Цифровой Левиафан и кризис рационалистического мир

«Цифровой Левиафан» и кризис рационалистического мировоззрения

А. Воин
21.8.21

Сейчас в России много говорят и пишут, причем очень эмоционально и пафосно, против «цифрового Левиафана», т.е. против тотальной цифровизации, против искусственного интеллекта, против усиливающейся власти Грефа и иже с ним, в общем против порабощения человека и превращения его в придаток вычислительной машины. Среди наиболее ярких борцов с этим Левиафаном Игорь Шнуренко, Ольга Четверикова, Татьяна Черниговская и др. Писал и я на эту тему («Искусственный интеллект и единый метод обоснования», https://www.academia.edu/36440798; «Бессмертие и искусственный интеллект», https://www.academia.edu/36367906;  «Электронное рабство и его альтернатива», https://www.academia.edu/43311631/; «Интернет - это свобода слова или свобода манипулирования?», https://www.academia.edu/45600034 и др.).  Пишут и говорят и на Западе тоже.
Но несмотря на эти голоса возмущения «цифровой Левиафан» продолжает распространять свою власть над миром. Эту власть он прекрасно продемонстрировал на последних выборах в США, когда Трампа отключили от Твиттера, в результате чего он проиграл Байдену. Стало ясно, что, если тебя нет в больших электронных СМИ, то ты просто не существуешь в большой политике и общественной жизни.  А большие электронные СМИ находятся в руках цифровых гигантов: Google, Twitter, Youtube, Facebook, т.е. этого самого Левиафана. И в России, хотя нынешняя власть ведет в общем наступление на либералов, но либерал Греф только усиливает свои позиции. Потому что он не только либерал, но по совместительству – цифровой генерал.
В чем же сила «цифрового Левиафана» и как добраться до иглы, сломав которую, можно победить этого Кощея? (Не уничтожить совсем, этого не требуется, а поставить на службу человеку). Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо начать даже не с рождения «цифры», а еще раньше.
Появлению «цифры» предшествовал кризис рационалистического мировоззрения в форме классического рационализма Декарта, Паскаля, Бекона, на котором встала и расцвела европейская цивилизация эпохи Просвещения. Причиной кризиса послужили некоторые ошибочные положения этого рационализма, в частности абсолютизация им научного знания и, особенно, представление, что наука ничего не меняет в однажды добытом знании, а только добавляет к нему новое. Ошибочность эта стала очевидной после появления теории относительности Эйнштейна, когда выяснилось, что время, абсолютное у Ньютона, на самом деле относительно, а скорости, складывающиеся у Ньютона по формуле Галилея, стали складываться по формуле Лоренца и т.д. Тогда на смену рационализму в западном обществе пришел релятивизм, учение провозглашающее, что не существует абсолютной истины, у каждого своя истина и, следовательно, все относительно: мораль, ценности, религия и т.д. Сначала это произошло в теории познания: онтологический релятивизм, лингвистический релятивизм, пост позитивизм (Куайн, Кун, Фейерабенд, Сепир и Уорф, Поппер, Лакатос, Башляр и т.д.). Все эти течения отрицали способность науки давать нам надежное истинное знание. Затем - в целом в философии и гуманитарных науках: экзистенциализм, фрейдизм, бихевиоризм и современные психоаналитические школы, отрицающие способность человека вести себя как существо разумное, его подчиненность своим инстинктам и, прежде всего, либидо и даже вредность, как для индивидуума, так и для общества, попыток подчинения этих инстинктов разуму. И, наконец, это проявилось в обществе в целом, в системе принятых идеалов, ценностей и морали. С победой сексуальной революции были отброшены высокие идеалы и требования к человеку эпох Возрождения и Просвещения, всякие там понятия совершенства, служения надличному, романтической любви и т.п. Идеалом сменившего их модернизма и постмодернизма стала погоня за успехом и наслаждениями, особенно в сексуальной сфере. В результате общество погрузилось в состояние подобное бывшему в Римской империи времен ее упадка. С той лишь разницей, что теперь под эти новые идеалы и ценности было якобы подведено научное обоснование. Мол, если наука неспособна ничего надежно доказать, то все эти высокие идеалы – это условность, пар, вопрос моды. У одних народов они одни, у других – другие и выяснить, чьи правильные, чьи лучше, невозможно, тем более что со временем они еще и меняются. И единственное, что нам надежно дано знать, это то, что дано нам в ощущении: кайф, удовольствия, сунул, вынул, а что и во что неважно. И это - святое право человека, а ущемлять его в этом негуманно.
При этом, несмотря на кризис рационалистического мировоззрения естественные науки продолжали успешно развиваться, а основанный на них научно-технический прогресс с одной стороны приносил все больше приятных плодов по части материального благополучия общества, но с другой порождал все новые и новые проблемы: загрязнение окружающей среды, угрозы техногенных катастроф и, самое главное, сильно усложняя отношения людей в обществе и задачу управления. Что усугублялось еще упомянутым процессом деморализации общества. А гуманитарные и общественные науки, которые должны по идее эти новые проблемы решать, оказались неспособными справиться с этой задачей. В результате в отдельных странах и в мире в целом стал нарастать хаос и вот тут-то на сцене и появилась компьютеризация, которая продемонстрировала способность по крайней мере какую-то часть этих проблем решать. Это позволило цифровым генералам набрать большой вес в обществе и начать претендовать на мировое господство с тотальным подчинением человека «цифре», вплоть до контроля не только над действиями каждого человека, но даже его мыслями и чувствами.
Возникает вопрос: так может действительно тотальная цифровизация и есть правильный путь и способ решения всех проблем человечества, как-то утверждают адепты «цифрового Левиафана»? Ведь вот, человек по природе своей свинья, не способная управлять своими инстинктами, все разговоры про идеалы и надличные ценности  - пустой звон и даже, если находятся люди, готовые послужить обществу, то они все равно не знают, как это сделать, чтоб была польза, а не вред, потому что наука не дает им надежного истинного решения проблем, а ученые разбиты на множество школ, каждая со своей теорией и у них нет общего языка договориться, кто из них прав. 
