Во Христе

      Введение

  Что мы познали Его [Господа Иисуса Христа], узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Послание Иоанна 2: 3 – 6).

   Наш век характеризуется небывалым доселе невежеством и при этом непомерно высоким самомнением. Это период Лаодикии, о которой Господь сказал: «Ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откровение 3:17). Многие толкуют Лаодикию как церковь, имеющую правильную теорию, но почти не применяющую её на практике. Однако это совершенно неверно. Главной её отличительной чертой действительно является равнодушие, о чём Христос говорит так: «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (там же, ст. 14 – 16). Однако равнодушие неразрывно связано с безразличием. Эти два слова не идентичны, как может показаться на первый взгляд. Равнодушие характеризует сердце (желание и стремление), тогда как безразличие говорит об уме – о неспособности верно судить, различая добро и зло и зная чёткие определения слов и категорий. Так что Лаодикия характеризуется также и полным невежеством, беда которого многократно усиливается его замаскированностью под полную осведомлённость. Апостольское учение преступно потеряно, но рядовому прихожанину крайне трудно увидеть это, так как вокруг полным-полно теологов, закончивших видные семинарии и пишущих академическим языком. Потому-то и говорит Иисус: «Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (ст. 18). Прозревший сразу же увидит, что за этой внешне интеллектуальной оболочкой – сплошная пустота и полное невежество.
Сегодняшнее многословие проповедников свидетельствует не об обширности их познаний, но напротив, об их полном непонимании сути вещей. Как сказал Соломон, «голос глупого познаётся при множестве слов» (Екклесиаст 5:2). Однако и действительно знающий проповедник (каких сейчас катастрофически мало) вынужден сегодня употреблять слов значительно больше, чем это было необходимо ещё века три назад. И это происходит из-за невежества слушающих. Раньше у всех людей было базовое понимание опорных терминов, и проповедник, употребляя то или иное слово, был уверен, что понимается оно именно в его истинном смысле. Но сегодняшние безграничный субъективизм и толерантность вынуждают делать особый акцент и обстоятельно растолковывать слова. Потому что даже в среде церкви наблюдается совершенное непонимание, и что ещё хуже, превратное понимание слов. То и дело доводится слышать: «А в моём понимании это слово означает то-то и то-то».
Всё это произошло, конечно, не само собой. Это невежество, обладающее самосознанием академика, намеренно культивировалось врагами Церкви. И это особо изощрённая диавольская насмешка. Враг намеренно сеет плевелы. Однако это отнюдь не снимает вины с церкви, особенно же с учителей. Согласно притче Христа, плевелы сеются, когда все спят. Но уже раздаётся крик: «Вот жених идёт! Выходите навстречу Ему!» (Ев. от Матфея 25:6). «Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света» (Римлянам 13: 11 – 12). «Свет истинный просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ев. от Иоанна 1:9), однако если на глазах лежит пелена, то мы, в лучшем случае, будем подобны тому бывшему слепцу, который видел проходящих людей, как деревья (см. Марк 8: 24 – 25). Так позволим же Спасителю опять возложить руки на наши глаза, чтобы мы, наконец, стали видеть ясно!
  Извращены уже все опорные понятия, что делает невозможным полноценную проповедь благой вести. Как было в Израиле перед его пленением, так и сегодня в церкви перед страшным судом Божиим: «И аист под небом знает свои определённые времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня» (Иеремия 8:7). Кто сегодня обращает внимание на слова пророка и понимает их смысл: «Вожди Иудины стали подобны передвигающим межи: изолью на них гнев Мой, как воду» (Осия 5:10)? Подлинно, «когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Псалом 10:3). Необходимо, подобно Неемии, становиться «восстановителем развалин», как сказано у пророка: «Ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Исаия 58:12). Возьмёмся же за отстройку разрушенных стен города!
Как можно иметь истинную веру при отсутствии даже чёткого и правильного определения самого слова «вера»?! Как может веровать сердцем тот, кто имеет весьма расплывчатое понимание слова «сердце»? Будет ли укреплять сердце благодатью тот, кто превратно понимает благодать? И пребывает ли во Христе тот, для кого это выражение – лишь абстракция, чуть ли не слово-паразит?! Последнее, между прочим, является злостным нарушением третьей заповеди скрижалей Божиих: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). Именно об этом выражении – «во Христе» и пойдёт речь в этой брошюре.
 


        Кто во Христе?

