Во что играют современные дети

О.И.Капица в 1928 году издал сборник «Детский фольклор», где помещены песни, потешки, дразнилки, сказки, игры детей. Один пример меня удивил. «Информатор» наблюдал игры детей зимой в 1906 году в Петербурге.
 
«Почти ежедневно в течение октября, ноября и декабря 1905 года проходил я через ограду церкви Благовещения на Васильевском острове и постоянно встречал там целые кучи играющих детей. На их шум и крики я долго не обращал внимания, пока не наткнулся в упор на толпу ребят. Бежавший во главе толпы гимназист лет 12-14 с палкой в руках, наткнувшись на меня, взял под козырек и, крикнув: «предводитель черной сотни!», побежал дальше. Заинтересованный я стал наблюдать. Оказалось следующее. Все дети разделились на две партии. В одну отбирались более рослые и здоровые с прутьями и палками – это «черная сотня». В другую более мелкие и слабосильные, без всякого вооружения, иногда здесь встречались и девочки. Эту партию звали «бунтовщики», «студенты и курсистки». Затем обе партии расходились по обе стороны церкви и шли одна навстречу другой. «Черная сотня» шла с пением «боже, царя храни» или «спаси, господи, люди твоя». «Бунтовщики» пели: «Вставай, подымайся, рабочий народ». Обе партии сталкивались и начиналась свалка. В конце концов «черная сотня» брала верх, «бунтовщики» убегали. Тогда выскакивала партия «казаков» и хлестала убегавших: часть «бунтовщиков» захватывалась в плен и отводилась в кутузку».
 
Чем удивил меня, человека другого поколения, этот рассказ? Во-первых тем, что вся революция была по-настоящему и так все и называлось. Вот уже никто не скажет, что «понятия» историки высосали из пальцев! Во-вторых, дети не только отображают реальность, они оперативно конструируют модели определенного сообщества. Вот поэтому ребенок, играющий один, это исключение из правил.

Этой весной и у меня был случай. Я работала в классе для детей с особенностями развития. Группа из 8 человек (шесть мальчиков и две девочки) каждую перемену, которая длилась полчаса, устраивала на природе свои игры. Финские школы, как правило, строятся в природных парках, то есть школьный двор – это лес, валуны, простор. Я как учитель должна наблюдать за порядком во время перемены, следить за своими.
 
Эти дети играли в больницу, доставляя девочек в связанном виде к большому камню. Но потом я заметила определенный план. Засаду устраивали за валуном. Один мальчик должен был уговорить обманным путем девочек из другого класса прийти туда. На доверчивых клуш организовались облавы: парни, вооруженные палками, с дикими воплям прыгали на них с камня. Возможно, это была игра и моего детства, называвшаяся у нас «казаки-разбойники» со взятием в плен, с пытаниями, зимой намыливаниями снегом и так далее. Здоровое счастливое детство!

Но теперь понимаю, что этой весной, когда я как учитель вмешалась в жестокую игру, я допустила ошибку. Меня возмутил коварный план, когда один мальчик заманивал доверчивых девчонок. Но на самом деле девочки из другого класса были довольны и каждый раз шли с удовольствием за камень.
 
Автором плана был мальчик с расстройством аутистического спектра. Он часто выступал инициатором, когда нужно было над кем-то более слабым поиздеваться.
После моего вмешательства и разоблачения коварного плана я стала врагом этого мальчика. В конце концов он отомстил мне так. В классе, где был уже другой урок и находилось много взрослых, включая директора и разных учителей, этот парень поднял руку и попросил слово. Суть детской речи сводилась к тому, что Милла – иностранка, и у нее там, в Америке, принято вести себя неправильно. Его лично не напрягает то, что Милла говорит по-фински по-другому, но он против того, что чужой человек вмешивается в их игры.
 
Среди присутствующих была и завуч, женщина очень крупная, ростом под два метра и грузная. Именно она взяла меня на работу. Завуч возразила ученику, что ВЗРОСЛЫЙ может и должен вмешаться в игру ДЕТЕЙ, если в ней нарушаются чьи-то права.
Далее произошло нечто. Мальчик встал и сказал: «Я хочу заметить БОЛЬШОМУ ВЗРОСЛОМУ (он показал на завуча), что в Финляндии никто не имеет права нарушать правила игры. Мы ведь договорились и сами знаем, за что отвечаем. Это наш мир, и мы будем его защищать!»

А я почему-то вспомнила Брейвика, норвежца, перестрелявшего иммигрантов на своем острове. Наш ученик такой же блондин и вообще похож на того националиста. Чем не «черная сотня» другого мира?


Рецензии
В последнее время замечаю,что дети уже не могут играть группами-только драться./и желательно несколько против одного/Однажды я спросила,почему они не играют в мячик на площадке.И мальчик мне ответил,что там недостаточно подстрижена трава.А мы то в детстве вобще о таких мелочах не думали!/да и сами бы убрали что нам мешает,хотя трава была не больше 7-10 см/

Ирина Давыдова 5   30.08.2021 10:27     Заявить о нарушении
Точно! Я тоже об этом думаю. Мы же в детстве города брали))) Родители были на работе с утра до вечера, я была дворовой в хорошем смысле. Бог мой, одни классики чего стояли. Сами чертили, добывали "биту", жестянку из-под крема, сбивали верх, чтобы она лучше по асфальту ерзала. И это были целые Олимпийские игры, ведь так? С полным самоуправлением.

Милла Синиярви   30.08.2021 11:02   Заявить о нарушении
Да вобще не задумывались,чтобы нас кто то развлекал или условия делал.Уже в 1 классе сами в магазин бегали за хлебом,да и по дому многое помогали.А сейчас детей обучают "выученной беспомощности"-и на что они будут годны.когда вырастут?/к лени и обслуживанию другими быстро привыкают/

Ирина Давыдова 5   30.08.2021 12:01   Заявить о нарушении
Не то слово! В финской школе в коррекционном классе на 8 учеников 4 взрослых. Выращивают королей, привыкших к обслуге.

Милла Синиярви   30.08.2021 12:04   Заявить о нарушении