Прежде всего, как показывают противники «цифры», тотальная цифровизация и ИИ решают далеко не все проблемы человека и общества. Мало того, они порождают новые проблемы. Отмечу лишь, что «цифра» порабощает человека, лишает его свободы воли, не только навязывает ему решения, правильность которых он не может проверить, но приблизилась к тому, чтобы вставлять ему «правильные» мысли и чувства. И все это во имя гарантии сытой и безопасной жизни. Но даже дикий зверь не готов отказаться от свободы во имя сытой жизни.
Во-вторых, в каком смысле можно вообще говорить о правильности решений? Эта правильность определяется природой человека и общества и обстоятельствами существования. Скажем, холодильник – правильное решение хранения пищевых продуктов в странах с теплым климатом, но он и нафиг не нужен эскимосам. Намного сложнее дело обстоит, когда речь идет о проблемах, связанных с душой и духом человека. Если у нас есть правильное понимание природы человека и т.д., то мы можем заложить это понимание в алгоритм «цифры» и тогда она выдаст нам действительно правильное решение конкретной проблемы, соответствующее природе человека, общества и обстоятельствам. Но откуда мы можем получить правильное представление о природе человека, включая его духовные и душевные потребности и т.д.? Его нам должны дать гуманитарные и общественные науки, включая философию. Но они сегодня, по выражению их представителей, ничего не решают, а только обсуждают. К тому же представители каждой из дисциплин в этой сфере разбиты на множество школ, каждая со своей теорией, неспособных договориться, чья из этих противоречащих друг другу теорий истинная. И я как-то не заметил, чтобы с появлением «цифры» ситуация здесь изменилась к лучшему. Мало того, цифровики, претендуя на то, что «цифра» решает все и вся, как-то помалкивают на тему, заменит ли «цифра» нам всю науку и, особенно, гуманитарную и общественную. И тем не мене обещает нам решить все наши проблемы правильно. Так в каком же тогда смысле будет это «правильно»? Это будет правильно в смысле соответствия природе человека или это будет правильно с точки зрения: «Вы все сдохнете, но туда вам и дорога, а вместо вас будут умные машины»?
Ну, хорошо, скажет здесь читатель, наглая «цифра» не может решить всех наших проблем и хоть кое-что и решает, но добавляет новые.  Но проблемы-то есть, хоть с «цифрой», хоть без «цифры». Они были всегда, но сегодня не только что не исчезли, но появились экзистенциальные, угрожающие самому существованию человечества, вроде возможности атомной войны или атомной же техногенной катастрофы. Так что-же, признаться, что мы в тупике, не можем решить экзистенциальные проблемы ни с «цифрой», ни без «цифры», и мирно ждать конца света или сознательно возвращаться «назад в пещеры»?
 Я утверждаю, что вернуться надо, но не «назад в пещеры», а к тому моменту, когда произошел кризис рационалистического мировоззрения в форме классического рационализма и наступило торжество релятивизма. Я утверждаю, что хотя классический рационализм действительно ошибался по части абсолютизации научного знания и представления, что наука ничего не меняет в однажды добытом знании и только добавляет к нему новое, но ошибаются и релятивизаторы науки, утверждая, что наука неспособна давать нам истинного и надежного знания ни в каком смысле. Я утверждаю и доказываю, что научная теория, обоснованная по единому методу обоснования, выработанному в процессе развития естественных наук трудами, прежде всего, Ньютона и его соратников, но впервые представленного эксплицитно мной (А. Воин «Единый метод обоснования научных теорий". Direct Media, М. Берлин, 2017; https://www.academia.edu/30443977/), гарантирует нам истинность своих выводов с заданной точностью и вероятностью в области, в которой ее понятия привязаны к опыту. И остается истинной в этом смысле и после появления новой теории с новыми понятиями, справедливой в более широкой области, как это имеет место в случае механики Ньютона и теории относительности. Правда, этот смысл истинности отличается от принятого в классическом рационализме и у его противников – релятивизаторов. И те и другие имели в виду онтологическую истинность, скажем, представление о том, что же на самом деле представляет из себя электрон: шарик с массой и зарядом, заряженное облако, размазанное по орбите вокруг ядра атома или пакет волн. Как я показываю, такую онтологическую истину наука в принципе нам давать не может. Но нам она и не нужна. Нам нужна истинность именно в том смысле, в котором ее обеспечивает применение единого метода обоснования. Какая нам разница абсолютно ли время или относительно и в каком смысле относительно (эта относительность может выражаться разными формулами), если, пользуясь как формулами Ньютона, так и Эйнштейна, мы будем получать одинаково надежный и точный результат относительно движения материальных тел в области скоростей, далеких от скорости света.
Именно применение этого метода в сфере естественных наук, пусть и на уровне стереотипа мышления, а не в явном виде, позволяет представителям этих наук, пусть и не сразу, но договариваться всем сообществом и принимать какую-то теорию как доказанную, а конкурентные отбрасывать.  И именно это позволило человечеству совершить тот колоссальный рывок вперед в материальном и научно-техническом отношении, который оно совершило в Новое время. И обеспечивает и сегодня продолжающееся успешное развитие этих наук и основанный на них научно-технический прогресс. Но в сфере гуманитарных и общественных наук этот метод не применялся практически и до кризиса рационалистического мировоззрения, а после него и вовсе перестал применяться. Потому в этих науках происходит лишь пустопорожнее словоизвержение, а проблемы общества и человечества, которые эти науки призваны решать, остаются нерешенными и только усугубляются, что угрожает сегодня самому дальнейшему существованию человечества. Я же показал возможность применения единого метода обоснования научных теорий с соответствующей адаптацией и в сфере гуманитарных и общественных наук.


