Арктика Б. Вилькицкого
«Свинцовый блеск громады океана,
Блеск серебра в вершинах снежных гор,
Горящих в дымке нежного тумана,
И смерть, и холод, и простор!...»
В. Гиляровский
Разработка корабельного маршрута по Северному Ледовитому океану всегда оставалась важной для России и особенно острой она стала после поражения в морском сражении близ острова Цусима, когда русская эскадра несколько месяцев добиралась с Балтики на Тихий океан и с ходу вступила в бой. Это был слишком долгий и утомительный поход, как для людей, так и для техники.
Для цели освоения Северного морского пути в 1909 году были построены два однотипных ледокольных транспорта «Таймыр» и «Вайгач», оснащённых всем необходимым для автономного плавания в северных морях. «Вайгач» отправился в далёкое плавание под командой будущего адмирала А. Колчака, а «Таймыр» возглавил Ф. Матисен, начальником небольшой флотилии стал капитан 3 ранга И. Сергеев.
Корабли из Кронштадта через Суэцкий канал вышли в Индийский океан и через восемь месяцев прибыли во Владивосток. За это время и была основана ГЭСЛО (Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана), в неё и вошли оба ледохода. Перед экспедицией встала важная задача: прокладка надёжного транспортного пути от Владивостока к высоким северным широтам, вдоль побережья Чукотки до устья реки Колымы. Случилось так, что А. Колчака отозвали в Петербург в Управление судостроительства, и его заменил Борис Андреевич Вилькицкий – участник обороны Порт – Артура, окончивший в 1908 году Николаевскую морскую академию, считавшийся одним из лучших штурманов Балтийского флота.
Так начиналась экспедиция 1911 года. «Таймыр» дошёл до устья Колымы, а «Вайгач» - до острова Врангеля. Проводились глубинные промеры, зарисовка местности, исследования климата. Из официального Петербурга поступило указание: «Продолжить экспедицию далее на запад, вокруг северного берега Таймырского полуострова, с расчётом пополнить запасы угля в Александровске, на мурманском берегу… если позволит состояние льдов.» Это значило: за одну навигацию пройти Северный морской путь. Однако, на следующий год экспедиции удалось дойти только до мыса Челюскина, самой северной точки Азии, а дальнейший путь преградили мощные паковые льды. Ледоходы повернули обратно, к Новосибирским островам.
Во время следующего плавания произошло несчастье: экспедиция лишилась начальника – И. Сергеева, скончавшегося после тяжёлой болезни. Руководство походом принял Б. Вилькицкий. Корабли прошли Берингов пролив, обогнули Новосибирские острова с севера, обследуя к югу прибрежные воды, приблизились ближе к береговой полосе. Вскоре в одной из бухт обнаружили хижину, а в ней – записку: оказалось, тут провели зимовку первооткрыватели Василия Прончищева. Зная, что среди исследователей находилась жена Прончищева – Мария, решено было эту бухту назвать её именем.
И снова, в районе мыса Челюскина дорогу ледоходам преградил паковый лёд, плыть дальше стало невозможно, и Вилькицкий посылает к недостигнутой земле пеший отряд под началом лейтенанта А. Лаврова с доктором Л. Старокадомским и пятью матросами. Отряд обнаружил знак экспедиции Эдуарда Толля, установленный в 1901 году. Тогда казалось, что Лавров достиг северной оконечности Азии, но известный полярник Х. Свердгрупп позднее доказал ошибочность этого: люди Лаврова не дошли до заданной точки лишь дюжину километров.
Очередное покорение Арктики началось летом 1914 года из Владивостока. Экспедиция Б. Вилькицкого готовилась основательно: запасы воды, продуктов и угля предусмотрели на полтора года плавания, на этот раз возвращаться не собирались; если не удастся преодолеть льды, предполагалась зимовка на пути следования. Лишь только миновали Петропавловск – Камчатский получили сигнал «SOS» с канадского судна «Карлук» и сообщение о начале Первой мировой войны. Вилькицкий посылает на помощь канадцам «Вайгач», а сам на «Таймыре» направляется в Анадырь, чтобы связаться с Петербургом; узнать, что делать дальше. В последовавшем из столицы ответе содержалось указание продолжить исследования, не смотря на начало войны.
