Арктика Б. Вилькицкого

                АРКТИКА   Б. ВИЛЬКИЦКОГО


«Свинцовый  блеск  громады  океана,
Блеск  серебра  в  вершинах  снежных  гор,
Горящих  в  дымке  нежного  тумана,
И  смерть, и  холод, и  простор!...»
                В. Гиляровский



Разработка  корабельного  маршрута  по  Северному  Ледовитому  океану  всегда  оставалась  важной  для  России  и  особенно  острой  она  стала  после  поражения  в  морском  сражении  близ  острова  Цусима, когда  русская  эскадра  несколько  месяцев  добиралась  с  Балтики  на  Тихий  океан  и  с  ходу  вступила  в  бой. Это  был  слишком  долгий  и  утомительный  поход, как  для  людей, так  и  для  техники.

Для  цели  освоения  Северного  морского  пути  в  1909  году  были  построены  два  однотипных  ледокольных  транспорта  «Таймыр»  и  «Вайгач», оснащённых  всем  необходимым  для  автономного  плавания  в  северных  морях. «Вайгач»  отправился  в  далёкое  плавание  под  командой  будущего  адмирала  А. Колчака, а  «Таймыр»  возглавил  Ф. Матисен, начальником  небольшой  флотилии  стал  капитан  3  ранга  И. Сергеев.
Корабли  из  Кронштадта  через  Суэцкий  канал  вышли  в  Индийский  океан  и  через  восемь  месяцев  прибыли  во  Владивосток. За  это  время  и  была  основана  ГЭСЛО  (Гидрографическая  экспедиция  Северного  Ледовитого  океана), в  неё  и  вошли  оба  ледохода. Перед  экспедицией  встала  важная  задача: прокладка  надёжного  транспортного  пути  от  Владивостока  к  высоким  северным  широтам, вдоль  побережья  Чукотки  до  устья  реки  Колымы. Случилось  так, что  А. Колчака  отозвали  в  Петербург  в  Управление  судостроительства, и  его  заменил  Борис  Андреевич  Вилькицкий – участник  обороны  Порт – Артура, окончивший  в  1908  году  Николаевскую  морскую  академию, считавшийся  одним  из  лучших  штурманов  Балтийского  флота.

Так  начиналась  экспедиция  1911  года. «Таймыр»  дошёл  до  устья  Колымы, а  «Вайгач» - до  острова  Врангеля. Проводились  глубинные  промеры, зарисовка  местности, исследования  климата. Из  официального  Петербурга  поступило  указание: «Продолжить  экспедицию  далее  на  запад, вокруг  северного  берега  Таймырского  полуострова, с  расчётом  пополнить  запасы  угля  в  Александровске, на  мурманском  берегу… если  позволит  состояние  льдов.» Это  значило: за  одну  навигацию  пройти  Северный  морской  путь. Однако, на  следующий  год  экспедиции  удалось  дойти  только  до  мыса  Челюскина, самой  северной  точки  Азии, а  дальнейший  путь  преградили  мощные  паковые  льды. Ледоходы  повернули  обратно, к  Новосибирским  островам.

Во  время  следующего  плавания  произошло  несчастье: экспедиция  лишилась  начальника – И. Сергеева, скончавшегося  после  тяжёлой  болезни. Руководство  походом  принял  Б. Вилькицкий. Корабли  прошли  Берингов  пролив, обогнули  Новосибирские  острова  с  севера, обследуя  к  югу  прибрежные  воды, приблизились  ближе  к  береговой  полосе. Вскоре  в  одной  из  бухт  обнаружили  хижину, а  в  ней – записку: оказалось, тут  провели  зимовку  первооткрыватели  Василия  Прончищева. Зная, что  среди  исследователей  находилась  жена  Прончищева – Мария, решено  было  эту  бухту  назвать  её  именем.
И  снова, в  районе  мыса  Челюскина  дорогу  ледоходам  преградил  паковый  лёд, плыть  дальше  стало  невозможно, и  Вилькицкий  посылает  к  недостигнутой  земле  пеший  отряд  под  началом  лейтенанта  А. Лаврова  с  доктором  Л. Старокадомским  и  пятью  матросами. Отряд  обнаружил  знак  экспедиции  Эдуарда  Толля, установленный  в  1901  году. Тогда  казалось, что  Лавров  достиг  северной  оконечности  Азии, но  известный  полярник  Х. Свердгрупп  позднее  доказал  ошибочность  этого: люди  Лаврова  не  дошли  до  заданной  точки  лишь  дюжину  километров.

