36-й рассказ -1829 год, Бессе. Коротышка Киллар
Коротышка Киллар.
Продолжаем наши исследования о фальсификациях и искажениях в истории восхождения на гору Эльборус в 1829 году.
Как стало известно из 35-го нашего рассказа от 19 августа 2021 г., © Copyright: Хадис Тетуев, 2021,Свидетельство о публикации №221081901146: «35-й, Итоговый выпуск: Купфер и Емануель. Ленц и восхождение 1829 год…», основную лепту в искажение истории восхождения внесли генерал Емануель и академик А.Я. Купфер, чуть-чуть Э. Ленц.
В 1829 году, никто не оспаривал национальность героя. В принципе это мало кому было известное событие. Это восхождение особо не афишировали и не акцентировали на этом событии особого внимания.
Даже 1936 году в Кабардино-Балкарии считали, что первовосходителем был англичанин Дуглас Фрешфильд взошедший на Эльборус в 1868 году с балкарцами проводниками Ахия Соттаевым и Джачи Джаппуевым. И как отметил сам Фрешфильд, восхождение состоялось только благодаря туземцам – горцам Ахия и Джачи.
Чуть ранее, в 1931 году, в Кабардино-Балкарии с учёной экспедицией находился известный советский исследователь «аланского вопроса», осетин В.И. Абаев, который оформил свои исследования позже в 1949 году, в книге «Осетинский язык и фольклор», часть I, в Издательство Академии Наук СССР, Москва-Ленинград.
Примечательно то, что В.И. Абаев, даже в период (1949) год, когда карачаевцы были в местах насильственного выселения (1943-1956) в Казахстане и Средней Азии, не отказал карачаевцам в местах их исторического проживания у подошвы Эльбруса.
В отличие от В. Абаева, кабардинские расисты Х. Думанов и А. Хаширов, заявили в своих публикациях: 2009, 2019 годах, что: «ни в какой исторический отрезок времени, земли и пастбища вдоль реки Малки не принадлежали карачаевцам и балкарцам (А. Хаширов)…»
В. И. Абаев со ссылкой на работы И. Кипшадзе: «Грамматика мингрельского (иверского) языка», отмечал, что «alani – алан; аланами мингрельцы называют карачайских татар (карачайцев), живущих на северном склоне главного Кавказского хребта, близ Эльбруса…», с.192, Абаев.
В статье В. Абаева «Поездка к верховьям Кубани, Баксана и Черека», рассказывается, что учёная экспедиция работала три лета (1929, 1930, 1931). Абаев (1931) пишет, что «Когда летом 1868 года человеческая нога впервые ступила на вершину Эльбруса, весть об этом облетела весь мир…», с.274, Абаев.
Несколько штрихов о границах, о реках Малке, Золке, о кабардинцах:
1. С. Броневский : «Малка вытекает из северной подошвы Ельбруса
не вдальнем разстоянии от истоков Кумф и Кубани, в землях Карачаевцев…», с.125, С. Броневский, «Новейшие географические известия о Кавказе», Часть первая, Москва, В Типографии С. Селивановского, 1825;
2. «Ф.Ф. Торнау «Воспоминания Кавказского офицера», Москва, В университетской типографии (Катковъ и К.), 1864, 120-с.
«Татарское племя.
2. Карачаевцы, на верховьях Кубани и Тиберды и у подошвы Эльбруса…», с. 116;
3. П. Г. Бутков:
«Чертою границы кабардинской к России поставляется: от Большой Кабарды река Малка, а от Малой Кабарды, Терек.
На левых берегах сих рек Кабардинцы не должны ни земледелия производить, ни скота содержать, потому, что если они прежде сими местами пользовались, то единственно по позволению российского начальства, каковаго снисхождения Кабардинцы поведением своим теперь, сделались недостойны…», с.59, «Материалы новой истории Кавказа, с 1732 по 1803 гг.», 1869;
4. Иван Полищук «КРАЙ РОДНОЙ. ЗОЛЬСКОЕ И ЗОЛЬЧАНЕ», Нальчик
ГП КБР Республиканский полиграфкомбинат им. Революции 1905 г.,
2009.Отсканировано для сайта www.zolka.ru, «ИЗ ИСТОРИИ СЕЛЕНИЯ
ЗОЛЬСКОЕ»
«В 80-х годах 19-го века в России усилились гонения на сектантов христианской веры.
Под давлением властей и православной церкви сектанты центральных областей России и Украины искали пристанища на окраинах Российской империи. Немало их оказалось и на Кавказе, где можно было купить землю для всей общины.
