физические болезни.
То, что люди с разными темпераментами, разным культурным и национальным сознанием, разными индивидуальными запросами отдают предпочтение разным продуктам питания, вряд ли нуждается в доказательствах. Обратите внимание, я сказала "предпочтение" и ни словом не обмолвилась о рекомендациях всяких диетологов, всяких общих советах, велениях всяких пастырей, которые решают, что можно, а что нельзя есть в пост… Если человек собирается приобщиться таинств психоделической кухни, во главу угла должны ставиться личные предпочтения  и потребности в той или иной пище. Естественно, здесь не имеются в виду ситуации, когда возможности выбора совсем нет: то есть, когда человек  лежит на улице в блокадном городе, мечтая о съедобной травинке, или сидит в каменном мешке с  черствой коркой и алюминиевой кружкой у ног. (Согласитесь, в таком случае малейшее упоминание о кулинарном искусстве будет в лучшем случае нелепо, в худшем случае - цинично). Но в ситуации нормальной обыденной жизни возможность выбора, пусть даже самая минимальная, всегда есть.

Итак, главный закон психоделической кухни: приготовление еды и ее последующее употребление есть ЭКСПИРИЕНС. А любой уважающий себя экспириенс имеет своей задачей освобождение и раскрепощение, выход на новый уровень сознания, преодоление страха и активизацию лучших творческих сил. (Явление, противоположное этому: угнетение, обезличивание, превращение в робота и/или преданного своему фюреру нерассуждающего солдата, - а именно их чаще всего и стремится сделать из нас окружающая действительность).

Из этого вытекает, что еда должна выбираться по возможности такая, и готовиться таким образом, в которых у данного человека (или людей) на данный момент есть внутренняя потребность. Готовка должна быть творческим процессом, тут желательно не тупо следовать готовым рецептам даже из самой лучшей поваренной книги, а экспериментировать и еще раз экспериментировать (естественно, так, чтобы блюдо в результате эксперимента не потеряло своей съедобности). Очень хорошо, если процесс готовки будет сопровождаться медитацией о каких-нибудь вещах, обладающих для данного человека священными или просто приятными коннотациями, желательно, не связанными напрямую с едой. (Так, бурление яичницы на сковороде может вызывать у ценителя исландской природы ассоциацию с кипением лавы при извержении вулкана и провоцировать отлет в исландскую реальность). Пища считается готовой тогда, когда полностью закончится экспириенс.
К сожалению, в своей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с проявлениями, так сказать, антипсиходелической кухни. Макароны или пельмени, тупо сваренные в кастрюле и съеденные с кетчупом "Heintz" - еще самое безобидное из этого. Ведь их, в крайнем случае, можно сдобрить необычными приправами и т.о. сделать из этого банального сухого корма для людей нестандартное блюдо, провоцирующее экспириенс. Гораздо более удручающие вещи - еда, предлагаемая нам в ресторанах, кафе, забегаловках, ларьках и учрежденческих столовых. Она, конечно, как и всякая еда, хороша для утоления голода, но радости от нее никакой. Она явно готовилась рутинно, без психоделического запала, да и вкушающий ее тоже лишен возможности превратить свой обед в экспириенс, поскольку большая часть такой готовой еды - результат каких-то логически завершенных кулинарных процессов, и творческое осмысление такой пищи всегда обречено на неудачу. (У вас когда-нибудь был экспириенс с приготовлением и поеданием лапши "Доширак"? Или с порцией мяса из ресторана, аккуратно препарированного на тарелке?) Человек, как существо творческое, не может быть полностью лишен экспириенсов, поэтому, если он будет вынужден всё время питаться такой, извиняюсь за выражение, едой, он рискует со временем  вовсе утратить интерес к пище или стать поборником ложных диетологических концепций.

Итак, первое условие - личное желание экспириенса и готовность к творческому процессу… Если вдруг нет именно тех ингредиентов, которых хочется - не беда. Важна не сама еда, а отношение к ней. В моей практике самые улетные психоделические экспириенсы получались с блюдами, сготовленными из подвернувшихся под руку компонентов, например, из отыскавшихся в холодильнике остатков былой роскоши. Даже если творческий человек ограничен в выборе продуктов - он не ограничен в способах их комбинирования, обработки и пр. Даже из самых банальных продуктов питания можно выжать по максимуму, используя их необычным способом. (Например, лимон можно покрошить в жаркое или в рыбный суп, помидоры можно пожарить в яичнице, можно сготовить суп на вине, а не на воде). Можно добавить в еду вещества, которые в принципе по-настоящему съедобны, но не осознаются в нашей повседневной культуре как еда.    (Например, воду, в которой отмачивались сушеные грибы, можно использовать в качестве подливки к жаркому. Однажды, когда в нашем доме ничего не было, кроме пачки макарон и букета роз, мы приправили макароны розовыми лепестками - получилось отменное блюдо).
Естественно, знание азов кулинарного искусства необходимо. Имеет смысл знать, что в суп не кладут варенье, а зернышки риса не обжаривают перед варкой. Но повторяю, не надо всё время следовать готовым рецептам. Пусть то, каким должно быть новое блюдо, подскажут собственный желудок и голова. Блюда психоделической кухни каждый раз получаются абсолютно разными, даже если готовить их из одних и тех же компонентов, следуя одной и той же схеме; их вкус зависит от настроения кулинара. (Это же, кстати, относится к обычным блюдам, только мы не всегда это замечаем). Если каких-то компонентов нет - надо выкручиваться. Но ограничивать себя произвольными запретами ни в коем случае нельзя. Например, нелепо НЕ класть в ваше блюдо мяса, если логика экспириенса требует этого, но на дворе пост. Если с вашей стороны соблюдение постов - не органическая потребность, а добровольное насилие над собой, то богу будет угоднее, если ту энергию, которую вы без остатка тратите на преодоление соблазна хорошо поесть, вы потратите на иные формы общения с божественными силами. Что касается желудочных болезней - то автор этих строк как человек, не имеющий медицинского образования, но имеющий богатый личный опыт, предполагает, что они с большей вероятностью разовьются у людей, вынужденных питаться пищей, органически чуждой их темпераменту и потребностям, а не у экспериментаторов, дерзко смешивающих несочетаемые с обыденной т.зр.  компоненты.

И последнее: не надо специально планировать кулинарные экспириенсы, пусть они будут спонтанными. Это, я полагаю, очевидно.

Словом, дерзайте! Добавим к нашей жизни психоделическое измерение!

26 мая 2006, кухня, Москва.


Рецензии