Рецензии
"Ошибочность эта стала очевидной после появления теории относительности Эйнштейна, когда выяснилось, что время, абсолютное у Ньютона, на самом деле относительно, а скорости, складывающиеся у Ньютона по формуле Галилея, стали складываться по формуле Лоренца и т.д."
Вообще-то это полная чушь. Автор не понимает, что в науке нет никакого "на самом деле". Любая научная теория верна при выполнении четко описанных условий. Если эти ограничивающие условия не выполняются, то данная теория неприменима. Для СТО это тоже верно. СТО описывает геометрию четырёхмерного пространства-времени и основана на неискривлённом пространстве Минковского. Обобщение СТО для сильных гравитационных полей - ОТО. И физика Эйнштейна _обобщает_ физику Ньютона для скоростей, близких к скоростям света. Если скорости тел много меньше скорости света, то физика Ньютона отлично описывает окружающий мир, потому что такие скорости оказывают пренебрежимо малые влияния на наблюдаемые пространственные и временные характеристики и классическая механика остается верной.
Дальше читать эту хрень не стал.

Еще Один Дождь   01.09.2021 11:30     Заявить о нарушении
Если бы Дождь не поспешил пролить свою воду, в смысле продемонстрировать свою эрудицию, а прочел статью чуть дальше, то убедился бы, что я утверждаю по данному пункту именно то, что он написал. Но поскольку статья посвящена не взаимоотношению Ньютона и Эйнштейна, а другому предмету, то для краткости я позволил себе сформулировать этот пункт не совсем точно, акцентировав лишь то, что мне нужно было для дальнейшего. И не надо демонстрировать свою крутизну в безопасном интернете ("хрень"). У джентльменов ее принято демонстрировать лицом к лицу.