В те годы благодатные земли между Пятигорьем и рекой Малкой не были заселены…»
Из этих публикаций и ранее опубликованная в «Яндекс проза ру Хадис Тетуев» в том числе наша статья «Кабардино-Балкарская Республика. Кабардинцы и Балкарцы», 05.08. 2020, © Copyright: Хадис Тетуев, 2020
Свидетельство о публикации №220091901479, однозначно подтверждают, что кабардинский этнос мигрировал на территорию Балкарии (Бештау Эл – Пятигорская страна) в 1720 году.
Кабардинцы, как народ расселялся на 1829 год на правой стороне реки Малка, по средним и нижним течениям рек Малка, Баксан, Чегем, Черек, не имея возможности даже выпасать свой скот на левом берегу реки Малки, которую историки-аферисты Х. Думанов и А. Хаширов до подножья Эльбруса заявляют территорией Кабарды.
Другим вопросом, которым козыряют кабардинские историки, в том числе и Х. Думанов, А. Хаширов, в том, что считают этно-термины «черкес» и «кабардинец» тождественными. Такая версия является глубоко ошибочной.
Анонсируя новую главу наших исследований с названием «Черкесы»,
мы всего лишь отметим, что согласно «Родословной истории о татарах», Абулгачи-Баядур-Хана: «Род Черкесы» отнесены к Татарам. И чтобы снять все заблуждения у слепых и «глупых и тупых», черкесы-татары живут к весту от реки Волги, и к Норд-Весту от Каспийского моря», далее «Дагестанские татары, которые живут к Зюйду от Черкес…»
Читая эти строки, поберегите нервы: «Российский Император воспрял наконец в 1719 годе намерение послать туда (Хиву-Х.Т.) некотораго бригадира Бековича (в тексте бекович. Имеется в виду Александр Бекович-Черкаский -Х.Т.) с 2500 человек, чтобы завладеть устьем сея реки.
Выбран был нарочно помянутой офицер к сему отправлению, потому что был Черкес родом, и знал совершенно Татарский язык»,
в тексте отмечается, что кандидатура черкеса-татара, не случайно выбрана, а чтобы Хивинские татары не подозревали худшего от своего соплеменника, кроме обычного географического путешествия.
Разуйте глаза и посмотрите на карте, где находится Астрахань и места расселения Татар-Черкес!
Ещё один автор, русский государственный чиновник и историк, В. Н. Татищев живший в XVIII в., пишет: «Черкесы горские народы, в горах Кауказских живущие. Народ есть из всех татарских лутчие и уборнейшие…Татара, також Таулистан, удел черкес горских, живут в горах выше Догистана. Кумыки род черкес горских, живут в горах от Дербента в верх между кахетов, лезгинов и хантаков…»
Как наглядно видно из приведённых источников балкарцы и карачаевцы жили и продолжают проживать на той же территории, где были отмечены в «Книге Большого Чертежа» изготовленного 1588 году, опубликованного в 1627 году, царскими людьми России. То есть у подножия Минги тау – Эльбруса, по рекам: Лескен, Черек, Налчык, Чегем, Басхан (Баксан), Малка-Балык и все топонимы, гидронимы карачаево-балкарские отмеченные в научных трудах начиная с XVI века и иже зовутся, как «Пятигорские черкесы» и «Кара-черкесы».
Экспедиция генерала Емануеля в 1829 году шла по территории Карачая.
И первыми, кто с экспедицией встретился в местности Харбас 7 июля 1829 года, были карачаевцы. Об этом пишет венгерский путешественник Янош Карош Беш или Жан Шарль де Бесс и Э. Ленц.
«Жан-Шарль де Бесс — венгерский ученый, занимавшийся изучением этногенеза и древней истории венгров. В 1829 г. предпринял поездку на Северный Кавказ в поисках следов пребывания предков венгров на этой территории.
Выехав в мае 1829 г. из Вены, Бесс через Одессу проследовал в Крым и на Кавказ. Переправившись через Керченский пролив в Тамань, Бесс проехал вдоль Кубани в Екатеринодар (Краснодар), а затем в Ставрополь, бывший тогда военно-административным центром Северного Кавказа. Узнав в Ставрополе, что командующий войсками на Кавказской военной линии генерал Эммануэль организовал экспедицию с целью восхождения на Эльбрус, Бесс поспешил присоединиться к этой экспедиции: в составе этой экспедиции был и ряд других членов Российской Академии наук. Бесс находился в базовом лагере экспедиции во время подъема на Эльбрус одного из участников этого восхождения, достигшего 10 июля 1829 г. вершины величайшей горы Кавказа...»