Большинство современных проповедников спорят со словом Божиим больше, чем атеисты и прочие многоразличные язычники. Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матфей 7:21). А они всех без разбора прихожан легкомысленно называют братьями и сёстрами во Христе, детьми Божиими. Апостол утверждает: «Без святости никто не увидит Господа» (Послание Евреям 12:14), а они всех успокаивают: «Какими бы грешными мы ни были, Бог по вере вменяет нам праведность Христа и видит нас праведными». «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне» (Малахия 1:10); «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» (Иеремия 48:10). А они говорят: «Бог всех нас любит и благословляет, и радуется всему, что мы делаем для служения Ему». Господь через пророка Малахию сурово порицает иудеев: «Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: "чем прогневляем мы Его?" Тем, что говорите: "всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит", или: "где Бог правосудия?"» (Малахия 2:17). Те иудеи не проповедовали сатанизм. Не будем понимать пророка так плоско. Пророк не дословно цитирует их, а обличает истинный смысл их слов и позиции. А говорили они примерно то же, что и современные проповедники: «Несмотря на все наши слабости и немощи, Бог всех нас любит и благословляет». На всё это Господь отвечает одним коротким заявлением: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матфей 3:17). Этим Сам Бог возвращает нас к выражению, которое мы и рассматриваем. Бог благоволит лишь к тем, кто во Христе, возлюбленном Сыне Его.
Апостол Иоанн увещевает нас: «Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоанна 5:20). Этим он продолжает слово Самого Спасителя, которое сам же и записал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ев. от Иоанна 15: 4 – 7). Современные же проповедники всеми силами стараются изгладить из своей проповеди определяющее слово «если». Таким образом, то, что является целью, они представляют как уже фактическую действительность – уже хотя бы тем, что бездумно называют всех подряд братьями во Христе. Иногда говорят и так: «Нам не сказано войти во Христа, но сказано пребывать в Нём. Бог Сам вложил нас в Него». Однако всякому здравомыслящему человеку ясно, что второе невозможно без первого, продолжение немыслимо без начала. В своей книге «Возрастание веры» Якоб Крекер пишет, что вере покоящейся (вера Исаака) предшествует вера ищущая (вера Авраама). Современные же проповедники, как сговорившись, обходят вопрос начала пути, поисков, и говорят о продолжении, как будто все их слушатели (или читатели) уже рождённые свыше и нашедшие Бога. Понятно, что многие из этих проповедников специализируются на наставлениях уже уверовавшим, и именно этим обусловлены их слова. Однако не лучше ли и им проповедовать с начала? Что потеряет уверовавший, если лишний раз проверит себя и свою позицию? Из выше приведенных цитат из Нового Завета нам становится ясно, что пребывать во Христе – абсолютный синоним понятия быть христианином. А критерий христианства один для всех, без исключения. Потому и необходимо проповедовать азбуку – с самого начала. «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышлёность, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдёт мудрые советы» (Притчи 1: 1 – 5). Слово Божие равно относится к праведным и грешным, такой же должна быть и всякая проповедь. Конечно, есть различие между уверовавшими во Христа и противящимися Ему, между внутренними и внешними. Внешним невозможно объяснить глубины мудрости Христовой о Теле Его – Церкви, многие глубокие аспекты духовной реальности. Но на определённом уровне истина доступна всем, без исключения. И начинать следует именно с такой проповеди, которая была бы актуальна для всех. Кроме того, сколько в среде церкви есть таких, кто обольщает сам себя, полагая, что он уже давно христианин! Таким проповедь основ Евангелия послужит отрезвляющим и просвещающим средством. А современные проповедники лишь усыпляют и успокаивают их.
Необходимо также отметить, что современные проповедники слишком подчёркивают двойственность значения выражения «во Христе». Они говорят, что каждый рождённый свыше пребывает в Нём, независимо от того, насколько его образ жизни соответствует этому высокому положению. Но во свете Евангелия, особенно же слов апостола Иоанна, мы можем заключить, что такое разделение на два аспекта не соответствует истине. В этом, без сомнения, есть немалая доля правды, однако говорить об этом следует весьма осторожно, чтобы не разлучить то, что сочетал Бог. Конечно, рождённый свыше может пасть и согрешить; при этом он, без сомнения, остаётся чадом Божиим, и в этом смысле он во Христе. Господь не оставляет своих детей без благодати. Но для того ли, чтобы человек так и оставался во грехе? «Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать?» (Римлянам 6:1). И «неужели Христос есть служитель греха?» (Галатам 2:17). Аристократ может долгое время не лишать своего непутёвого сына титула, но в надежде, что тот образумится и станет достоин своей фамилии. Рабочего, часто позволяющего себе прогулы, хозяин может долгое время терпеть, но в надежде, что тот исправится и станет дисциплинированным. Так что даже в этом смысле разделённости на два аспекта нет: условия соответствующего положения неизменны; есть лишь милость и долготерпение, простирающееся на человека с единственной целью – чтобы он стал, наконец, соответствовать своему положению. Будем же искать единого разумения и не будем делить неделимое! Вопрос, возникающий у многих: «А что же будет с чадом Божиим, если он так и не придёт к должному состоянию на момент смерти? Неужели он погибнет?» я считаю нечестивым и даже не собираюсь искать на него ответ. Нам велено искать Царства Божиего и правды его, а не собственной безопасности на своих условиях. Царство Небесное обещано покорным, а не своевольным, боязливым и неверным. Если последуем слову Спасителя, будем блаженны, а всё остальное приложится. Единственный путь спасения – Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос, а спасённый лишь тот, кто в Нём. Но именно это и является предметом нашего исследования и рассуждения.



     Во Христе. Всеобъемлющий взгляд. Христос как предвечный Сын Божий и Бог

Начнём с самого общего плана, которому подчинены все остальные планы и смыслы. Наверное, не ошибусь, если скажу, что у большинства современных христиан имя Христос ассоциируется, прежде всего, с Человеком (даже если они и признают Его Богом). Но прежде всего, Он Бог, и сознание этого основоположного факта влияет на всё наше Богословие. В частности, определяет главный смысл понятия «во Христе». Потеря из виду Божественности Христа ведёт к лаодикийскому легкомыслию. Не сознавая Его величия, невозможно поклоняться Ему и служить, как Господину. Не случайно, именно к Лаодикии Господь Иисус обращается, напоминая о Своей сущности: «Так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…» (Откровение 3:14). Этим наш Господь и Спаситель говорит: «Вы совершенно забыли, Кто Я такой, и потому так обленились и разжирели». Моисей в своей Песни говорит об этом же: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Второзаконие 32:15). Здесь, на первый взгляд, причина и следствие подаются в обратном порядке: сначала благоденствие, сытость и достаток, затем разжирение, – а лишь потом оставление Бога. Однако отступничество начинается раньше. Тот, кто ходит перед Богом, будет, как апостол Павел, который умел жить и в скудости, и в изобилии, равно чтя Бога. А внешнее благосостояние – только испытание, которое в данном случае выявляет уже имеющуюся в сердце неверность. Так что первично, всё же, забвение Бога.
Итак, Христос называет Себя Началом создания Божия. Ариане толкуют это так, будто Он – первое творение Божие. Но Церковь уже давно обличила их нечестие. Слова Господа напоминают первые стихи Евангелия от Иоанна, апостола, которым написано также и Откровение, из которого и взята рассматриваемая цитата. Вот эти слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ев. от Иоанна 1: 1 – 3). Эти слова параллельны первой книге Библии – Бытие, которая с оригинала так и переводится: «В начале»: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Однако слова из Бытия параллельны не первым словам Евангелия от Иоанна, а третьему стиху первой главы: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Слова «В начале было Слово» означают не то, будто Сын Божий произошёл некогда во времени, и будто до этого Его не было. Эти арианские мудрствования опровергаются следующими же апостольскими словами: «и Слово было Бог», а Бог безначален по определению. Итак, «Начало создания Божия» означает, что «всё через Него (Логоса) начало быть». Сын Божий назван также Премудростью Божией, о чём красноречиво говорит Соломон в 8 – 9 гл. Книги Притчей. К чему ведут нас все эти заключения? К тому, что когда мы мыслим о Христе – Сыне Божием, рождённом, несотворённом, единородном и единосущном Отцу, – первое, что нам должно приходить на ум (если мы мыслим о Боге не отвлечённо, а в связи с творением), это замысел Божий, Его план, чертёж мироздания, Его Закон. Потому что это и есть логос творения, установленный Самим предвечным Логосом. Что есть грех? Это не что иное, как нарушение этого логоса, Закона Божиего, выпадение из замысла Творца, несоответствие Его плану. Из этих рассуждений для всякого разумного человека станет очевидным первое и основное значение выражения «во Христе»: это пребывание на месте, отведённом нам Богом, соответствие образу и чину, который Он для нас определил. Однако это всего лишь общий план, заглавие, так сказать. Этот аспект открывает для нас поистине безграничное поле для размышлений, в которых нам необходимо очертить основные частные смыслы, находящиеся в рамках выведенного общего определения.