Очередное  покорение  Арктики  началось  летом  1914  года  из  Владивостока. Экспедиция  Б. Вилькицкого  готовилась  основательно: запасы  воды, продуктов  и  угля  предусмотрели  на  полтора  года  плавания, на  этот  раз  возвращаться  не  собирались; если  не  удастся  преодолеть  льды, предполагалась  зимовка  на  пути  следования. Лишь  только  миновали  Петропавловск – Камчатский  получили  сигнал  «SOS»  с  канадского  судна  «Карлук»  и  сообщение  о  начале  Первой  мировой  войны. Вилькицкий  посылает  на  помощь  канадцам  «Вайгач», а  сам  на  «Таймыре»  направляется  в  Анадырь, чтобы  связаться  с  Петербургом; узнать, что  делать  дальше. В  последовавшем  из  столицы  ответе  содержалось  указание  продолжить  исследования, не  смотря  на  начало  войны.
«Вайгач»  при  спасении  канадцев  у  острова  Врангеля  повредил  о  льдину  винт, но  его  удалось  освободить  из  ледового  плена. Экспедиция  снова  отправилась  уже  известным  маршрутом  к  мысу  Челюскина. На  пути  движения  ледоходов  появились  айсберги, погода  окончательно  испортилась, в  местах, свободных  от ледяных  полей, бушевали  волны. Однако, Вилькицкий упорно  вёл  корабли  на  запад. Миновали  пролив, названный  позднее  в  честь  Бориса  Андреевича. Льды  сильно  сжимали  корпуса  судов, появились  течи. Ко  всему  прочему, «Вайгач»  попал  в  плен  огромной  льдины, которую  уносило  обратно, на  восток. На  «Таймыре»  от  ледяных  сжатий  погнулись  переборки, нарушив  устойчивость, возник  сильный  крен, были  сорваны  два  винта. У  «Вайгача»  один  винт  вышел  из  строя. Корабли  оказались  на  расстоянии  нескольких  миль  друг  от  друга.   Только  благодаря  радиосвязи  они  знали  о  положении  дел. Появилась  возможность  связаться  с  исследовательским  судном  Отто  Свердруппа  «Эклипсом». Так  как  корабли  экспедиции  не  могли  следовать  дальше, решились  на  зимовку: выстроили  на  берегу  избу, выгрузив  часть  продуктов  и  снаряжения  и  стали  заниматься, как  могли  ремонтом  судов. Сказывалась  усталость  перехода, люди  начали  болеть. К  сожалению, скончался  помощник  лейтенант А. Жохов. Борис  Андреевич  связался  с  «Эклипсом», чтобы  оказали  помощь  в  вывозе  всех  больных  на  берег, в  рыбацкий  посёлок  Гольчиха.
Прошли  зима и  весна, только  уже  летом, в  один  из  июльских  дней  экипажи  судов  экспедиции  услышали  страшный  грохот: это  началась  подвижка  льдов. Бескрайние  ледяные  поля  трескались  и  раскалывались  на  куски, образуя  полыньи. Перебрались  на  корабли. «Вайгач»  вырвался  из  ледового  плена, но  «Таймыру»  не  повезло, он  налетел  на  подводную  скалу. Стараясь  облегчить  судно, сбрасывали  балласт – запасы  воды  и  угля, а  на  шлюпках  перевозили  на  берег  продукты. «Вайгачу»  удалось  снять  «Таймыр»  с  камней, однако, дальше  он  уже  идти  не  мог: слишком  велика  оказалась  пробоина. Только  благодаря  упорству  и  распорядительности  Вилькицкого  удалось  заделать  повреждение, а  затем  довести  «Таймыр»  к  архипелагу  Норденшельда, там  его  поджидал  «Эклипс»  и  затем  довёл  до  порта  Диксон.
Только  3  сентября  1915  года  экспедиция  Вилькицкого  на  двух  кораблях  самостоятельно  прибыла  в  Архангельск, совершив, таким  образом, переход  Северным  морским  путём, достигнув  своей  главной  цели.

А  тем  временем, война  была  в  самом  разгаре. Отчитавшись  о  работе  экспедиции, Вилькицкий  уже  в  ноябре  принимает  под  своё  начало  миноносец  «Летун». Постоянно  проводит  с  личным  составом  боевые  занятия  по  борьбе  за  живучесть  корабля. Именно  благодаря  им, «Летун», подорвавшись  на  мине, сохраняет  ход  и  доходит  до  Ревеля. Вилькицкий  получает  наградное  именное  оружие  с  вензелем  Государя  и  назначается  на  другой  корабль. Получив  чин  капитана  1  ранга, служит  в  оперативном  отделе  Балтийского  флота.
Во  время  революционных  событий  Вилькицкий  живёт  с  семьёй  на  окраине  Петербурга, ничем  не  занимаясь, наблюдая  за  происходящим. Арктика  по – прежнему  волнует  и  притягивает  Бориса  Андреевича, и  в  1918  году  он  возглавляет  Первую  советскую  полярную  экспедицию, но  Архангельск  оккупировали  воинские  части  интервентов, и  подавляющее  большинство  членов  его  экспедиции  перекупило, так  называемое  Временное  правительство  Северной  области, возглавляемое  генералом  Миллером.

В  феврале  1920  года  Вилькицкий  эмигрирует  в  Англию. Советский  Союз  через  три  года  организует  Карские  экспедиции, приглашают  Вилькицкого  их  возглавить, и  он  участвует  в  4 – й  и  5 – й  Карских  экспедициях, но  в  1925  году  окончательно  уезжает  в  Англию. Там  он  нанимается  в  частную  судоходную  компанию, ходит  по  морям, местом  приписки  его  судна  являлось  Конго – страна, колония  Бельгии. В  1927  году  семья  Вилькицких  перебирается  в  Брюссель. Там  и  заканчивается  жизненный  путь  Бориса  Андреевича  Вилькицкого, происходит  это  в  1961  году.

Проходят  годы, только  в  1997  году  его  останки  из  Брюсселя, а  лейтенанта  А. Жохова  с  мыса  Могильного  обрели  вечный  приют  на  родине, в  Санкт – Петербурге  на  Смоленском  кладбище. ВЕЧНАЯ  ПАМЯТЬ  ИМ, ПЕРВЫМ  ПОЛЯРНИКАМ  ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ  ЭКСПЕДИЦИИ  СЕВЕРНОГО  ЛЕДОВИТОГО  ОКЕАНА.

P.S. О  участии  Б. Вилькицкого  в  обороне  Порт – Артура  рассказывает  мой  очерк  «Под  сенью  Св. Георгия"  на  Прозе.ру.

28  августа  2021  года.                Вячеслав  Прытков.               


Рецензии