Музей Журавли в селе Никольском

На пресс конференции Международного форума литературных музеев, состоявшегося в Москве 11-12 декабря 2015 года, автором был задан вопрос: «Как гений места – Николай Рубцов - может помочь развитию территории»? Ответ дал Александр Михайлович Шолохов: «Надо создать музей-заповедник».

Опыт отечественных и зарубежных музеев, представленный  на Форуме, показал, что весьма интересным может быть сочетание мемориального музея гения места с музеем интерпретационного типа. Создать такой музей в селе Никольском, в дополнение к мемориальному дому-музею Н.М. Рубцова, автор  предложила 17 декабря 2015 года в Клубе деловых людей Вологодского землячества в Москве, а затем на научно-практической конференции «Рубцовские  чтения – 2016», состоявшейся 21-24 января 2016 года в Тотьме.

6 января 2021 года частный музей «Журавли», созданный семьей Кошелевых, открылся в селе Никольском в музейно-выставочном центре «Бирюзовый дом», расположенном в старинном здании конца  XIX века.

«ДОМ НА КАМЕННЫХ СТОЛБАХ»:
ОТ БАРАКА К МУЗЕЮ

Развернутые сведения о здании XIX века, входящем в комплекс  Никольской земской больницы в качестве инфекционного «барака» в XXI веке были впервые опубликованы автором в 2016 году в брошюре «Заволжская Фиваида» [ 4 ] на основе архивного документа 1896 года  - «Ведомости о зданиях  Тотемской уездной земской больницы, в селе Никольском, застрахованных в Вологодском Губернском земстве…» [ 3 ]:  «Деревянная одноэтажная постройка для бараков, приспособленная для помещения  больных и в зимнее время, на каменных столбах, покрытая тесом, длиною 5 1/3 саж.  и шириною 3 саж. 1 ; арш. с прирубленным крыльцом, также покрытым тесом» оценивалась в 600 рублей.  «Каменными столбами» назывались  массивные  валуны ледникового происхождения, которые устанавливались для прочности  по углам дома.

После того, как в 1971 году больница  была заменена на фельдшерско-акушерский пункт, в доме на «каменных столбах» устроили интернат для школьников из окрестных деревень. В будни дети  учились в Никольской школе, а на выходные и в праздники возвращались  в родные места к  родителям. Когда толшменские деревни были объявлены  «неперспективными», дома были перемещены на центральную усадьбу и надобность в интернате отпала.  Дом  «на каменных столбах»  тридцать лет  пустовал.  К концу нулевых годов в нем разместилась контора сельско-хозяйственного предприятия.
 
В 2010 году сельско-хозяйственное предприятие обанкротилось, и здание вновь опустело.  Вскоре в одной половине дома  разместился магазин, а вторую половину приобрела семья москвичей Кошелевых. Создатели АНО «Бирюзовый дом» (Москва, 2009 г.) начали формировать в  доме «на каменных столбах» музейно-выставочный центр «Бирюзовый дом».  Дом  стал экспедиционной базой и творческой лабораторией.  Кульминационным для Кошелевых стал проект   «Звезда полей Николая Рубцова: живые уроки на Толшме», получивший  в 2018 году Президентский грант. 

Проект представил территорию «Толшма» как перспективную образовательную площадку. В нем были апробированы образовательные практики созидательной деятельности студентов тотемского политехнического колледжа, толшменских  школьников и гостей территории – юных художников из Москвы. В проекте были изданы  книги: краеведческий  сборник  «Толшменская картина мира глазами участников экспедиций» [ 16 ]  и альбом-путеводитель «Толшма: от устья к истокам[ 10 ]». Эти книги оказались последними  для создателя МВЦ «Бирюзовый дом» фотохудожника Андрея Васильевича Кошелева (22.12.1948 – 03.07.2019).

Название  музея  «Журавли» отсылает не только к литературной составляющей  музея через значение «глагол»  по словарю В.И. Даля, но и к устоявшемуся в народе значению слова «память»: «Летят  и подают нам голоса» (Р. Гамзатов), «Перекликаясь с теми, кто прошел» (Н. Рубцов). В фондах музея представлены коллекции, собранные Андреем и Мариной Кошелевыми за 45 лет совместных путешествий  по Русскому Северу и Рубцовским местам России – фотографии, дневники, книги, автографы, оригиналы художественных полотен, изделия народных промыслов.

Миссия мемориального и литературно-художественного музея «Журавли» -  сохранение памяти о фотохудожнике А.В. Кошелеве и погружение в родники отечественной словесности через темы «Заволжская Фиваида», «Рубцов в диалоге с людьми и территориями» и «Семейные хроники».