      Во Христе. Воля Божия и воля человека

      Сколько же ересей, заблуждений и недопонимания вращается именно вокруг понятия «воля»! Враг направляет сюда особенные усилия, так как понимает, что это центральный, возможно, даже главнейший вопрос из всех. Ложное представление о воле человеческой обязательно влечёт за собой и ложное представление о воле Божией. И наоборот, ложное представление о воле Божией оказывает прямое пагубное влияние на наш взгляд на нашу собственную волю, да и на саму нашу волю. История доказала, что человек всегда уподобляется своему представлению о Боге, и что потеря истинного Богопознания всегда даёт место идолопоклонству, так как, в сущности, любое ложное представление об истинном Боге уже само по себе является идолопоклонством. А наш вопрос является ключевым и определяющим во всех отношениях.
Сегодня всё популярнее восточные представления о Боге как о безликом мировом разуме. А атрибутом личности является именно воля, о которой мы и рассуждаем. Прямым следствием этого мировоззрения становится и обезличивание человека, превращение в безвольное, безразличное существо. Взглянем и на обратную сторону вопроса. Ложное представление о воле человека приводит к превратному представлению о воле Божией. Существует два противоположных заблуждения о воле человека – волюнтаризм (человек может всё, он один властен над своей судьбой) и фатализм (человек не может ничего, ничего не решает и не определяет). Оба заблуждения являются хулой на Бога. Первое (волюнтаризм) равнозначно гуманистическому лозунгу древнего змея: «Будете, как боги». Это мировоззрение антихриста, которое Давид характеризует следующим образом: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога» (Псалом 13:1 и 52:2). Антихрист, как сказано в Писании, превозносится превыше всего, называемого Богом или святынею. Это его предтечи провозглашают наглый клич: «Нет Бога, кроме человечества!». Что же касается фатализма, то он является обвинением Бога во всём зле, присутствующем в мире. Ко всем фаталистам звучит Божий гневный вопрос: «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов 40:3). Если зло есть результат не наших грехов и неверных путей, то результатом чего оно является? Фатализм в любом случае является обвинением Бога во зле, фатализм ли это атеистический или религиозный. В любом случае он ведёт к равнодушию и безразличию, откуда проистекает всякое нечестие. Однако религиозный фатализм, всё же, более нечестив, так как обвиняет Бога открыто, даже если и не признаёт этого. Таковы кальвинисты, заявляющие, будто от человека никак не зависит его вечная участь. Если атеисты и пантеисты понимают судьбу человека как неизбежное следствие неких безликих вселенских законов, то кальвинисты считают, что судьба человека всецело зависит лишь от воли Творца. Но какого бога рисует им их воображение? Можно ли назвать его справедливым судьёй? Можно ли назвать благим и милосердным? Можно ли назвать нелицеприятным? Если Бог творит всё, что хочет, то почему он хочет гибели людей? И как с таким подходом можно рассуждать о законе причины и следствия, сеяния и жатвы? Как говорить о Божием правосудии? Это не маленькое несущественное заблуждение. Оно ведёт к превратному пониманию всей линии Священного Писания, извращает понятия о принципах судов Божиих, в корне искажает представление о сущности Бога и человека, созданного по образу Божиему.
Кальвинистический образ мышления проявляется в часто звучащей фразе, превратившейся для многих в слово-паразит: «На всё воля Божия». Чаще всего, за ней не стоит ничего, кроме лени и желания уйти от ответственности. Суть вопроса состоит в том, что существует воля Божия повелительная и воля Божия попустительная, воля Божия, благословляющая и одобряющая и воля Божия, позволяющая злодею осуществлять свои нечестивые замыслы. Кальвинисты путают Божие благоволение и Божие попущение. Конечно, по большому счёту, всё происходит по воле Божией: по воле Божией проповедник говорит слово Божие и по воле Божией грабитель и убийца осуществляют свои замыслы. Однако лишь нечестивое невежество может поставить то и другое на один уровень Божиего волеизъявления. Всё происходит по воле Божией, но воля Божия в том именно и состоит, чтобы предоставлять сынам человеческим возможность свободно проявлять свою сущность, а затем справедливо воздавать каждому по делам его. Творец наделил человека властью кардинальным образом влиять на свою судьбу. Слово Божие говорит, что Господь относится к людям сообразно их поведению и делам, а по кальвинизму выходит всё наоборот: человеческое поведение и дела прямо проистекают из отношения Бога к человеку. Священное Писание утверждает, что судьба (участь) человека является следствием его путей и поступков. Кальвинисты же мыслят так, будто судьба (рок) является причиной наших путей и дел. Таким образом, открыто или тайно, они фактически называют Бога автором греха и зла. 
С самого начала Господь предложил человеку выбор между послушанием Ему и своеволием. Не изменилось это положение и после грехопадения. Уже грешным потомкам Адама Господь объявляет то же: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя» (Второзаконие 30: 19 – 20). Из этих слов Самого Бога видно, что Он не только предложил нам выбор, но и склоняет и убеждает нас сделать правильный выбор. А диавол склоняет человека либо к усиленному своеволию, либо к безразличному безволию. И последнее не менее пагубно, чем первое. Своевольный человек является активным Богопротивником, а безвольный всегда становится пассивным орудием в руках врага, а значит, пребывает в том же лагере. И даже более того, безволие, пожалуй, хуже активного своеволия. Активный деятель, являющийся открытым врагом истины, рано или поздно, напорется на неё, и она поразит его, как меч – либо на погибель, либо во спасение, как это случилось с Савлом, ставшим после встречи с воскресшим Иисусом апостолом Павлом. Но безволие и пассивность есть форма целенаправленного уклонения от истины, потому такой человек до конца своих дней остаётся непричастным к истине, пребывая в смертоносном царстве лжи. Так что простая логика говорит нам о том, что шанс на спасение у безвольного вдвое ниже.
Однако всё это сказано отнюдь не для того, чтобы поощрить или одобрить своеволие, являющееся самой сущностью греха. Из всего сказанного выше, ясно, что и равнодушие также является формой своеволия, так как представляет собой явное упрямство. Конечно, впоследствии оно превращается в форму наркотического рабства, в рамках которого свобода воли и выбора уже теряется, однако начинается оно с сознательного упрямства, вызванного желанием уйти от ответственности. Впрочем, важно сказать, что и многие искренние верующие обмануты ложным представлением о покорности как о слабости и безволии. Нам сказано покориться Богу, а диаволу и всем его делам противостать. Да и сама покорность Богу должна быть активной.  Мы должны быть мягки и чутки к голосу Божиему, но непреклонны и тверды в исполнении Его слова. Итак, не будем избирать из двух зол, отвергнем и правое, и левое отклонение от истины. Господь требует от нас активной покорности Ему, и в этом вся суть вопроса. А то, что требует Бог, конечно, возможно исполнить. Если бы человек был абсолютным рабом греха так, как это понимают кальвинисты, то сатана не искушал, не соблазнял бы человека, а только отдавал бы приказы, которые тотчас же исполнялись бы. По своей природе человек, конечно, полностью раб греха, но ведь Сын Божий пришёл в мир, Христос воскрес и простирает на всех сынов человеческих Свою благодать, которая и даёт каждому меру свободы, достаточную для выбора истины и последующего следования ей.