Приведённая цитата из предисловия книги Ж.-Ш. де Бесса: «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.». Париж, 1838 — в переводе с французского А. Петрова, опубликована в сборнике «Адыги, Балкарцы, и Карачаевцы в известиях европейских авторов XIII – XIX вв.» в Нальчике, 1974 году.
В этой книге представлены несколько глав этой книги, укажем на интересующую нас главу: Глава VIII.
«Тревога среди горцев при нашем приближении. Баснословный рассказ о мадьярском князе…», сс.330-334;
Предложение начинается со следующих слов: «При приближении экспедиции жители соседних гор, встревоженные видом войск, направили депутацию, чтобы узнать о цели этих военных приготовлений. Первыми представились карачаевцы…»
Ранее эта же книга Ж.-Ш. де Бесса: «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг.». Париж, 1838, отдельными главами была опубликована в 1967 году, в сборнике: «Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII - XIX вв.)», Орджоникидзе, Северо-осетинское книжное издательство, 1967, в пер. И. С. Зевакиной.
Мы имеем интернет версию этих глав воспроизведенный по изданию: © текст - Зевакина И. С. 1967, © сетевая версия - Тhietmar. 2013, © OCR - Станкевич К. 2013,© дизайн - Войтехович А. 2001,© Северо-осетинское книжное издательство. 1967г.:
«Глава VII. Пройдя (от Кисловодска)... 40 верст, мы достигли лагеря экспедиции. Наш лагерь находился на плоскогорье, у входа в ущелье Казаут.
Глава VIII
При приближении экспедиции жители соседних гор... направили выборных для того, чтобы узнать ее цели...
Они сказали, что на расстоянии 3 дней пути от нашего лагеря расположены 5 селении или племен, [221] принадлежащих также к роду мадьяров; это — оруспиэ, бизинги, хулиамы, балкары и дигорцы. Эти племена говорят на языке, совершенно отличном от языка других жителей Кавказа. Они живут на самых высоких горах и поддерживают связи со своими соседями осетинами и имеретинцами...
Этот народ (карачаевцы) отличается хорошими манерами, выразительным лицом, красивыми чертами лица и высоким ростом. Я отметил, что в этом отношении ни одна нация не похожа так на венгров, как карачаевцы и дигорцы, которых я увидел позднее в Нальчике. Их язык — татарский, а религия — магометанская; впрочем, они придерживаются ее обрядов очень относительно, за исключением постов, которые добросовестно соблюдают...
Особый интерес для нас вызывают Комментарии к этой книге, изданной в Орджоникидзе в 1967году:
«117. Ж. де Бесс (1799-1838 гг.) — исследователь истории Венгрии. Заинтересовавшись историей своих отдаленных предков, он в 1830 г. совершил путешествие по Северному Кавказу, побывал в Маджаре, Кисловодске, Моздоке, Нальчике, а также в некоторых селениях Дигории. Из Владикавказа он поехал по Военно-Грузинской дороге в Тбилиси. Материалы, собранные Ж. де Бессом и касающиеся осетин, публикуются на русском языке впервые.
118. Прим. Ж. де Бесса: «Пригласив к себе одного осетина, человека довольно умного, я расспросил его о его нации и стране; он, между прочим, сказал мне, что они между собой называют себя ирон, а не осетинами, а свою страну — Иронсаг. Произносится Ироншаг. Это венгерская терминология, так как в Венгрии говорят Язсак и Кунсаг, произносят — Язешаг, Куншаг, называя так страну язигов и кумов. Ирон — искривленное Иран, название, которое до сих пор носит Персия».
Итак, Ж. – Ш. де Бесс «Из Владикавказа он поехал по Военно-Грузинской дороге в Тбилиси…»
Первая задумка исказить текст «Путешествий» Бессе появилось у кабардинского историка Х. Думанова, когда последний опубликовал в газете «КБП», 3 сентября 1985 г. статью «Ещё раз о Килларе и Ахие».
В предшествующей до того времени книге Евгения Симонова «Слово об Эльбрусе», М., 1983, упоминался «Киллар из аула Кучмазукина», с.53.
В новой версии кабардинского историка Х. Думанова «Киллар (Чылар) Хаширов первым поднялся на западную вершину высочайшей горы в Европе. Заметьте, Думанов написал в своей статье, что кабардинец Чылар поднялся на западную вершину Эльборуса, хотя подъём осуществлялся на восточную вершину горы.