Александр Воин   02.09.2021 17:19   Заявить о нарушении
"я позволил себе сформулировать этот пункт не совсем точно, акцентировав лишь то, что мне нужно было для дальнейшего."
То, что Вы закладываете неверный тезис в основу своих дальнейших рассуждений, их полностью обесценивает. Для меня по крайней мере. Дальше Вы пытаетесь рассуждать о некой научной истине и некоем "надежном знании", определение которого не приводите (а не мешало бы, потому что без определения это опять-таки, хрень), а наука не занимается поисками истины, про это можете хотя бы у Кирилла Еськова почитать.
Проблема-то как раз в том, что нет в научном знании никакой абсолютной истины, это не религия. И вот в этих условиях и приходится в современном мире строить свое мировоззрение. Современнный мир это не советское общество, в котором все вертелось вокруг псевдонауки и вере в эту самую псевдонауку, которая способна породить самый-самый лучший и прогрессивынй общественный строй. Потому я и не стал читать дальше, Ваша статья неспособна мне чем-либо помочь в современном мире.

"И не надо демонстрировать свою крутизну в безопасном интернете ("хрень")."
Это не демонстрация крутизны, а констатиця факта. Вы не уважаете читателя, Вы не уважает меня, который потратил время, пытаясь распутать Ваши умопостроения. Вот что означает Ваше "надежное истинное знание"? И это только одна частность.
Если Вам не нравится слово, то Вам следует учесть, что оно вполне соответствует стилистике Вашего повестования:
"кайф, удовольствия, сунул, вынул, а что и во что неважно."
"но он и нафиг не нужен эскимосам."
Хотите других слов в рецензии? Меняйте стиллистику Вашей статьи.

"У джентльменов ее принято демонстрировать лицом к лицу."
Ну вот мы и лицом к лицу. Демонстрируйте, что там у Вас?

Еще Один Дождь   02.09.2021 17:53   Заявить о нарушении
Статья называется "Цифровой левиафан и кризис рационалистического мировоззрения". В самой статье поясняется, что имеется в виду кризис рационалистического мировоззрения основанного на так называемом классическом рационализме с его представлением что наука ничего не меняет в однажды добытом знании. Когда же проявилась теория относительности и время у Ньютона абсолютное у Эйнштейна стало относительным, то не только обыватель, но и философы восприняли это как "на самом деле" и многие так считают и поныне. И в статье публицистической и полемической я употребляю это "на самом деле" не как определение, а для того, чтобы в дальнейшем опровергнуть это заблуждение. А требовать научной строгости определений в статье публицистической (о чем и стиль ее говорит) это пижонство и демонстрация псевдо учености.
О том, как в действительности соотносятся Ньютон и Эйнштейн я написал еще 40 лет назад в моей первой философской книге "Неорационализм" ( В статье ссылаюсь на ее повторное издание, первое же было в 1992-м, а написана она была за 10 лет до того.)Само собой там и в помине нет этого "на самом деле". Но нет и той относительности истины, которая распространилась в философии и в жизни общества с тех пор и которою исповедуете и Вы. В книгах, на которые я ссылаюсь в статье, я показываю, что теории, обоснованные по единому методу обоснования дают нам абсолютную истину в том смысле, что их предсказания не только совпадают между собой в области совместного действия, но самое главное гарантируют совпадение с опытом. И это и есть та абсолютная истина, которую нам дает наука и которая нам нужна на самом деле
Что же касается "лицом к лицу", то есть разница между обращением к широкой аудитории и к конкретному человеку. Хамить конкретному человеку у уважающих себя людей принято в буквально смысле лицом к лицу, а не в интернете.

Александр Воин   04.09.2021 16:25   Заявить о нарушении
"классическом рационализме с его представлением что наука ничего не меняет в однажды добытом знании"
В целом этот тезис является спорным, хотя ему можно найти подтверждения. Теория Эйнштейна, обобщив физику Ньютона, не отменила теормех. Ток в электротехнике и электронике как тек от плюса к минусу, так и течет, хотя в проводниках перемещаются электроны и потому от минуса к плюсу, т.е. от их избытка к недостатку. Это я еще не вспомнил про корпускулярно-волновой дуализм. Но суть-то в том, насколько это обобщение про "неизменное научное знание" универсален и есть ли из него исключения?

"но и философы восприняли это как "на самом деле" и многие так считают и поныне."
Это очень странные философы, потому что и СТО и ОТО критиковались еще во времена Эйнштейна. И то, что в физике называется "теория всего" выглядит несколько иначе, чем ОТО.