«ЗАВОЛЖСКАЯ ФИВАИДА»

В 2015 году для духовной родины поэта  Николая Рубцова - территории «Толшма»  - автором был предложен неожиданный для многих образ «Заволжская Фиваида».  В основу одноименной статьи, опубликованной в 2015 году в научно-краеведческом альманахе «Тотьмич» [9] ,  автор положила  образ историка Владимира Осиповича Ключевского,  данный им «водоразделу Костромы и Сухоны», покрытому «дремучим  комельским лесом»  [  7  ].
 
      Территориально под название  «Заволжская Фиваида»  попадают   водно-волоковые пути магистральных  рек Галичской возвышенности водораздела Волга – Северная Двина:  Монза-Лежа и Согожа-Комёла лежат на западе «Заволжской Фиваиды»,  Кострома-Толшма  - на востоке.  «Дремучий комельский лес», если перемещаться  от реки Комёлы на восток,  по направлению к реке Толшме, постепенно переходит в «безбрежное болото…, овеянное сказками и былью прошедших здесь крестьянских поколений» [  15  ].  Образ «Заволжская Фиваида» отсылает  к  многовековой истории приходских храмов и монастырей,  освящавших обыденность  на  водно-волоковых путях, соединяющих Русский Север с Поволжьем.

     В музее «Журавли»  представлен ряд исследований АНО «Бирюзовый дом», отраженных в книгах «Толшменская картина мира» и «Толшма: от устья к истокам», дающих обоснование применимости образа  «Заволжская Фиваида» к территории «Толшма». Лежащая на северной стороне водораздела Волга-Северная Двина, эта территория содержит  в себе все три важнейших региональных концепта, выявленных крупными исследователями Русского Севера  – Вольница, Северная глушь и Русская архаика [  5  ]. 

    Концепт  «ВОЛЬНИЦА» отсылает на Толшме к истории появления здесь новгородских ушкуйников. Результаты соответствующего  исследования отражены  в одноименной главе выпущенной в АНО «Бирюзовый дом» книги «Толшма: от устья к истокам».

Составные части образа «СЕВЕРНАЯ ГЛУШЬ»  - чудь, холодный край, советские «зоны» - отражены в толшменской фамилии Чудиновы, в лирике гения места Николая Рубцова и  в истории поселков спецпереселенцев Малиновец, Войница и Снежная.

 «РУССКАЯ АРХАИКА» представлена на Толшме в виде местного фольклора, частично представленного в изданной АНО «Бирюзовый дом» книге  «Толшменская  картина мира», а также в иконе «Чудо Георгия о змие» (1707 г., Иосааф Клепиков). В 1929 году икона поступила   в Вологодский музей-заповедник из Толшемской церкви Иоанна Предтечи.

Характерная особенность толшменской иконы «Чудо Георгия о змие» – «фольклорное переосмысление изображения Солнца» [  1  ].  Известно, что до реставрации (реставратор А.И. Брягин) на нижней части иконы был текст. Мы нашли этот текст в каталоге выставки  [  2 ] «Живопись вологодских земель XIV – XVIII веков» (1976). Он  гласит: «Писал сей образ строитель иеромонах по обещанию прихожан Иосааф Клепиков».

Можно предположить, что через «обещание» («заказ») в иконе был отражен дух места - «толшменская картина мира».  Толшма – территория на островках, затерянных на огромном лесном пространстве. Удаленность от городов и необходимость  поддерживать друг друга в суровых природных условиях, когда даже реки текут вспять, способствовали созданию здесь особого уклада жизни – общинного, доверительного, честного, доброго, здорового, свободного и гармоничного. «Здесь для души моей родина» - сказал об  этом  месте   поэт Николай Рубцов.

«РУБЦОВ В ДИАЛОГЕ
С ЛЮДЬМИ И ТЕРРИТОРИЯМИ»

Тема «Рубцов в диалоге с людьми и территориями» представлена в музее «Журавли»  обширным  фотоархивом, библиотекой, авторскими  книгами  и статьями в газетах «Российский писатель», «41»,  «Красный Север» и «Тотемские вести», журналах «Вологодский лад», «Встреча. Культурно-просветительская работа»  и «Пятницкий бульвар».  В публикациях отражены «пересечения» Рубцова  с  Батюшковым, Лермонтовым, Тютчевым, Буниным, Есениным, Клюевым, Яшиным, Орловым, Бродским, Беловым,  Фокиной, Романовым, Чулковым, Старичковой, Пановым, вологодскими художниками и другими.