Какие же версии придумал наш исследователь Х. М. Думанов:
1. Кабардинец Киллар (Чыллар) Хаширов первым в мире поднялся на западную вершину высочайшей горы в Европе;
2. По пути к Эльбрусу на Зольских пастбищах экспедиция встретилась с князем Асланбеком Джембулатовым, который порекомендовал Купферу проводником Киллара Хаширова;
3. На следующий день (27 июня –Х.Т.) экспедиция встретилась у Каменного моста на Малке с делегациями карачаевцев и и кабардинских князей;
4. Здесь экспедиция взяла ещё двух кабардинских проводников, имена которых и документы не указаны;
5. Первым, кто указал на Киллара, что он кабардинец, был академик А.Я. Купфер;
6. В 1829 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была опубликована статья, в которой говорилось, что Киллар был неуклюжий и хромой»;
7. Бесс написал «Я не знаю, какую цель преследовал корреспондент, стараясь представить этого мужественного кабардинца, как калеку. Правда, он небольшого роста, но крепкий без телесных недостатков;
8. Первый, кто указал нам, о месте жительства Киллара, был тот же учёный де Бесс;
9. Бесс указал, что это «свободная деревушка» возле Нальчика – это Вольный Аул;
10. Указываются посемейные списки Урусбиевского общества Балкарии в связи с историей Ахии Соттаева;
11. В аул Кучмазукино из Вольного Аула переселились в числе других Герандуко Киляров;
12. Дополнительно, указывает, что «Тепсаруко Камихов» стал Тепсарукой Хашировым, указывая в сноске, что «Тепсаруко брат Киллара»;
13. Появляется Прошение от 1870 года, где венгерский путешественник Янош Карош Беш назван «Иван Бесс»;
14. Указан «чиновник горного корпуса Вансович»;
15. Название горы «Эльбрус» даётся в современной трактовке;
16. Прошение подано от имени жителей аула Кучмазукина Герандуко и Хашбия Киларовых;
17. По предложению начальства отец наш Киллар поступил на службу в Кавказский горский дивизион в Варшаве и прослужил в нём более 9 лет…»
В основном вот такие версии создал Хасан Мухтарович Думанов,
и на основе этих гипотез строилась дальнейшая фальсификация истории восхождения на Эльборус в 1829 году.
Как известно восхождение совершалось на восточную вершину горы Эльборус с северной стороны подножия Эльборуса, где были земли карачаевцев.
Все 17 пунктов Хасана Думанова – Фальсификация, ложь и обман, в том числе история вокруг имени Ахии Соттаева.
Мы уже писали, что Купфер и Ленц в своих работах везде указали всех местных горцев – черкесами, это никак не может подразумевать никоим образом, национальность Киллара, как кабардинец. Тем более «Асланбек Джембулатов» - это выдуманное лицо и никакими документами исторический факт такого кабардинского князя не подтверждён.
Самое главное – 27 июня 1829 года, ни ранее, ни позже до 7 июля никаких встреч местных карачаевских, кабардинских князей не было, ни с кем!
Первая встреча состоялось с карачаевцами 7 июля 1829 года в местности Харбас. Это подтверждают Бессе, Ленц и порутчик Щербачёв, документально!
Интересной для нас является цитата Х. Думанова «В 1829 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была опубликована статья, в которой говорилось, что Киллар был неуклюжий и хромой».
Но прежде мы обратимся к самому тексту этих «Санкт-Петербургских
Ведомостей» от 20 сентября 1829 года №113.
В рассказе от имени некоего «А.-Щ-в» написано, что «Все взоры стали следить за тем, кто совершил столь смелый подвиг. Отдыхая на каждых пяти или шести шагах, он шёл бодро вперёд. Приблизившись к самой вершине, он исчез между скалами. Долго каждый из зрителей с нетерпеливым участием ждал его появления. Как вдруг около 11 часов увидели мы сего смельчака на самой вершине Эльборуса. Ружейная стрельба, гром музыки и хор песельников торжественно огласили воздух при радостных восклицаниях всего стана о столь необыкновенном событии.
До самого вечера мы недоумевали, кто был из смертных, взошедший на вершину высочайшей из гор Кавказского хребта, считающуюся доныне неприступной. По возвращении наших путешественников мы узнали, что удалец решившийся один взобраться на самую высокую точку Эльборуса и тем доказавший возможность сие исполнить, был один вольных кабардинцев, бывший прежде пастухом. За совершение сего подвига сей нуклюжий и хромой Килар получил предназначенный генералом Емануелем приз…» Статья из книги « Восхождение…», Гориславский, Зюзин, Хаширов, страница 59, со ссылкой на «Тифлисские ведомости», 1829, №34, 23 июля.