"А требовать научной строгости определений в статье публицистической (о чем и стиль ее говорит) это пижонство и демонстрация псевдо учености."
Это никакое не пижонство. Расплывчатость определения позволяет Вам предаваться демагогии, которая, если бы Вы придерживались строгости в определениях, была бы исключена.

"теории, обоснованные по единому методу обоснования дают нам абсолютную истину в том смысле, что их предсказания не только совпадают между собой в области совместного действия, но самое главное гарантируют совпадение с опытом. И это и есть та абсолютная истина, которую нам дает наука и которая нам нужна на самом деле"
Ну вот, снова "на самом деле". Еще раз. Ни одна научная теория не претендует на абсолютную истину хотя бы потому, что у любой научной теории существуют условия применимости. Простой пример: есть геометрия Эвклида и гроздь обобщающих неэвклидовых геометрий, в частости геометрия Римана и геометрия Лобачевского. Они все верны, в том смысле, что непротиворечивы. но которая из них Ваша абсолютная истина? Или корпускулярно-волновой дуализм. Где тут абсолютная истина? В волнах? А может в частицах?

"Что же касается "лицом к лицу", то есть разница между обращением к широкой аудитории и к конкретному человеку."
В смысле, что если Вы хамски обращаетесь к широкой аудитории - это хорошо, а если я к Вам - это плохо. У Вас странные понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но я их не разделяю, если что.

Еще Один Дождь   06.09.2021 00:17   Заявить о нарушении
Продолжающийся снобизм и выпендривание.
«Это очень странные философы». А Дождь знает других, не странных философов? Нет, он просто забил на философию и на все кроме физики и считает, что физики и без философов способны решить все человеческие проблемы. А то, что и буржуазные и социалистическая революции произошли под влиянием философий, ориентированных на классический рационализм с его ошибками в понимании процесса познания, а после Эйнштейна восторжествовал философский релятивизм, приведший к нынешнему хаосу в мире с невозможностью ни о чем договориться из-за «Все относительно», это ему до лампочки, он выше этого.
Мой единый метод обоснования утверждает все то, чему Дождь пытается меня учить, но еще сверх того. В частности «любая непротиворечивая теория истинна» - это еще смотря как смотреть. Была мода, пока ее не прекратила Нетр, сочинять непротиворечивые исчисления, совершенно не заботясь, к какой области реальной действительности они относятся. Этот вопрос привязки непротиворечивой теории к реальной действительности до сих пор не решен. Я даю его решение в моей книге и показываю возможность применения этого подхода и в гуманитарных науках. А это - тот общий язык, которого не хватает для решения нынешнего глобального кризиса. Но философы не понимают метод из-за их слабости в физике математике. А физики вроде Дождя, надувают щеки и начинают прие… к «на самом деле», употребляемом в полемическом тексте.

Александр Воин   11.09.2021 17:59   Заявить о нарушении
"Продолжающийся снобизм и выпендривание."
Ну вот если бы Вы занялись чем-то другим, то стали бы читать то, что Вам пишут и увидели бы что
"считает, что физики и без философов способны решить все человеческие проблемы."
... что Вам хорошо бы понять, что чистая наука, к которой относятся и СТО с ОТО, занимается сравнением информационных моделей. И на этом их социальная функция исчерпывается. Наука не может "решить все человеческие проблемы." и даже поиски истины не находится в компетенции науки. Просто по тем же причинам, по которым нелья завернуть шуруп молотком.
То, что "а после Эйнштейна восторжествовал философский релятивизм" - это не проблемы Эйнштейна. Это проблемы порочности философии как формы познания.

«любая непротиворечивая теория истинна»
Такого я не писал, передергивать не нужно. Это шулерство.

"А это - тот общий язык, которого не хватает для решения нынешнего глобального кризиса."
Так вот об этом я и пишу. Вы, судя по всему, тшитесь навязать науке функции, которые ей не свойственны. И именно поэтому я считаю данный подход порочным. Нельзя придать научным теориям претензию на некую абсолютную истинность. Да и причины кризиса отнюдь не в научных теориях как таковых а в особенностях их восприятия в современных обществах.

Еще Один Дождь   13.09.2021 01:18   Заявить о нарушении
Продолжающийся шум Дождя. Я что, утверждал, что Эйнштейн виноват? Я утверждаю что философы сделали неправильные выводы из Эйнштейна.
Насчет того, что наука не обязана давать нам истину, абсолютную, конечную или еще как. Если она вообще не обязана давать нам истину, то зачем она нам нужна? А вот какого рода истину она может и должна нам давать, об этом в моей книге по единому методу обоснования научных теорий

Александр Воин   03.10.2021 13:31   Заявить о нарушении