К «собеседникам» Рубцова можно было бы условно отнести и  писателя-беллетриста «Серебряного века» Евгения Христофоровича Белкова, племянника священника Храма Николая Чудотворца в селе Никольском  Викентия Александровича Белкова. [  11  ].  Несмотря на то, что  Николай Рубцов, по всей видимости, никогда не слышал этого имени. 

 «Простые герои Х. Толшемского, - писал в 1912 году журнал  «Родная  страна»  (№ 11, 1912, архив семьи Белковых)   живут своим совершенно обособленным мирком… и не думают даже уйти куда-либо, вырваться в суету большого бестолкового города. Это отрадно. Отрадно потому, что тут - то не порвана еще, как у горожан, связь человека с природой. Автор и сам очень любит слушать голоса земли и часто приходит потому в затишье. Ведь только там, в глухих захолустьях, люди могут быть вполне свободны… только там человеку дано молитвенное общение с родившей его матерью-природой!»
 
Один из рассказов книги «В мире рясы» Х. Толшемский назвал «В глуши». Такое же название дал одному из своих стихотворений, написанных на Толшме, «гений места» Николай Рубцов (1936 -1971).  Рубцовская глушь это не забытость и не оставленность. Это – пространство, наполненное таинственной  тишиной, в котором сами собой слагаются строки: «О вине подумаю, о хлебе, о птенцах, собравшихся в полёт…». Если не считать пограничных состояний, когда человек остается «один, совсем один», северная «глушь» благодатна. Она наполнена плодоносящими лесами, «высокими немеркнущими небесами», «полной рекой», несущей «небесный свет», «ивовым навесом» и идущими дремать под него «стадами».

Рубцовская «Глушь», в которой человек может получить все для полноценной жизни,  созвучна «Глуши»  Х. Толшемского.  «Игумен у нас добрый, - говорит хлебник маленького лесного монастыря Ионина Пустынь Никита, подавая страннику ломоть хлеба с квасом, -  а жизнь – приволье, красота, благодать Божия. Лесу, ягоды, гриба, рыбы всякой – и-и!.. Работай только – и не увидишь, как день Божий летит…».

«СЕМЕЙНЫЕ ХРОНИКИ»

Тема «Заволжская Фиваида», нашедшая частичное воплощение  в книге  «Толшменская  картина мира» [ 16   ],  получила глубокое смысловое наполнение благодаря проведенному автором исследованию истории священнического рода Белковых [ 11   ].   Известно, что история страны  может быть весьма интересно представлена через историю семьи. Соответствующий опыт был накоплен создателем музея «Журавли»  при подготовке статьи «Приду сюда, где белые ромашки» [  12  ] – о судьбе людей из священнического  рода Сибирцевых.

В 2015 году АНО «Бирюзовый  дом» выпустил в серии «Семейные хроники долины реки Толшмы»  книгу уроженки деревни Слобода Галины Узоровой «Моя семья, мои корни» о работе  ее родных на Усть-Толшме – бакенщиков, сплавщиков и пчеловодов. В  январе 2016 года АНО «Бирюзовый дом» при участии Тотемского политехнического колледжа и Тотемского музейного объединения поставил по мотивам книги спектакль  «Письма о главном».

В музее «Журавли»  находятся ценные семейные архивы, позволяющие рассказать о истории России через темы : «Ритм – условие жизни». Вологодский художник Константин Воробьев; Священник  Георгиевской Корбангской церкви Кадниковского уезда  Владимир Сибирцев;  Маслоделы Пивушковы – прихожане  Богородицко-Рождественского Чудского прихода - древнейшей вотчины Череповецкого Воскресенского монастыря;  От жизни в поселке спецпереселенцев – к «Атомному проекту СССР»: ХХ век  в мемуарах Николая Анисимовича Урова.

О том, как важно опираться в литературной деятельности на семейные архивы, писал  вологодский  поэт и журналист  Владимир Кудрявцев. Говоря о книге «Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова» [  8  ], Владимир Валентинович писал: «Для меня внутренняя драматургия книги завязана, прежде всего на родовой причастности авторов в Вологодчине. Именно она обостряет их чувства, углубляет думы, делает зорче взгляд и проникновеннее слово» [  13  ].

Ценность семейных архивов музея «Журавли» заключается еще и в том, что благодаря сопоставлению текстов мемуаров и произведений  известных поэтов может быть лишний раз подтверждена глубина отдельных, не самых известных поэтических текстов.  Для примера можно было бы привести два фрагмента воспоминаний  Николая Анисимовича Урова из главы «Невский пятачок, Мга и Синявино» [  17  ] второго (военного)  тома его семейной саги – От жизни в поселке спецпереселенцев – к «Атомному проекту СССР. Воспоминания Николая Урова о его фронтовом пути во время разрыва блокадного кольца под Ленинградом  можно сопоставить с текстами поэтов Сергея  Орлова (он воевал в тех же местах) и Николая Рубцова.