В этой же книге «Восхождение…», страница 13:
«О том, как прошёл день 10 июля 1829 года рассказал в своей корреспонденции в «Тифлисских ведомостях» А. Щербатов, офицер при свите генерала (О нём Х. Думанов, пишет: «врач экспедиции Щербатов», «Киллар Хаширов…», с.11, КМВ, 2009.), очевидец событий.
Что кроется в этом сообщении.
Первое – Это то, что вся эта статья вымысел.
Смотреть и долины, где находится базовый лагерь, и наблюдать, как «Отдыхая на каждых пяти или шести шагах, он шёл бодро вперёд. Приблизившись к самой вершине, он исчез между скалами. Долго каждый из зрителей с нетерпеливым участием ждал его появления. Как вдруг около 11 часов увидели мы сего смельчака на самой вершине Эльборуса…» - это не только простым взглядом, но даже из «Доллондовой трубы» Купфера, Емануель не мог видеть!
Мы уже рассказывали о виртуальном Думанов-Бейтугановском «Вольном Ауле». О том, что достаточно указать на одну фальсификацию с именем «Иван Бесс» - имя, которое появилось в публикации, И. Трескова в 1951 году и вошла в таком виде в известное «Прошение, якобы от 1870 года» и на «Памятную чугунную плиту, как «Ив. Бессе» от 1829 года!
Кто-то, из партии «Гориславский, Зюзин, Хаширов», несносный лгунишка придумал, что «чиновник Горного корпуса, Глеб Григорьевич Вансович, был – управляющий Луганским литейным заводом», то есть создали образ самозванца!
Как докладывает нам «Горный Журнал или Собрание сведений о Горном и Соляном деле…», Часть I, Книжка 3, САНКТ-ПЕТЕРБУРГЪ, Печатано в Типографии Экспедиции заготовления Государственных бумаг. 1829., страница 299: «Горный Офицер Ильин (а), который теперь есть Начальникъ Луганского завода…»
Аскер Хаширов, не нервничай. И на старуху бывает проруха. Просто надо помнить и знать на любую фальсификацию история предъявит свои права, каждому, кто солгал в угоду собственной выгоде.
Напомним, А. Хаширову, где в книге «Первовосхождение…» написано на странице 5: «В память о первовосхождении на Эльбрус в Пятигорске построили грот Дианы; две опорные колонны которого символизируют две вершины Эльбруса…»
Продолжая тему, в этом же контексте на странице 69 вашей книги написано, что: «Искусственный триумфальный грот в форме горы Эльбрус по проекту зодчего Джузеппе Бернардацци был сложен из рваного машукского камня к лету 1831 года. Внутри его по обеим сторонам поместили две чугунные памятные плиты, доставленные с Луганского литейного завода в 1830-году…»
Всё это красиво придуманная в цветных бумажках ложь от Аскера Хаширова.
Вопрос в том, что сам А. Хаширов имеет привычку, также и Х. Думанов нести околесицу и плести небылицы, чтобы их читатель поверил в их фантазии. И естественно, они и не могут указывать на правильные источники. Их задача запутать с всякими ссылками на фальшивую литературу.
А дело было так.
«Грот Дианы в числе других украшений Пятигорска сооружен известными архитекторами братьями Бернардацци в 1830-1831 годах по инициативе командовавшего в то время войсками Кавказской линии генерала Емануеля, которому молодой тогда город в значительной степени обязан своим благоустройством.
В деле № 444 - 1830 года архивного фонда бывшего Управления Кавказских Минеральных Вод в Пятигорском госархиве сохранилось предписание названного генерала Строительной комиссии от 13/VIII - 1830 года о безотлагательном выделении достаточного количества нижних чинов из рабочего отряда для разного рода работ.
«... для построения... грота у ванн Николаевских, - писал он, - стараться заготовить потребное количество камня. Можно камень употребить остаточный от дороги, устраиваемой к Ермоловским ваннам и скоро долженствующей быть приведенною к окончанию».
Предписание заключалось требованием, чтобы все работы были закончены к будущему курсу.
Как видно из другого архивного дела3, работы по устройству грота и прилегающей к нему местности быстро подвигались вперед. Уже в рапорте от 19/XI 1830 года за № 1053, сообщая генералу Емануелю о разных строительных делах, комиссия писала:
«Также и грот с аллеями с боку фасадной стороны Николаевских ванн тоже приведены к окончанию; а для украшения сих аллей посажены с обеих сторон деревья акации и между ими в первой линии кусты роз, согласно воле вашего высокопревосходительства из числа вывезенного из селения Мажар, из саду господина помещика Скаржинского, а где следовало на первый случай, по усмотрению обще с господами архитекторами Бернардацци, выложено дерном».