Кроме того, если бы человек не имел собственной независимой воли, над которой не властны никакие обстоятельства, то в чём был бы смысл молитвы, которой научил нас молиться Сам Господь Иисус: «Да будет воля твоя и на земле, как на небе»? Разве не видим мы из этих слов и без того очевидную истину, что Господь ещё не царствует на земле, как Он уже царствует на небе (небе небес)? Но что могло бы препятствовать господству Царства Божиего на земле, если бы не иная воля, имеющая власть до времени противоречить воле Творца? Из этой молитвы мы научаемся покорности, так как слова «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» равнозначны словам Христа: «Не Моя воля, но Твоя да будет… Не как Я хочу, но как Ты». Царство Бога на земле может наступить только через людей, полностью покорных Ему. Как иначе возможно установить вселенскую монархию (единовластие) Творца? Впрочем, Господь заявляет, что Его Царство будет установлено на земле в любом случае, хотим мы этого или нет. И в него войдут лишь полностью покорные Творцу, то есть практически согласные с Его законом. А противники закона Божиего, в какой бы форме это ни выражалось, по истечении срока, отведённого Господом для испытания человечества, срока, в рамках которого ещё можно размышлять,  взвешивать и принимать решения, – будут истреблены с земли. В этом Бог явит Свою власть, показав, что медлил с судом не по недостатку власти и силы, а по долготерпению и милости. 
Но как покорится Богу рождённый во грехе от непокорного Адама, рождённый от хотения плоти, хотения мужа? «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Римлянам 8:7) – категорично утверждает апостол Павел. Да и на протяжении всего Послания Римлянам, равно как и в других своих посланиях, апостол противопоставляет Адама и Христа: «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Римлянам 5:19). Итак, кто во Христе, как не тот только, кто может от сердца повторить Его слова: «Не моя воля, но Твоя да будет»? И это относится ко всей жизни, а не только к отдельным её сферам. Из этого ясно, что всё, что в нашей жизни не согласовано с волей Божией, находится вне Христа, полностью единого с волей Отца. И кто может исповедать такую позицию, кроме рождённого от Бога? «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ев. от Иоанна 1: 12 – 13).
Именно поэтому Священное Писание так много говорит о сердце человека. Этот вопрос совершенно запутан современными Богословами, вкладывающими в понятие «сердце» весьма туманный и неопределённый смысл. Но разве не ясно, что сердцем Господь называет волю человека – центр наших стремлений, ценностей и желаний? Господь требует от нас покорности и одновременно говорит об обрезании непокорного и упорного сердца. И вот как объединяется в слове Божием эти два выражения одного и того же: «…Тогда покорится необрезанное сердце их» (Левит 26:41). Но что может покориться, кроме воли? Так и Ансельм говорит в своём труде «Почему Бог стал Человеком», что долг человека перед Богом заключается в нашей воле, которую необходимо вернуть Творцу как Его законную собственность; и вспоминая слова Христа: «Блаженные чистые сердцем», прибавляет: «то есть волей». Но некоторые возражают, говоря: «Как же Писание говорит о помышлениях сердца, о радости или скорби сердца? Разве не следует из этого, что сердце – не только воля, но ещё и разум и чувства?». Ответ заключается в том, что в человеке всё тесно связано. Может ли желание не сопровождаться мыслями о желаемом, и может ли осуществившееся желание не сопровождаться чувством радости (и соответственно, неосуществившееся желание – печалью и досадой)? Кроме того, именно воля решает, думать ли об определённом предмете, а также контролирует эмоции или даёт им полную свободу. Потому мысли и чувства справедливо приписываются воле, то есть сердцу. Да и само слово «сердце» означает сердцевину, ось, стержень нашего существа, потому волю также справедливо называют душевным позвоночником. Так что сердце – это один из главных атрибутов человека. Каково сердце человека, таков и сам человек. А ветхий человек преисполнен зол: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матфей 15:19). Отсюда ясна необходимость в новом сердце.
Необходимость обновления сердца утверждалась ещё ветхозаветными пророками: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иезекииль 36: 26 – 27). Однако Господь не делает этого с человеком механически, без нашего активного согласия. Об этом же говорят и апостолы: «Преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укоренённые и утверждённые в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3: 14 – 19).
Есть различие между утверждением внутреннего человека Духом Божиим и вселением Христа в сердце, хотя многие проповедники это отождествляют, так же как отождествляют рождение свыше и крещение. А вселение Христа в сердце и есть крещение во Христа, обрезание внешнего ветхого человека. Это полное покорение воли Иисусу Христу как Господу. Человек может быть рождённым свыше, но не крещённым, и в таком случае, в его душе будет присутствовать раскол, болезненная раздвоенность, что очень подробно и точно описал апостол Павел в 7 главе Послания Римлянам. Но крещённый становится полностью цельной личностью, так как ветхий человек получает смертельный удар.
Что же скажем? Если плохи дела у борющегося, у которого есть желание творить волю Божию, но нет фактической способности, то что сказать о том, кто не исполняет волю Божию и даже не испытывает от этого дискомфорта? Из этого вполне ясно, что непокорный Богу, сознательно препирающийся с Ним хоть в каком-либо вопросе, – не пребывает во Христе, не крещён в Него. Под крещением следует понимать не обряд, а духовную действительность, которую обряд только выражает – смерть для греха и самого себя, сораспятие Христу, полное самоотречение. Только тот человек, в сердце которого действительно обитает Христос, управляя человеком Духом Святым, в полной мере возвращается в замысел Божий. С этой точки зрения также ясно, что только после фактического крещения человек получает полное оправдание. Современные проповедники понимают оправдание человека только как изглаживание списка грехов человека. Но в высшем и главном смысле оправдание человека – это его возвращение в замысел Творца, на место, предназначенное ему в мироздании, обретение права на существование.
Итак, пребывать во Христе значит быть полностью покорным воле Бога Отца, отрекаясь от своеволия и творя исключительно Его волю, сообразуясь Христу, Который  «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2: 7 – 8). Так что пусть не обольщает себя никто из живущих по собственной воле, собственным планам, нисколько не заботящийся о согласовании их с волей Божией. Он не во Христе. 
В собраниях много говорится о крови Христа, пролитой во искупление мира, о прощение через веру в кровь Иисуса. Но важно помнить то, что сказал Э. Мюррей в своей работе «Троица и кровь Христова»: «Тот, кто желает обрести кровь Христову, должен представить себя в послушание веры, чтобы она характеризовала всю его жизнь. Он должен понять, что эта кровь непрестанно взывает: воля Божия должна быть исполнена, даже до смерти». Основание для этого категоричного заявления находится в словах апостола Петра: «Пётр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Петра 1: 1 – 2). Порядок слов не случаен: послушание предшествует окроплению. Это непременное условие спасения современные проповедники преступно замалчивают. В завершение, подъитоживая всё, ранее сказанное, необходимо сказать, что послушание Богу, оно же смирение, Церковь всегда почитала основанием всякой добродетели. А смирение есть не что иное, как воля (сердце), покорная Богу.
   