СЕРГЕЙ ОРЛОВ:

КонЬ плакал.  Падала звезда.
Летели птицы вглубь заката.
И шли неведомо куда
Себя забывшие солдаты…

НИКОЛАЙ УРОВ:

«Однажды мы сделали длительный и тяжёлый переход по Синявским болотам и остановились на ночлег в болотистой местности. Поскольку утром нам предстояло следовать дальше, землянок и укрытий делать не стали, свалились и заснули буквально, кто где стоял. Рядом со мной оказалась стрелковая ячейка одиночного бойца для стрельбы лёжа. Я вычерпал котелком воду из неё, настелил сосновых веток и заснул. Мне приснилось, будто я живой лежу в холодной могиле, стараюсь выбраться из неё и не могу, толстый холодный слой земли не даёт пошевелить ни рукой, ни ногой, зову на помощь и не слышу собственного голоса. От ужаса проснулся. Оказалось, пока я спал, ямка снова наполнилась водой, вода застыла, и я оказался вмороженным в лёд. Расстегнув пуговицы на шинели, я с трудом отделился от неё, а затем ножом стал выковыривать шинель изо льда…»

НИКОЛАЙ РУБЦОВ:

«… Шалунья!
О чем поешь?» Малютка отвернулась
И говорит: «Я не пою, я плачу…»

НИКОЛАЙ УРОВ:

«Однажды при очередном обрыве связи ПНП с дивизионом, находившимся на правом берегу Невы, связистам пришлось искать повреждение кабеля под водой. Так как связистов на ПНП было только двое, и один из них постоянно должен был находиться у аппарата, то на поиски со вторым связистом отправился один из разведчиков-наблюдателей и я, вычислитель. Втроём мы отправились на лодке через Неву. Один из нас грёб, второй помогал ему кормовым веслом, а связист перебирал руками кабель, как рыбак перебирает сеть. Это происходило в декабре, стояли сильные морозы, и на реке вот-вот должен был установиться лёд. Был сильный ветер, волны с барашками заливали лодку, отчерпывать воду было некогда и некому. Обессиленные и продрогшие мы с трудом приближались к противоположному берегу, и когда казалось, что у нас уже больше нет никаких сил, сидящий на корме вдруг запел! Впрочем, пением это нельзя было назвать. Из замерзшего еле открывающегося рта раздавалось клацанье зубов и звуки бу-бу-бу. Я не выдержал и попросил его прекратить это «пение», жуткое и неуместное. В ответ Петро, так звали солдата, еле-еле шевелящимся языком, по слогам как заика ответил» - «Я, Никола, не пою, а проверяю, жив ли я».
На наш взгляд, сопоставление текстов мемуаров с литературными текстами может быть успешно использовано в музейной педагогике.

«КОНЬ В СЕЛО СОСЕДНЕЕ
ПОНЕСЕТ МЕНЯ»

При раскрытии  описанных выше стержневых тем мемориального и литературно-художественного музея   «Журавли» используется много предметов, соотнесенных с литературными текстами.  Так, жернова, используемые при проведении осеннего праздника «Дожинки»,  могут быть использованы в «живых уроках»  при знакомстве с особенностями поэтики Николая Клюева. «У меня не мера какая-нибудь, -писал поэт, -  и не свирель, как у других поэтов, а жернова, да и то тысячепудовые… Тяжел труд мельника» [  6  ].
 
После такого вступления можно познакомить гостей музея с текстом  Валерия Брюсова: «Поэзия Клюева жива внутренним огнем, горевшим в душе поэта, когда он слагал свои песни. И этот огонь, прорываясь в отдельных строках, вспыхивает вдруг перед читателем  светом  неожиданным и ослепительным». [  6  ].  После этого могут быть воспроизведены, в зависимости от состава аудитории, те или иные тексты Клюева, в том числе, в театрализованной форме.