Таким образом, вышеприведенное предписание генерала Емануеля было выполнено ранее срока, а 2 апреля 1831 года последовало от него новое распоряжение.
«Грот, что возле Николаевских ванн, предписываю комиссии впредь оный именовать «гротом Дианы».
Сохранилось еще одно описание прилегающей к гроту местности автора забытой ныне книги «Поездка на Кавказ», члена академии наук В. Б. Броневского. Оно относится к 1834 году.
Упомянув о старых ванных зданиях на Горячей горе и ведущем к ним серповидном шоссе, высеченном по наклонной плоскости в каменной горе, автор продолжает:
«Под ним грот, сложенный из необделанного камня, которым хотели (да не могли) представить подобие Эльбруса; пред гротом другой бульвар полукруглой формы, акациями и цветами обсаженный, а крутой скат горы до шоссе, украшенный кривыми дорожками, кущами дерев, цветущими кустарниками и зеленым, как бархат, дерном одетый — представляет вид столь в целом прелестный, столь красивый и простой, что производит на чувства зрителя самое приятное и глубокое впечатление». Недумов С. И.: Грот Дианы в лермонтовское время.
Подробно обо всём мы расскажем в главе «Плитный вопрос».
Стоит вернуться к книге «Первовосхождения на Эльбрус…», Гориславский, Зюзин, Хаширов, с.25, где очевидец событий де Бессе пишет, 9 июля, когда группа восходителей вышла в путь:
«удовольствие видеть небольшую экспедицию, поднимавшуюся на лошадях на гребень ближайших, довольно крутых гор; восходители шли одни за другим на некотором расстоянии и виделись лишь маленькими чёрными точками, почти незаметными…», с.25.
И нам хотят после этого повесить лапшу на уши, что простым глазом на расстоянии 10 или более километров на вершине горы наблюдали, как
«Отдыхая на каждых пяти или шести шагах, он шёл бодро вперёд. Приблизившись к самой вершине, он исчез между скалами. Долго каждый из зрителей с нетерпеливым участием ждал его появления. Как вдруг около 11 часов увидели мы сего смельчака на самой вершине Эльборуса…»
Это называется, передай «тупой-тупому…»
И вот на этом месте ляпсус от двух «академиков» Думанова и Хаширова.
Думанов: «Ж.Ш. де Бессе пишет: «Чтобы воздать должное истине, нужно признать, что группа храбрецов скрылась из поля зрения и господ натуралистов, мы увидели вновь только по возвращению в лагерь. Они были измождены и промокли от снега. Лица покрыты пятнами, глаза опухшие…», с. 12 «Килар Хаширов…»
Хаширов: «Экспедиция накануне исчезла с наших взоров. Только к полудню следующего дня при помощи телескопа мы ясно видели, как показались четыре человека…», с. 25 «Первовосхождения…»
Так кому верить?
«Тифлисским ведомостям» или «Петербургским ведомостям?
«А. Щ-в» или «А. Щербатову»?
Или Думанову – Хаширову?
А если то, что написали ерунда, то, как один смельчак бодро шёл вперёд, и назвать его хромым?
Бессе, прочитав всю эту ерунду, в Одесской газете сказал:
«Я с удивлением прочитал в Одесской газете заметку, перепечатанную из Тифлисской газеты, в которой Киллар описан горбатым и хромым. Не знаю, с какой целью тот милый корреспондент представил отважного кабардинца уродцем. Да, он невелик ростом, но крепок и без телесных недостатков…»
Аскеру Хаширову придуманная ранее фальсификация в 2007 году показалось недостаточной и яркой (Хаширов – любит эпатажность) и решил восполнить сей пробел своей фантазией:
«Я с удивлением прочёл в одесской газете статью, выдержки из Тифлисской газеты, в которой Килар описан горбатым и хромым. Я не знаю, какова была цель этого шутника-корреспондента представить мужественного кабардинца, не таким, как он есть, а искалеченным. Он малого роста, но крепкий и без каких либо дефектов тела…», с.632, Хаширов «Первовосходитель…»
Здесь Аскер Хаширов решал архи-важную задачу!
Кабардинский уровень знаний первых созданных «фальсификат-текстов» был примитивным и глупым!
К примеру: «Он невелик ростом, но крепок и без телесных недостатков»!