     Во Христе. Премудрость Божия и ум Христов

     И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Римлянам 12:2).

В прошлой главе мы говорили, что душа человека неделима, что воля неразрывно связана с разумом. Вынесение вопроса ума в отдельную главу делается не для разделения, но для различения этих понятий. Вопрос ума в современном христианстве совершенно запущен, и этим мы сильно отличаемся от первой церкви. Есть немало сухих рационалистов, сводящих всю сущность христианской жизни к умственному познанию и говорящих о человеке так, будто, кроме ума в человеке больше ничего нет. Такие любят говорить, что в греческом оригинале на месте слова, переведённого как «покаяние», стоит «метанойя», что буквально означает «поворот (обращение) ума». Здесь необходимо сказать, что крайне опасно пытаться перевести древние ёмкие слова словами любого современного обнищавшего языка. Так в лучшем случае смысл слова делается плоским и пошлым, а в худшем – и вовсе теряется или извращается. Можно было бы написать на эту тему целую статью, но данная статья не лингвистическая, потому не будем отклоняться от темы. Надо только высказать суровое порицание множеству современных самозваных переводчиков, чрезвычайно дерзко и самоуверенно берущихся за переводы духовных книг, особенно же Священного Писания. Будучи полными невеждами и абсолютно бездуховными, они надмеваются над переводчиками прошлых веков, считая себя компетентнее их, и создают свои переводы, совершенно не передающие мысль Духа Божиего. Считая себя в высшей степени грамотными и эрудированными, они не знают, как должно, ни языка оригинала, ни даже своего собственного языка; не знают они и цельного церковного учения, что накладывает свой определяющий отпечаток на все их переводы. Но самое главное, не имеют помазания Святого Духа. Как же можно при этом браться за переводы духовных текстов?! Будем же учиться у древних. Итак, что касается слова «метанойя», то его истинным переводом является «коренная перемена сознания», а сознание, даже по понятиям современной психологии, есть понятие более широкое, нежели ум. Оно равнозначно всей психике человека, а по-русски – душе. Этим переводчикам следовало бы знать, что слово «ум» (причём в различных языках) раньше часто употреблялось именно в этом широком смысле. Те, кто знаком со старыми славянскими переводами церковной литературы (особенно отцов церкви), хорошо знают это. Потому слово «метанойя» означает обновление всей души. А во свете прошлой главы ясно, что первое слово в обращении души к Богу не за умом (в узком смысле слова), а за волей, то есть сердцем.
Но есть и другая категория христиан. Они верно говорят, что обращение к Богу есть дело не ума, но сердца, однако недооценивают теснейшую взаимосвязь между волей и разумом и не видят нужды (а иные даже считают вредным) развитие ума. Они не только недооценивают связь между волей и разумом, но даже как бы противопоставляют эти две составляющих нашей души. Как те, так и другие не имеют ума Христова (а если и имеют, то не дают ему развиваться). Вторые по очевидным причинам, а первые потому, что всеми силами развивают ум Адамов. Они питаются современной светской наукой и пользуются современной психологией, пытаясь применить всё это в изучении Сященного Писания. Богатое наследие церкви прошлых веков оставлено ими в небрежении. Изучение Библии у них осуществляется в духе сухого рационализма, с цинизмом физика или математика. Язык подобных Богословов также становится полностью светским, журналистским, далёким от живого духовного богатого церковного языка.
Крайне важно отметить, что когда апостолы говорят об уме Христовом, они подразумевают, прежде всего, не информационное содержимое ума человека, а сам ум. Можно вложить правильное церковное учение в ветхий, необновлённый ум, но это не создаст ума Христова. Ум так и останется ветхим умом Адама, заполненным правильными понятиями, которые и правильными оставаться смогут не долго. И кроме того, при необновлённом, необрезанном сердце это только создаст человеку новые проблемы. В душе возникнет тяжелейший внутренний конфликт между пониманием и стремлениями, желаниями. Впрочем, чаще всего человек просто подстраивает своё понимание под своё сердце, создавая некий компромисс между законом Божиим и собственной волей.
Однако, как уже было сказано выше, существует и обратная проблема: когда христианин с обновлённым сердцем не спешит обновляться умом. Хотя в этом случае можно говорить, что не происходит и полноценного обновления сердца. Дух Святой открывает человеку глаза на его полную греховность и приводит его ко Спасителю. Человек начинает стремиться к святости и ненавидеть грех. Однако его мышление может остаться на довольно низком, детском уровне. А апостол увещевает нас: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Коринфянам 14:20). Как часто можно слышать от современных христиан по самым различным вопросам: «Нам этим интересоваться ни к чему. Нам достаточно познавать Самого Христа». Но в какую же абстракцию превращаются эти слова при подобной позиции! Как будто Христос не имеет никакого отношения к созданному Им миру и к событиям, происходящим в нём! Подобная позиция неверна в корне. Каждый христианин должен стремиться к основательному глубокому мировоззрению, при этом мыслить не по стихиям мира, но по Христу. Мы должны иметь своё мнение по всем жизненным вопросам, мнение, основанное на учении Христа и Его апостолов. Мы не должны уклоняться от рассмотрения каких-либо вопросов, встречающихся нам, устраняться от них. Вопросов всегда множество, но ум Христов характеризуется умением быстро находить ответы на любые частные вопросы, руководствуясь уже известными нам общими принципами.
Очень важно постоянно размышлять над учением церкви, применяя его к разным областям жизни. Необходимо формировать цельное прикладное библейское мировоззрение. Апостол говорит об обновлении ума. Обновиться должен сам образ мышления, после чего следует подвергнуть и продолжать подвергать тщательному переосмыслению все свои старые понятия и ценности, сформированные системой этого мира – образованием, средствами массовой информации и т. п. К величайшему сожалению, большинство современных христиан имеют лишь частично обновлённый ум, из-за чего их мировоззрение представляет собой светско-церковный гибрид. Их ум засеян двумя родами семян, что вызывает опасную мешанину (см. Левит 19:19). С другой стороны, учение Христово мало пересекается с их жизнью, оставаясь как бы самостоятельным дополнением к ней. Не проводя учение в жизнь, мы во многом продолжаем по инерции жить, мыслить и поступать по-старому.
Как уже было сказано выше, ум неотделим от сердца. Развитие ума при необрезанном сердце создаёт либо достойную сожаления раздвоенность личности, либо жуткое лицемерие (которое также всегда характеризуется внутренним противоречием). Но развитие ума при сердце обрезанном, обновлённом, весьма благотворно. Оно укрепляет сердце. Когда человек знает что-то твёрдо и основательно, возрастает и его решимость, уверенность; а это и есть сердце. С другой стороны, невежество может расслабить и смутить даже обновлённое сердце, стремящееся исполнять волю Божию. Сердце без ума слепо; ум без сердца безсилен и безполезен. Посмотрите, как апостол объединяет ум и сердце, объясняя причину  отчуждения неверующих от Бога: «Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Ефесянам 4: 17 – 18).
Христианин также должен нормально владеть речью. Наш Бог – Слово, а потому безсловесный христианин безславит имя Христово. Сегодня наблюдается повальное невежество и косноязычность. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Крайне трудно найти христианина, который мог бы связно изъясняться. Века два назад последний крестьянин лучше владел речью, чем множество современных проповедников. Да и как будет богатой речь того, кто не имеет цельной связной мысли? Есть, правда, среди них и такие, которые умеют говорить академически и говорят даже много правильного. Но они сухи и бездуховны, и их слушание не приносит никакой пользы пастве. Мы потеряли и верное значение слов, причём слов опорных, ключевых, понятий, на которых базируется апостольская проповедь Евангелия. Значения многих слов в нашем сознании весьма туманно и расплывчато. Всё это также напрямую относится к вопросу ума. Христос – Сын Божий – есть Премудрость, Разум Божий. Потому иметь ум Христов – один из главнейших аспектов и критериев пребывания во Христе.