«Вайгач» при спасении канадцев у острова Врангеля повредил о льдину винт, но его удалось освободить из ледового плена. Экспедиция снова отправилась уже известным маршрутом к мысу Челюскина. На пути движения ледоходов появились айсберги, погода окончательно испортилась, в местах, свободных от ледяных полей, бушевали волны. Однако, Вилькицкий упорно вёл корабли на запад. Миновали пролив, названный позднее в честь Бориса Андреевича. Льды сильно сжимали корпуса судов, появились течи. Ко всему прочему, «Вайгач» попал в плен огромной льдины, которую уносило обратно, на восток. На «Таймыре» от ледяных сжатий погнулись переборки, нарушив устойчивость, возник сильный крен, были сорваны два винта. У «Вайгача» один винт вышел из строя. Корабли оказались на расстоянии нескольких миль друг от друга. Только благодаря радиосвязи они знали о положении дел. Появилась возможность связаться с исследовательским судном Отто Свердруппа «Эклипсом». Так как корабли экспедиции не могли следовать дальше, решились на зимовку: выстроили на берегу избу, выгрузив часть продуктов и снаряжения и стали заниматься, как могли ремонтом судов. Сказывалась усталость перехода, люди начали болеть. К сожалению, скончался помощник лейтенант А. Жохов. Борис Андреевич связался с «Эклипсом», чтобы оказали помощь в вывозе всех больных на берег, в рыбацкий посёлок Гольчиха.
Прошли зима и весна, только уже летом, в один из июльских дней экипажи судов экспедиции услышали страшный грохот: это началась подвижка льдов. Бескрайние ледяные поля трескались и раскалывались на куски, образуя полыньи. Перебрались на корабли. «Вайгач» вырвался из ледового плена, но «Таймыру» не повезло, он налетел на подводную скалу. Стараясь облегчить судно, сбрасывали балласт – запасы воды и угля, а на шлюпках перевозили на берег продукты. «Вайгачу» удалось снять «Таймыр» с камней, однако, дальше он уже идти не мог: слишком велика оказалась пробоина. Только благодаря упорству и распорядительности Вилькицкого удалось заделать повреждение, а затем довести «Таймыр» к архипелагу Норденшельда, там его поджидал «Эклипс» и затем довёл до порта Диксон.
Только 3 сентября 1915 года экспедиция Вилькицкого на двух кораблях самостоятельно прибыла в Архангельск, совершив, таким образом, переход Северным морским путём, достигнув своей главной цели.
А тем временем, война была в самом разгаре. Отчитавшись о работе экспедиции, Вилькицкий уже в ноябре принимает под своё начало миноносец «Летун». Постоянно проводит с личным составом боевые занятия по борьбе за живучесть корабля. Именно благодаря им, «Летун», подорвавшись на мине, сохраняет ход и доходит до Ревеля. Вилькицкий получает наградное именное оружие с вензелем Государя и назначается на другой корабль. Получив чин капитана 1 ранга, служит в оперативном отделе Балтийского флота.
Во время революционных событий Вилькицкий живёт с семьёй на окраине Петербурга, ничем не занимаясь, наблюдая за происходящим. Арктика по – прежнему волнует и притягивает Бориса Андреевича, и в 1918 году он возглавляет Первую советскую полярную экспедицию, но Архангельск оккупировали воинские части интервентов, и подавляющее большинство членов его экспедиции перекупило, так называемое Временное правительство Северной области, возглавляемое генералом Миллером.
В феврале 1920 года Вилькицкий эмигрирует в Англию. Советский Союз через три года организует Карские экспедиции, приглашают Вилькицкого их возглавить, и он участвует в 4 – й и 5 – й Карских экспедициях, но в 1925 году окончательно уезжает в Англию. Там он нанимается в частную судоходную компанию, ходит по морям, местом приписки его судна являлось Конго – страна, колония Бельгии. В 1927 году семья Вилькицких перебирается в Брюссель. Там и заканчивается жизненный путь Бориса Андреевича Вилькицкого, происходит это в 1961 году.
Проходят годы, только в 1997 году его останки из Брюсселя, а лейтенанта А. Жохова с мыса Могильного обрели вечный приют на родине, в Санкт – Петербурге на Смоленском кладбище. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ИМ, ПЕРВЫМ ПОЛЯРНИКАМ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА.
P.S. О участии Б. Вилькицкого в обороне Порт – Артура рассказывает мой очерк «Под сенью Св. Георгия" на Прозе.ру.
28 августа 2021 года. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №221083000638