Телесные недостатки это: «Расстройство нарушения телесной формы (дисморфофобия) – психическое расстройство, при котором пациент проявляет постоянную озабоченность предполагаемым дефектом внешности…»
«Телесный недостаток – это слепота, глухота или врождённое слабоумие…»
Теперь в новой «АскерХашировской» подаче Бессе: « без каких либо дефектов тела…», но не угадал Аскер Хаширов и с этим сравнением. Ибо, как разъясняет наука «дефект тела» - это, к примеру: «Неудобный позвоночник, Негибкое колено, Слишком узкий таз, Скученные зубы, Извилистые артерии, Сетчатка наизнанку, Неправильно протянутый нерв, Неудобная гортань, Неуклюжий мозг и т п.»
«Неуклюжий мозг
Проблема. Человеческий мозг эволюционировал в несколько этапов. «Пока создавались новые надстройки, старые запчасти должны были оставаться онлайн, чтобы поддерживать нас в рабочем состоянии, — объясняет психолог Гэри Маркус (Gary Marcus) в своей книге «Неуклюжесть: бестолковая эволюция разума». Проектирование и строительство «по живому» привело к обилию костылей и халтурных обходных путей. Как если бы мозг был неблагополучным предприятием, где молодые сотрудники (передний мозг) продвигают новомодные технологии, такие как язык, а институциональную память и блок предохранителей в подвале обслуживает старая гвардия (средний мозг и задний мозг). В результате: депрессия, безумие, ненадёжные воспоминания, поведенческие расстройства…», 22century.ru›popular-science-publications…human…
Аскеру Хаширову и его коллегам, иногда нужно смотреть в словари, если своих способностей нет думать головой.
«ХРОМОТА, ы, ж. Хромающая походка, неправильное движение ног, вызванное укороченностью ноги или болезнью. Врождённая х. Страдать хромотой. Толковый словарь Ожегова. хромота — -ы, ж. Неправильность походки из-за болезни ноги или ее укороченности…»
Название «Горбатым», Тифлисская газета», хоть и всё это фальсификация, тем не менее, такого сравнения в этом «сочинении» нет.
Сочинители мифа «Кабардинский Килар» очень любят слова и термины, запоминающиеся из фильмов, из романов. Помните фильм «Встречу изменить нельзя»: «Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!»
Бессе-Хаширов: «Он невелик ростом» - это о Киларе. Значит, Килар «коротышка».
Интересно, с кого лепили памятник кабардинцу Килару, который стоит в Приэльбрусье, рядом с поселением Верхний Баксан?
Уверены, что это не «коротышка» Килар!
Поверьте нам, это не насмехательство над людьми небольшого роста. Необходимо разоблачить фальсификаторов, которые создали эту историю с придумыванием «хромых, неуклюжих, горбатых, коротких, искалеченных» и здесь надо на наш взгляд писать и говорить об истинных и прописных истинах, как есть.
Думанов-Хаширов, нам рассказывают байки, что «коротышка Киллар» служил в русской армии» У этого Киллара нет послужного списка, наград, и вообще ничего нет, о его службе в армии.
Создали тома родословных в тридесятых коленах, но нет, ни единой строчки о том, где и как служил «Коротышка Киллар!»
А ведь в русскую армию, людей как «Коротышка Киллар» не брали.
Согласно Положению об учреждении запасных рекрутских депо от 10 октября 1808 г., годность кандидата в рекруты к военной службе устанавливали лекари, проверяя, нет ли у рекрута застарелых болезней, увечий, не страдает ли глазной болезнью, не редковолос ли (т.е. лыс), нет ли шелудей. Негодными к службе признавались «не имеющие трех передних зубов сряду, имеющие поврежденные члены, глухие, слабого в корпусе сложения, слабоумные, паче же в совершенном безумии, а также наказанные палачевными руками» .
При наборе в рекруты учитывался и рост. Норма составляла 2 аршина 3 вершка (155,4 см). Если до нормы не хватало вершка и даже полувершка, то рекрут был годен лишь во флот. Взамен забракованного малорослого можно было поставить в рекруты малолетнего от 12 лет и отослать его в Военно-сиротское отделение до достижения им 18-летнего возраста . Необходимо отметить, что в 1812 г. на стандарты роста рекрутов не обращали внимания, и более 1/5 рекрутов были ниже необходимых 155,4 см (см. табл. 5). Для сравнения: по нашим расчетам, среди рядовых в 1812 г. солдат ниже 155,4 было всего 6% . pro-povednik.livejournal.com›103507.html
Даже гороскоп есть на эту тему: «Человек маленького роста»
По запросу «человек маленького роста» найдено 6 слов длинной от 4 до 7 букв.