        Во Христе. Дух Христов

Всё сказанное выше не может осуществиться в жизни верующего без Духа Святого. Предъидущие слова только показывают, как должно быть, но без Духа Божиего человек не имеет силы достичь этого. Даже рождённый свыше, имеющий новую природу Христа (в этом смысле он во Христе, так же как рождённый от плоти и крови – в Адаме), нуждается в постоянном питании Духа, без которого он падает без сил, даже несмотря на любой предшествующий опыт веры. Если собрать три последних раздела: о сердце, уме и Духе, то получим развёрнутое изречение Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ев. от Иоанна 14:6). Путь есть исполнение воли Божией, истина есть учение, служащее картой пути, а жизнь есть питание, необходимое, чтобы идти путём Божиим. Посмотрите, как связаны все три аспекта, как Господь указывает на необходимость одухотворения воли и разума: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ев. от Иоанна 6:63) и «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ев. от Иоанна 4:34). Здесь нужно вспомнить слова апостола Павла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Коринфянам 13: 2 – 3). Все наши добродетели должны быть плодом Духа, а не результатом самовоспитания, которое может создать только неудачную пародию на то, что угодно Богу. А то, что Любовь, о Которой говорит апостол, есть Сам Дух Святой, сказал Сам Христос в своей молитве за всю Церковь: «…И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ев. от Иоанна 17:26). Отцы Церкви толкуют последние слова как указание на Триединого Бога: Любовь (Дух Святой), которою Ты (Отец) возлюбил Меня (Сына). В другом месте Христос говорит: «Я и Отец одно» (Ев. от Иоанна 10:30). И это место нисколько не помогает македонианам (духоборам), отрицающим Божественную сущность Духа Святого, так как указание на Духа Святого, соприродного Отцу и Сыну, содержится в слове «одно», а также в союзе «и», так как Дух, как выразился один Богослов, есть сама сущность единства. У того же апостола Иоанна читаем: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Послание Иоанна 1: 1 – 3). Из всего этого ясно, что любовь синонимична единству и общению. Из этих слов видна также истина о самодостаточности Бога. Сегодня весьма распространённым является заблуждение, будто Бог создал человека из нужды в общении. Но апостол показывает, что Господь создал человека, чтобы сделать его причастником общения, которое уже существовало (вернее, вечно существует) в Самом Божестве, а не для того, чтобы создать общение, которого ранее не было. Бог по определению ни в чём не имеет нужды.
Но почему Господь к словам «да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет» прибавил: «и Я в них»? Разве может в человеке обитать Дух Святой и в то же время не обитать Христос»? Конечно, нет, так как Бог не делится на части: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ев. от Иоанна 14: 15 – 21, 23). Отсюда видно, что крещение Духом Святым есть также вселение в сердце и Отца и Сына. Как не заметить параллели между этими Божественными словами Спасителя и повествованием о сотворении человека в первой же главе Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26)?! То же слово «сотворим» указывает  на то, что вселение в человека от начала было планом Триединого Бога, что и совершил Христос – Второй Человек. В этом и заключается суть христианства: Бог в человеке. И об этом следует сейчас говорить ослепшей самодовольной Лаодикии, не имеющей Христа в сердце и даже не знающей об этом плане Божием.
Но вернёмся к вопросу: почему Христос прибавил: «и Я в них»? Этим, во-первых, он опровергает савелианство, ересь, достаточно популярную сегодня в протестантских кругах. Савелий учил: «Отец – это Сын, и Сын – это Отец. Это одна и та же личность». Савелиане прибавляют к словам Иисуса: «Я и Отец – одно» слова: «и то же». А это в корне меняет смысл сказанного Спасителем. Когда Господь молится об учениках (не только апостолах, но и всех Своих учениках на протяжении всей истории Церкви): «Да будут едино, как Мы едино» (Ев. от Иоанна 17:22), этим он как раз даёт понять, что Отец и Сын едины в Духе Святом. Единство – это не тождество. Потому в этой же молитве Он говорит: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (там же, ст. 21). Этим Триединый Бог научает нас вечной истине, основанной на Самой сущности Божией: единство не подразумевает уничтожение личности, из чего можно распознать ложное самоотречение. У Бога нет безликого единства, но есть единство личностей. Во-вторых, это прибавление говорит о человеческой природе Христа. Бог Отец посредством Духа Святого приобщает учеников Сына Своего к святой человеческой природе, воспринятой Им для нашего спасения и усыновления. Этим Господь преображает нас в образ человека, созданного по образу и подобию Божию. Потому Иисус и сказал ученикам: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам» (Ев. от Иоанна 16: 13 – 15). Если бы речь шла о Божеской природе Христа, то не сказано было бы в будущем времени: «возьмёт». Неужели Дух не причастен природе Сына извечно? Речь шла о Его человеческой природе, потому что говорил Он это ещё до распятия, воскресения и вознесения.
Обратим внимание на условие вселения Христа в нас: соблюдение Его заповедей. У внимательного читателя обязательно возникнет вопрос: как же условие достижения цели само может нуждаться в предмете достигнутого? Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне… Без Меня не можете делать ничего» (Ев. от Иоанна 15: 4, 5). Но если для самой способности соблюдать заповеди необходимо иметь Христа в сердце, то не делает ли это невозможным и то, и другое? Здесь можно было бы сказать очень много, но ограничимся несколькими опорными мыслями.
Во-первых, ничто из сотворённого не подобно Богу в Его абсолютном величии. Он является не только причиной возникновения всей твари, но и причиной её сохранения: «Мы Им живём и движемся и существуем» (Деяния 17:28). Поэтому отношение Бога к творению не подобно отношению между тварями. Он есть и цель и средство достижения цели, что показал и Моисей в молитве: «Если я приобрёл благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (Исход 33:13). Однако это не отвечает на вопрос, так как условие остаётся условием. Во-вторых, можно понимать это как два этапа становления истинного христианина. Сначала происходит очищение человека от греха, что, конечно, происходит Духом Христовым, Который готовит Себе храм, обитель. Господь возвращает человека в состояние Адама до грехопадения. Затем человек сподобляется усыновления через крещение Духом усыновления, чего Адам ещё не имел, но в чём состояла цель Божия. И именно о втором этапе и говорит Господь. Это больше, чем только свобода от греха, хотя кто сегодня достигает хотя бы её? Вышеупомянутые цель и условие её достижения говорят нам о двух качественных уровнях благодати Божией: предшествующая благодать, распространяющаяся абсолютно на всех людей (чего не признают кальвинисты) и особая благодать Духа, являющаяся наследием детей Божиих.
