Ахен хранит византийскую икону святителя Николая

Фото: Древняя византийская икона святителя Николая, выполненная в особой форме мозаичного искусства -- микромозаики.

В Ахене-Буртшайде   (федеральная земля Северный Рейн -Вестфалия) расположена бывшая монастырская церковь Св. Иоанна Крестителя, где в 2003 г. открыта Камера сокровищ, известная своими уникальными произведениями церковно-ювелирного искусства. Среди редких ее экспонатов - древняя византийская икона  с ликом святителя Николая, выполненная в особой форме мозаичного искусства - микромозаики (См.:3,4).

Время изготовления этой иконы в одном из церковно-художественных центров Константинополя точно не установлено: одни источники называют 1180 год, по другим данным, образ происходит из Х-го столетия (5, с.17). Размеры древней иконы невелики: мозаичное изображение - 22 х 16,5 см; серебряный с позолотой оклад - 33 х 26,5 см. Лик святого первоначально был выложен из крошечных кусочков стекла (тессеров из смальты), скрепленных на твердом основании с помощью специального цемента. Когда-то отполированная мастерами мозаичная поверхность этой иконы не имела видимых интервалов между тессерами. Ныне находящаяся в музейной витрине икона выглядит как утонченное произведение византийского религиозного искусства. При ближайшем рассмотрении можно заметить, что во многих местах иконного изображения отсутствуют мозаичные камешки. Вместо них неизвестные мастера-реставраторы нанесли природные красители. Известно, что икону реставрировали дважды: в 1706 и 1854 годах.

В центре иконы находится изображение святителя Николая, написанное в православном стиле. Немецкий теолог и писатель Цезарий Гейстербахский ( ок. 1180 - ок. 1240) в 1180 г., рассказывая об этой иконе, называл ее «чудотворной». По мнению немецких специалистов, икона свидетельствует о тесной связь аббатства Буртшайда с Византийской империей, к которой принадлежал в Х-ом веке регион Калабрия, из которого происходил первый аббат Грегор (между 930-940 - 999).

Серебряный оклад с четырьмя укрепленными на них медальонами изготовлен ок. 1220 г. в Ахене В левой нижней рамочной части имеется позолоченный медальон с поясным изображением аббата Грегора Буртшайдского, а в правой части, в таком же медальоне запечатлен лик св. Бенедикта (Бенедикта Нурсийского). Нижняя часть оклада представляет собою декоративную полосу с несколькими изображениями из жития святого.

По преданию, эта икона принадлежала  императрице Священной Римской империи (ок.960-991) Феофано- супруге императора Оттона II Рыжего, родственнице Иоанна I Цимисхия, императора Византии. Немецкие историки считают, что Феофано принадлежит большая роль в истории Германии, особенно в ее культурном развитии. По некоторым данным, с 983 г. Феофано была регентшей при сыне, императоре Оттоне III (980-1002), распорядившемся в 997 г. основать бенедиктинское аббатство Буртшайд ( см.:1). Буртшайд был известен как кельтское и римское поселение и впервые он упоминается в документах только в 1018 г. В 1897 г. его стали называть частью города Ахен. С 1220 г. аббатство Буртшайд стало именоваться цистерцианским. Несколько столетий, вплоть до закрытия монастыря (1802) в период секуляризации, самым ценным сокровищем аббатства Буртшайд была так называемая «Буртшайдская икона» с изображением лика святителя Николая. В 2003 г. византийская икона помещена в Камеру сокровищ бывшей монастырской церкви.


Примечания.

1. Quix Ch. Geschichte der ehemaligen Reichsabtei Burtscheid, von ihrer Gr;ndung im 7ten Jahrhunderte bis 1400. Verlag Jakob Anton Mayer, Aachen, 1834, Neuauflage 1977.

2. Wurzel T. Die Reichsabtei Burtscheid von der Gr;ndung bis zur fr;hen Neuzeit.- Aachen 1984.

3. Grimme E.-G. Kirchensch;tze der ehemaligen Abteikirche St. Johann und der Pfarrkirche St. Michael in Aachen-Burtscheid. Thouet Verlag, Aachen/ Leipzig/ Paris, 1996.

4. Lepie H. Abteischatz St. Johann Baptist in Aachen-Burtscheid. In: Clemens M. M. Bayer (Hrsg.): Schatzkunst in rheinischen Kirchen und Museen. Schnell + Steiner, Regensburg 2013, S. 165-172

5. Холодюк А. Христианские святыни Германии. От Ахена до Эберсберга. - Киев: Издательский дом «АДЕФ- Украина», 2014.-272 стр.

Первая публикация (2015) на  московском сайте:
http://www.agionoros.ru/docs/2140.html


Рецензии