4 буквы
• Гном — переносное (значение) Человек очень маленького роста.
5 букв
• Малыш — переносное (значение) Человек маленького роста.
6 букв
• Карлик — Человек неестественно маленького роста
• Пигмей — Человек, принадлежащий к одному из низкорослых племен Африки и Азии, а так же (переносное (значение)) вообще человек очень маленького роста
• Кнопка — Человек очень маленького роста или маленький ребенок (обычно с оттенком шутливости).
7 букв
• Лилипут — Человек неестественно маленького роста, карлик
Наш «Коротышка Киллар» точно был короткого роста, и его в армию не взяли…
Фальсификация в литературе о восхождении Киллара имела несколько этапов:
1 этап: 1829-1830 (Емануель, Купфер);
2 этап: 1948-1951 (Толстов, Тресков);
3 этап: 1958-1975 (Эльмесов, Думанов, Мальбахов);
4 этап: 1975-1985 (Симонов, Думанов);
5 этап: 1985-1994 (Думанов, Бейтуганов);
6 этап: 1994 продолжается (Думанов, Бейтуганов, Хаширов, Абазов, ЦГА КБР), список будет продолжен.
Весь рассказ в публикациях Думанова-Хаширова о прекрасном восхождении кабардинца Киллара, о службе в армии возникает только тогда, уже были произведены необходимые правки в работы Потто до 1994 года. Позже в книгу Бессе «Путешествия…», Купфера, Голицына и т.д.
И вот, в аннотации к книге «Первовосхождения на Эльбрус…», 2007 год, звучит знаменитая фраза:
«При подготовке вступительной статьи использованы ранее неизвестные материалы, которые дополняет перевод книги Яноша Кароша Беша «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Переднюю Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.»
Вернёмся к нашим местным кабардинским историкам, к их трудам и тем искажениям, каковым они изготовили, искажая оригиналы источников.
Кабардинский Киллар Хаширов по легенде должен служить в русской армии. Но недотёпы, одного исследовательского института в Кабардино-Балкарии недосмотрели всевозможные источники о восхождении 1829 года и допустили погрешности. Решили отправить «хромого черкеса» в армию. Как известно «хромых» в армию не берут. И как мы уже рассказывали, наши фальсификаторы придумали игру в поддавки.
Некий автор «А.-Щ-въ» сначала в «Тифлисских ведомостях», затем перепечатка их в «С-Петербурских ведомостях» в 1829 году, якобы после восхождения в августе-сентябре того года пишут корреспонденцию любознательным читателям, и между прочим о «хромом и неуклюжем Килларе».
Нужен человек, который своим веским словом скажет: «Он наш парень. И он вовсе не хромой…» Попутно придумают о «Вольной деревушке» возле Нальчика. Этакое современное предложение «возле Нальчика». Как будто в 1829 году было такое понятие «возле Нальчика», подразумевая неизвестно, что: «возле Нальчика»!
И придумали легенду такую: Бесс вместо поездки по маршруту «Из Владикавказа по Военно-Грузинской дороге в Тбилиси…» поехал обратно в Крым…
Информация к размышлению
Только полный «профан» может написать следующее:
«Ленц занимался измерением высоты Эльбруса, находясь почти у самой вершины…Остаток пути, не превышал 183 м…»
Как мы помним Ленц достиг высоты 14765 королевских футов. «Профан» пишет, что в 600 футах «183 м»: 600/183=3.28 м.
14765/3.28м= 4501 м., + 183 м. = 4 684 м. высота самой высочайшей горы в Европе!!!
УРА!!! УРА!!! УРА!!!
Догадайтесь, кто этот «профан»?
Купфер писал: «Несколько и черкесов, сопровождавшие нас до сих пор, последовали нашему примеру. Мы укрылись от ветра под огромной глыбой черного трахита,
образующей первую ступень в ряду валунов, о которых я только что говорил.
Здесь есть небольшое пространство, лишенное снега; я отделил несколько осколков от скалы для своей коллекции. Мы находились здесь на высоте 14,000 футов над морем; нужно было еще подняться на 1400 футов, чтобы достичь вершины Эльбруса…», с. 34. Наше заключение об этих выкладках высоты и куда взошёл карачаевец Киляр, мы напишем в последних главах нашего исследования.
Продолжение следует
Хадис Тетуев, 29. 08. 2021г.
Свидетельство о публикации №221083000687