Но можно найти и более общее практическое объяснение этого вопроса. Оно заключается в словах Христа, которые, увы, большинство современных христиан понимают превратно: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ев. от Иоанна 13: 34 – 35). Неверно понимать слова Спасителя так, будто Он отменил все предшествовавшие требования закона Моисеева, да и Свои собственные постановления, провозглашённые в Нагорной проповеди. Любовь не заменяет, но обобщает все заповеди, она максимально содержательна, а не абстрактна: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Римлянам 13: 8 – 10). Так в чём же новизна заповеди? Тот же апостол Иоанн разъясняет это в своём послании, объединяя все наши вопросы и рассуждения: «Что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нём. Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нём и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна» (1 Иоанна 2: 3 – 10). Итак, требования Бога к человеку, конечно же, не изменились. Но по воле Отца пришёл Сын, воплотился в Человека и Сам исполнил Закон Божий. И Отец послал Духа Святого, чтобы Христос вселился в нас. В этом-то и новизна: в Сыне мы получили средство исполнения Закона Божиего. Только в этом и состоит сущность различия между ветхим и новым заветами. Так что слова: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» – не просто призыв к подражанию, но истина о том, что мы можем любить друг друга только в том случае, если «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Римлянам 5:5). Любовь к Богу – это больше, чем просто покорность. Это сердечное единство с Ним, то есть охотное добровольное согласие, совпадение наших стремлений и желаний с волей Отца; это полное единомыслие с Ним.
Но мы всё ещё не нашли ответ на вопрос. Но ответ совсем рядом. Об этом говорил Ч. Сперджен в своей проповеди «Сухая рука». Сначала звучит повеление Господне: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иезекииль 18:31). Человек пытается изо всех сил, но понимает, что не способен на это. Потому первым пунктом блаженства Христос и называет нищету духа (см. Матфей 5:3). Затем следует сердечная мольба: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Псалом 50:12). И тогда следует ответ Божий: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иезекииль 36: 25 – 27). Вот принцип. В этом и заключается вера: человек должен поднять сухую руку, на что сам по себе, конечно, не способен. Вся суть христианства в том и заключается, что человек должен действовать, опираясь не на свои возможности, но уповая на силу Божию. От нас требуется выйти за пределы своих возможностей. В этом заключается вера и крест, потому что наша природа привыкла и желает опираться только на свои силы и способности. То, что невозможно человекам, возможно Богу. Мы не способны сделать то, что может сделать только Бог, но мы очень способны воспрепятствовать Ему, и Он будет для нас, «как человек изумлённый, как сильный, не имеющий силы спасти» (Иеремия 14:9), и не сможет совершить для нас никакого чуда по неверию нашему (см. Марк 6:5).
Потому и сказано ещё Иоанном Предтечей: «Как написано в книге слов пророка Исаии (см. Исаия 40: 3 – 5 – прим. авт.), который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лука 3: 4 – 6). Господь обновит и очистит нас только в том случае, если мы действительно отречёмся от всего неугодного Ему. Проблема не в нашей греховности и неспособности исполнять заповеди Божии, а в сознательном противлении Богу, в желании идти своим независимым путём, сохранить свои никчемные сокровища. Ты не можешь порвать цепи той или иной страсти? Но ты можешь устранить внешние условия, питающие её. Не можешь найти решение той или иной проблемы? Но можешь задавать вопросы и расположить сердце внимательно слушать ответы, и можешь избирать мудрых учителей и отойти «от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Притчи 14:7). Каждый из нас может просить, искать и стучать. И Господь, видя расположение, выйдет навстречу и поддержит. «Сила у Бога» (Псалом 61:12). Но от человека зависит расположить сердце и душу к тому, чтобы взыскать Господа Бога (см. 1 Паралип. 22:19). Господь даёт Духа Своего повинующимся Ему (Деяния Апостолов 5:32), но противится гордым и уклоняющимся ко лжи (см. Послание Иакова 4:6; 1 Петра 5:5 и Псалом 39:5). Бог даёт силу тем, кто стремится исполнять Его волю; но как Он будет поддерживать Своих противников? Кроме того, противящийся Ему и сам не желает получить Духа Божиего, так как стремится жить своей независимой жизнью и имеет иной дух. Так что дело не в немощи, а в непокорности.
На наш вопрос можно ответить ещё проще. Если условие вселения Бога в нас есть соблюдение Его заповедей, а соблюдение Его заповедей возможно только при условии Его обитания в нас, то всё соблюдение заповедей для нас и сводится к тому, чтобы  стремиться к Богу, прекратив бежать от Него. А бегство от Него и есть непокорность и своеволие. Христос сказал о Духе Святом, что «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня» (Ев. от Иоанна 16: 8 – 9). А неверие, по апостолу, неразрывно связано с непокорностью (Евреям 3: 18 – 19).
У христианина, особенно в начале его ученического пути, конечно, могут быть проблемы, неудачи и падения. Но если он имеет Духа Христова, то он будет каяться и осуждать себя за них, и не успокоится, пока не обретёт победу над всеми врагами. Но как часто люди, называющие себя христианами, мирятся с грехом, идя своим путём! Обличений они не слушают, но наоборот, защищают себя, свои ложные взгляды и пути, и спорят. Разве это Дух покорного Христа? Нет, это дух противления, свойственный не христианину, но язычнику, сыну противления, живущего по воле князя, господствующего в воздухе. Дух Святой не может мириться с тем, что противоположно святости. Так что не обманывайтесь. «Пусть не доверяет суете заблудший, ибо суета будет и воздаянием ему» (Иов 15:31).
Видите, как тесно связан вопрос о Духе Святом в Его отношении к нам и вопрос сердца? Дух Святой поселяется, прежде всего, в духе человека, возрождая его, откуда и распространяет Своё влияние на всего человека. А дух человека напрямую связан с волей. Если граница и соприкосновение души и тела проходит по нервной системе, то наш дух связан с душой именно через волю. Недаром о волевом человеке всегда говорили как о сильном духом. И недаром слова «дух» и «характер» часто служат синонимами. После сердца влияние Духа распространяется на ум, одухотворяя его и делая разумом. Посмотрите, как объединяет апостол дух и ум: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего  и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4: 22 – 24). Просвещённый разум, дух ума – это орган и  способность, наиболее уподобляющая нас Сыну Божиему, Премудрости Божией. Это духовное интуитивное мгновенное знание в сочетании с мыслительной, рассудительной способностью. Плотской человек, в лучшем случае, имеет только второе, нездоровый мистицизм даёт человеку лишь первое; но полноценный христианин имеет и то, и другое.
Но ещё раз: центр всех наших проблем находится именно в сердце, о чём говорится во всём Писании, в частности, у пророка Иезекииля, цитированного выше. Он же подтверждает высказанную только что мысль о тесной взаимосвязи воли и духа, когда называет парой сердце и дух. Эта мысль многократно повторяется в Писании: «…возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» (Псалом 77:8). Именно дух определяет жизненный тон человека, то, что обычно называют настроением. Сильный духом человек всегда создаёт вокруг себя атмосферу, соответствующую состоянию его духа, и эта атмосфера сильнейшим образом влияет на окружающих. Это может быть твёрдое спокойствие, бодрость, радость, уныние, огорчение, напряжённое ожесточение и обида, суетливое возбуждение. Состояние духа очень важно, и оно может быть правильным только в том случае, если дух един со Христом Духом Святым. Ещё ветхозаветные пророки увещевали: «Берегите дух ваш» (Малахия 2:15). «Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Исаия 26: 3 – 4).