Один их самых важных предметов музея «Журавли» – лошадиное  стремя. Его мы нашли  во время снятия слоя земли вокруг Храма Николая Чудотворца.  Как могло оказаться стремя  в стенах Храма?  Ответ мы получили из колхозной карты, также находящейся в фондах  музея «Журавли». На склоне холма, названного Рубцовым Церковной горой, недалеко от реки, стояла конюшня. В Храме, начиная с тридцатых годов, находился маслозавод.  Специальные люди, которых называли молоконниками,  привозили на лошадях молоко из окрестных деревень. Обратно в деревни увозили сыворотку  - поить жеребят.   Конечно же, еще мальчиком Рубцов видел этих коней с вершины холма.  Полученные впечатления  вылились позднее в потрясающей силы строки:

Кресты, кресты...Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной —
                бессмертных звёзд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье...

Найденная у Храма Николая Чудотворца лошадиная подкова позволила взглянуть по-новому не только на знаменитые «Видения на холме», но и на менее известное стихотворение Николая Рубцова  «По вечерам»:

Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.

Что же «слышал» поэт, глядя из-за моста на «дорогу в гору»?

Все так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена…

Свою  последнюю книгу «Зеленые цветы», вышедшую в 1971 году уже посмертно, Николай Рубцов открыл наполненным музыкой стихотворением «Деревенские ночи». «Конь в село соседнее понесет меня!» - так обозначил поэт образ будущего  своей «тихой родины».

Соединение в музее «Журавли» поэтического текста и предметного мира может помочь лучше понять истинное  значение поэзии  Рубцова – возрождение и утверждение глубинных народных  идеалов.

Миссия музея «Журавли», обзор его стержневых тем и отдельных форм музейной деятельности, эффективно сопрягающей предметы и тексты, показывают, что мемориальный  и литературно-художественный музей «Журавли» может стать эффективным дополнением к государственному мемориальному музею Н.М. Рубцова Тотемского музейного объединения. При поддержке музея «Журавли» движение к созданию историко –культурного и ландшафтного музея-заповедника может существенно ускориться.

СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ КОНФЕРЕНЦИИ В БЕЛОЗЕРСКЕ

1. Глебова А.А. , Маймасов С.Б. , Петрова Т.Г. Древнерусское искусство в собрании вологодского музея-заповедника. Путеводитель по экспозиции –М. Северный паломник, 2008 – 184 с, илл, с. 154
2. Живопись вологодских земель XIV – XVIII веков – М. Советский художник, 1976, с. 73
3. Журнал Тотемских Земских собраний созыва 1896 г. В.-Устюг, 1897, с. 147-148
4. Заволжская Фиваида. Фото - брошюра. Москва. «Бирюзовый дом», 2016 г., 12 с. https://vk.com/photo181467553_456239325
5. Калуцков В.Н. Образно-географическая карта Русского Севера // Русский Север – 2018 Проблемы изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия: сборник материалов межрегиональной научной конференции МБУК «Тотемское музейное объединение». Тотьма-Вологда: Полиграф-Периодика, 2018, с. 210
6. Клюев Н.А. Гагарий зык. – Челябинск, Авто Граф, 2005, с.10
7. Ключевский В.О. О русской истории. – МА.: Просвещение, 1993. -  с. 576
8. Кошелева М.Н., Кошелев А.В. Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова. Москва, Издательство АНО «Бирюзовый дом», 2011, 102 с., 167 илл.
9. Кошелева М.Н. Заволжская Фиваида. // Тотьмич: альманах научно-краеведческих работ Тотемского музейного объединения / МБУК «Тотемское музейное объединение» / Под ред. Н.И. Кореневой, А.М. Новоселова. Тотьма: Издательство МБУК «Тотемское музейное объединение», 2015
10. Кошелева М.Н., Кошелев А.В. Толшма: от устья к истокам: альбом-путеводитель, АНО «Бирюзовый дом», Вологда: Древности  Севера, 2019
11. Кошелева М.Н. Заволжская Фиваида и священнический род Белковых http://proza.ru/2020/09/21/1395
12. Кошелева М.Н. Приду сюда, где белые ромашки, Вологда, Вологодский лад, № 1(9) 2008, с. 235.
13. Кудрявцев В.В. «Что вспомню я?...» // М. Наш современник, № 8, 2013, с.278
14. Орлов С.С. «Потомок наш о нас еще вспомянет…». Мир и война Сергея Орлова /сост С.А.Тихомиров – Вологда. Книжное наследие, 2011, 352илл , с.86
15. Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
16. Толшменская  картина мира глазами участников экспедиций: краеведческий сборник, АНО «Бирюзовый дом», Москва, с. Никольское, 2019 – 468с. Ил.
17. Уров Н.А.  глава «Невский пятачок, Мга и Синявино». Рукопись «Во время войны» 1989 г., Из фондов мемориального и литературно-художественного музея «Журавли».  http://ourov.blogspot.com/2010/03/1942-1943.html


Рецензии