Бабушка по прозвищу Если

Мои бабушка с дедушкой жили близко и далеко одновременно. Я росла в городе, а они в деревне, но я могла ходить к ним каждый день. Начиная с первого класса, мне разрешалось ходить к ним самостоятельно. Спускаешься на лифте с седьмого этажа, проходишь мимо четырех подъездов и поворачиваешь за угол дома. Как только ты проходишь между нашим и соседним домами, начинается совсем другая жизнь. Из шумного и суетливого города ты мгновенно перемещаешься в размеренную спокойную деревню. Сразу за нашим домом начинается довольно широкая, натоптанная тропинка. Трава в этом месте почему-то не вырастает выше 10 сантиметров.

Было время, когда жильцы близлежащих домов пытались сделать здесь футбольное поле для своих детей. Ворота вкопали, сетку натянули, разграничили территорию, хотели огородить. Детям не терпелось опробовать и в первую же неделю один мальчик упал и сломал руку, а на следующий день другому прилетело мячом по голове и его увезла скорая с сотрясением. Футбольное поле так и не доделали, потому что дети перестали туда приходить.

Сразу за несостоявшимся футбольным полем, тропинка распадается сразу на пять узеньких тропок. Я иду по средней и через 30 метров открываю калитку двора, где живут бабушка с дедушкой. Здесь тихо, спокойно. Здесь другая жизнь. Напротив дома моих родных, узенький переулочек, по которому мы ездим по грибы на старом дедушкином мотоцикле. Справа, в таком же покосившемся домике живет бабушка Если. Я раньше не понимала, почему бабушка с дедушкой за глаза называют соседку Если, а когда она приходит в гости, обращаются к ней Люся. Спросила и услышала в ответ:

- Когда старше станешь, мы тебе обязательно расскажем. Сейчас тебе надо знать только одно – для тебя она бабушка Люся. И никак иначе.

Наверное, нужно внести некую ясность в ситуацию. Бабушке с дедушкой было 38 лет, когда родился мой папа. Вот так сложилось у них. Родились в один год, с разницей в два месяца. С детства были знакомы, но друг друга недолюбливали, почти не общались. Создали семьи, в один год овдовели. А потом сблизились, поженились и родили папу. Папа в свою очередь сначала учился, потом работал. Когда осознал, что пора создавать семью, оказалось, что все хорошие девушки давно замужем. Уже было отчаялся, как, совершенно случайно0 познакомился с моей мамой, которая была всего на три года моложе его и ни разу не была замужем. Дважды почти выходила и ни разу так и не вышла. Я родилась, когда папе было … 38 лет.

Это я к тому, что мои бабушка с дедушкой были таковыми не только по родственному признаку, но и по паспорту. Их соседка баба Люся была чуть моложе, но это не мешало общению.

Мне было 10 или 11 лет, когда родители уехали отдыхать. По официальной версии, они оставили меня на попечение бабушки с дедушкой. На самом деле у меня была четкая инструкция – если, не дай Бог, кто-то из них приболеет – срочно вызвать родителей телеграммой.

Пришла к нам в гости бабушка Люся, принесла целую тарелку блинов и банку варенья.

- Захотелось вдруг постряпать блинов и угостить вас. Захотелось, значит надо так и сделать, - объяснила она свой визит.

Мы пили чай с блинами и вареньем, когда гостья неожиданно сказала:

- Если переживу сегодняшнюю ночь, то через год у внука родится сын и он заберет меня к себе нянькаться с правнуком. Не хочется бросать дом, но придется.

Бабушка с дедушкой переглянулись, но ничего не сказали. Гостья вдруг встала и засобиралась домой.

- Эко я сказанула! Вы это … если с утра не появлюсь – зайдите проверить. Я не стану закрываться. Мало ли … Пойду, приготовлюсь … на всякий случай

На следующий день я проснулась рано. Боялась вдруг бабушка с дедушкой пойдут узнать, как там дела у соседки, а я останусь в неведении.

Бабушка с дедушкой нервно поглядывали через окно на соседний двор.

- Может, сходить? – не выдержал дедушка часиков в восемь

- Рано. Ты же знаешь, у нее бессонница. До 4-5 утра заснуть не может, а потом до 8-9 спит.

Ровно в 9 часов, бабушка решительно схватилась за ручку двери

- Идем!

- Я с вами! - подскочила я.

- Нет! - Одновременно отрезали бабушка с дедушкой.

Я знала, что если они говорят таким тоном, то ни мольбы, ни слезы не помогут. Насупилась и села на пятую точку.

Весь день прошел в суете. На меня отвлекались лишь для того, чтобы накормить и дать задание относительно животных. Накормить курочек, налить воды собаке…

Из обрывков разговоров, я поняла, что бабушку Если убили. Ударили молотком по голове и украли собранные внуку на подарок к свадьбе деньги. Слышала, как говорили, что если бы соседка закрылась, то осталась жива.

Мне было 16 лет, когда я узнала историю бабушки Если.

Она была 13-летней девочкой, когда провалилась под лед. Спаслась, но сильно простудилась. Был период, когда думали, что ребенок не выживет. В какой-то момент, Люся открыла глаза и сказала сидевшей у постели маме:

- Мамочка, ты не расстраивайся: если я не выживу, то у тебя родится другая дочь и ты будешь любить ее еще больше, чем меня.

Никто, кроме родителей Люси не знал, что ее мама на третьем месяце беременности. Они давно мечтали о втором ребенке, но все как-то не получалось. Когда наступила долгожданная беременность, боялись сглазить и ничего не говорили даже своим близким. Люся поправилась, а ее мама, спустя 1,5 месяца, потеряла ребенка. Поскользнулась, упала и… говорят, это была девочка.

Вероятно, были еще какие-то брошенные вскользь фразы, но им не придавали значения.

Люсе было 17 лет, когда ее подружка влюбилась в парня, который ее не замечал. Неожиданно девушка сказала:

- Если завтра упадешь и сломаешь руку – через год будем гулять на вашей свадьбе.

На следующий день подруга оступилась, упала с высокого крыльца и сломала себе руку, а через год гуляли на их свадьбе, с тем самым парнем.

Потом было много случаев, когда Люся, неожиданно для себя и других, произносила странные фразы, которые начинались со слова «Если». Она никогда не знала, почему сказала именно так, а не иначе, что будет, если не случится это самое «если». За глаза Люсю все стали называть «Если».

Бабушка рассказывала, что когда случилось несчастье и она осталась одна, Люся сказала ей:

- Если на днях к тебе прибьется котёнок, то выйдешь замуж за человека, в котором никогда не видела потенциального мужа. Вы проживете долгую и счастливую жизнь, а хоронить вас будут в один день.

Спустя пару дней после этой фразы, бабушка вышла утром во двор, а за калиткой пищит крохотный котенок. Грязный, страшный, голодный. Бабушка напоила его молоком, отмыла, назвала Красавчиком. Через полтора года они с дедушкой поженились.

Бабушка рассказала мне про бабу Люсю в тот день, когда не стало деда. Он просто не проснулся утром. 92 года. Что вы хотите? Ночью бабушке стало плохо. Скорая приехала через 25 минут, но лишь для того, чтобы констатировать смерть. Бабушку с дедушкой хоронили в один день.

История записана со слов Г. Левшиной



Рецензии