      Во Христе. Тело Христово – Церковь

      Только теперь можно перейти к вершине апостольской проповеди, которая, впрочем, также является основой христианской веры. Христиане сегодня как никогда нуждаются в проповеди основ веры. Если человек долгое время не занимается основами по той причине, что ему кажется, будто он уже хорошо усвоил их, то уже очень скоро он совсем забывает их. Продолжая возведение здания, строитель не перестаёт базироваться на фундаменте, а если отклонится от уровня, и таким образом – от фундамента, то построит весьма шаткий дом. Так и мы должны постоянно стараться размышлять о началах веры, сколько бы ни углублялись в дальнейшие размышления. Современные христиане потеряли это, совершенно не заботятся и небрегут об учении. Но вернёмся к теме.
Истина о Церкви сегодня особенно актуальна. Есть немало людей, исповедующих свою веру в Бога (конечно, не христианскую, но некий абстрактный теизм), но при этом заявляющих: «Мне не нужна Церковь, мне хватает и моей личной индивидуальной веры». Часто подобная позиция вызвана отождествлением Церкви с государственным институтом, организацией, носящей это название, организацией, во многом дискредитировавшей себя. Но не в этом главная причина отвержения Церкви, а именно в тяготении к независимости, индивидуализму. Однако даже большинство людей, посещающих христианские общины, не менее далеки от Церкви. Церковь – это духовная действительность, а не внешняя форма; единство, о котором молился Христос, это не только периодическое совместное присутствие в одном помещении. О формальном собрании и внешней форме причастия при отсутствии фактического единства сказано у пророка: «Собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются» (Осия 7:14). Об этом превосходно говорит Артур Кац в своих проповедях и печатных трудах. О Церкви очень много писал Т. Остин-Спаркс. В этой брошюре приведены только некоторые краткие заметки, которые можно использовать как критерий своего пребывания во Христе.
Из посланий Павла, единственного апостола, которому была открыта тайна Церкви, можно ясно увидеть, что пребывать в Церкви – то же, что пребывать во Христе. Невозможно пребывать во Христе, не будучи в Церкви, и находиться в Церкви, не пребывая во Христе. Конечно, есть возможность спасения и вне Церкви. Но оставим этот вариант для язычников, никогда не слышавших о Христе и спасающихся Богопочитанием уровня ветхозаветных людей. Хотя мы знаем, что даже множество ветхозаветных праведников приравнены Богом к Церкви; они, как сказано, не без нас достигнут совершенства (см. Евреям 11:40). Апостол называет Церковь Телом Христовым, Христа – её Главой; а их органическое единство рассматривает как одного Нового Человека (см. Ефесянам 2:15). Церковь – это продолжение Христа, объединённое в одну сущность Духом Святым, скрепляющим между собой всех её членов. Потому и сказано: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою» (Притчи 15:20). «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца» (Ев. от Иоанна 5:23). А кто пренебрегает мать, тот не чтит Сына. Не всякий поймёт это изречение Соломона, но на то это и притча, чтобы скрывать в себе более глубокий смысл, чем тот, что находится на поверхности. А то, что мать христианина – Церковь, о том сказал апостол Павел: «Вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Галатам 4:26). О вышнем Иерусалиме мы также читаем в последних главах Откровения Иоанна. Намёк на это содержится также в словах Господа Иисуса: «Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матфей 12:50).
 О соборности христианства мы читаем также в простых словах апостола Иоанна, осуждающих всякий индивидуализм и эгоизм: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоанна 4: 20 – 21). Подавляющее большинство современных христиан попадают также под осуждение апостола Павла, так как не рассуждают о Теле Господнем (см. 1 Коринфянам 11:29). Что это означает? Это означает не иметь осознания соборности Церкви и рассматривать себя отдельно от неё, а не как её члена. Из этого проистекает множество зол. Прежде всего, индивидуалист идёт против воли Господней, так как создание Тела Христова – извечный план Бога Отца. Это добровольное отчуждение от Духа Святого и оскорбление Его, пребывающего в Церкви и созидающего её.
Мы не рассуждаем о Теле Господнем, когда грешим, не сознавая, что это наносит ущерб всей Церкви, что это не является только нашим личным делом. Мы не рассуждаем о Теле Господнем, когда нам нет никакого дела до духовного состояния наших братьев и сестёр. Мы не рассуждаем о Теле Господнем, если ограничиваем своё представление о Церкви какой-либо одной деноминацией (или если исключаем из своего представления о Теле Христа христиан хотя бы какой-либо одной деноминации). Особенно прискорбно, когда верующие даже не знакомы с трудами отцов Церкви, соединяющих нас с апостолами. Мы грешим против Тела, когда считаем своим имущество, вверенное нам Богом, вопреки первоапостольской церкви, члены которой распродавали своё имение и раздавали нуждающимся. А мы, если даже не заботимся об благотворительности ближним, помышляя только о собственном благосостоянии, собирая сокровище на земле, как можем составлять одно Тело с первыми христианами? Если мы заботимся о земном, устраиваясь и утверждаясь в этом растленном мире, будто рассчитываем жить в нём вечно, то в нас совсем иной дух, нежели в апостолах и пророках. А о христианах-миллионерах и миллиардерах и речи не может быть; сразу понятно, что они не имеют к Церкви ни малейшего отношения, пусть для успокоения совести и жертвуют иногда на нужды общин. Мы отчуждены от Церкви, если не можем сказать «мы», вспоминая христиан-мучеников, страдавших за Истину на протяжении всей истории Церкви (и страдающих в мире, в некоторых странах, и сейчас), а говорим «они». Наша отдалённость от мученичества свидетельствует о том, что мы не пребываем в Церкви. Наше стремление к комфорту и безопасности, к избеганию неприятностей, свидетельствует о нашем бегстве от Христа. Но мы уже дожили до страшных апокалиптических событий и кончины века, и огонь испытает дело каждого. Сколько исповедующих Христа сегодня отречётся от Него завтра при первой же малейшей угрозе гонений?! Одному Богу известно. Но пока ещё есть время, пусть каждый честно задаст себе этот вопрос.
Многие верующие тешат себя надеждой на то, что будут восхищены прежде великой скорби. Но не обманывайте себя! Из всех носящих имя христиан, по состоянию на текущий момент, вознесены будут только единицы. Остальные будут оставлены на огненное испытание и должны будут подтвердить своё ученичество страданием, мученичеством и смертью. Если мы трепещем от одной мысли об этом, – мы не готовы! Хороший признак, если первой мыслью и главным страхом для нас будет следующее: «Господи, как бы мне остаться верным и не отречься имени Твоего!». Но если единственное, чего мы боимся, – лишиться сытной и комфортной жизни, – горе нам! Уже раздаётся крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Матфей 25:6). Ещё остаются минуты, чтобы поправить светильники. Но что-то не видно никакого движения среди христиан. Все ведут себя так, будто ничего не происходит. Пока что можно только сокрушаться и выражать крайние опасения. Но неужели мы не вразумимся? И неужели день Христов застанет нас, как тать? Но как день Христов может быть неожиданностью для пребывающего во Христе, единого с Ним, имеющего с Ним общение? Отбросим же всякое опьянение, сон и самообман!


Рецензии