Последнее желание. Глава 5. Реабилитационный центр

Глава 5. Реабилитационный центр

Шестой день в клинике для Карин повторял — предыдущий. Те же кабинеты, процедуры, прогулка в коляске по парку. Она привыкла к новому режиму. Пациенты быстро вливались в коллектив. В столовой все друг с другом здоровались. Атмосфера в парке и столовой царила доброжелательная.
Перед завтраком Кейси решил поговорить с обитателями 3-й палаты.
— Заметил за вами обоими некоторое смущение.
— Мы вроде его преодолели, — улыбнулся Роберт.
— Превосходно. Вот что хотел вам сказать. Порой человек слишком занят разными проблемами и не замечает, как на его внешности отражается невнимание к себе. Сегодня у меня день откровений. Я ваш ровесник, но выгляжу моложе. Коктейль и нагрузки вместе с процедурами должны вернуть вам кое-что утерянное. Завтракать! — Кейси указал на дверь, пациенты согласно заулыбались. Карин села в коляску.
Теперь Роберт катил коляску с Карин. Он достаточно окреп. Супруги Кейси шли за ними.

Увидев четверку у двери, повар начал накрывать на столик.
Компания шла к привычному месту, здороваясь со всеми. От внимательного взгляда доктора ничего не ускользало.
— Ева, что-то не так? Почему такое печальное лицо? – усевшись на стул, доктор спросил у женщины, сидевшей за соседним столиком.
— Завтра меня выписывают, — она вздохнула.
— Есть проблемы со здоровьем?
— Нет. К счастью, всё в норме. Жаль покидать такую компанию. Здесь чувствую себя хорошо душой и телом.
— Не грустите. У меня хорошая новость для всех.

Кейси встал с места.
— У всех есть возможность продлить или присоединиться позже к той же компании.
— Еще раз лечь в клинику? – с иронией спросил мужской голос.
— Я купил остров и на нем строю дом отдыха. Корпус с номерами готов принять отдыхающих. В данный момент команда занимается благоустройством территории. Готов канал пересекающий остров. На нем устроен пляж. Строители возвели красивый мостик над ним. Устанавливают тренажеры на свежем воздухе. Будут спортивные площадки и беговые дорожки. Набираю штат работников, и вычисляю стоимость путевки. Через две недели вам сообщу. Пока никакой рекламы нет. Первыми отдыхающими станете вы и персонал клиники. Номера просторные одно-двухместные. Имеем запасные кровати и есть возможность потесниться отдыхающим, при необходимости. К вам могут присоединиться близкие. Можете взять с собой родных детей, племянников или внуков.
— Замечательная новость! – раздалось со всех сторон.

Вечером Кейси вновь пришел в гостиную Роберта.
— Хотел узнать у Карин: тебя не направили в реабилитационный центр?
— Я пробыла там десять дней.
Карин начала рассказ.
*

Ученица, Сильва, с кем я занималась всего два урока до инсульта, приняла близко к сердцу мои проблемы: звонила часто, интересовалась моим здоровьем.
Она позвонила в начале июня и восторженно сказала:
— Тебе могут помочь в реабилитационном центре Красного Креста. Я там пробыла неделю, и видела людей в инвалидных колясках. Позвони им обязательно. Хочешь я вместе с тобой там буду? Могу взять туда путевку.
— Нужно ли мне обращаться в реабилитационный центр? Нужна ли физиотерапия? – до этого спрашивала я у Зограба.
— Нет смысла, они ничем не помогут, — заявил он.
Но я ему уже давно не верила.
Сильва меня вдохновила, я нашла телефоны и позвонила в реабилитационный центр.
— Приходите к нам, по телефону ничего сказать не можем. Мы должны знать состояние вашего здоровья.

Папа поехал по указанному адресу. Это на окраине города.
— Привезите ее к нам, посмотрим, что можем сделать, — врач в приемной назвал сумму за десяти дневный курс. — Не забудьте паспорт и эпикриз.
Мы решили поехать туда. Надеясь, что за полную стоимость путевку дадут сразу, папа взял с собой названную врачом сумму:
— Если ты останешься, вещи я привезу.
Нас туда отвез сосед. Сторож не пропустил машину, мы понимались пешком. Клиника на покатом холме, через каждые два метра ступенька, для меня трудно преодолимое препятствие. Мои вскрики «ой и ай» слышала вся клиника.
— Стойте, — крикнул парень из окна, — я прикачу коляску.
Он прибежал с инвалидной коляской, посадил меня в нее и покатил ко входу.
— Нужно было сказать сторожу, что она не может идти самостоятельно, он бы пропустил вас.

Первое, что сделали врачи в приемной, измерили мне давление – оно повысилось.
— У вас высокое давление, вы не можете оставаться у нас, — заявил мне врач.
— Вы не видели, как я поднималась? Из-за стресса естественно поднимается давление.
— У нее стабильное давление 125/82, — вступил в разговор папа.
— С вами кто-то должен здесь остаться, мама, например.
— Зачем? Дома я самостоятельно одеваюсь и ем, передвигаюсь по квартире.
— У нас просторные палаты.
— Вы можете предоставить мне коляску.
— Ладно, оплатите десяти дневный курс.
— Какие процедуры мне назначат? Могу я узнать, что входит в стоимость курса?
— Врач на этаже побеседует с вами подробнее и назначит.
— Не спорь с врачом, — шепнула мама.

Папа оплатил путевку, около 800 долларов. Для нас приличная сумма.
— Выпей таблетку, — женщина протянула лекарство и стакан воды.
Удивительно внимательные у нас врачи!
Медсестра Наира выкатила меня из приемной и вкатила в лифт.
— У нас все пользуются лифтом, независимо от того на какой этаж нужно.
Палата просторная — три кровати, небольшой столик, два стула, тумбочки, шкаф, маленький холодильник и телевизор, но свободного места достаточно, чтобы развернуть коляску.

Палата пустовала и я решила, что мне будет удобнее у стены. Наира зачем-то меняла матрас и возилась с кроватью. Кровать тяжелая и, видимо, ее можно настроить на определенную высоту, но я не сразу догадалась. Вечером поняла, что для меня она высока. Возможно, Наира специально усложняла мою жизнь – не пойман, не вор.
Наира повела нас в кабинет врача. Ею оказалась молодая женщина 30 лет.
Она оставила у себя мои бумаги:
— Заполню в журнале и вам верну.
Назначила массаж и лечебную грязь для руки.
— А для ноги ничего? – удивилась я.
— Нельзя, только лечебная физкультура, — она заявила категорически.
— Почему нельзя?
— Резко повысится давление.

Мы вернулись в палату. Наира принесла цветное постельное бельё и ушла. Мама заправила мою постель. Родители ушли. Папа вернулся через час с моими вещами.
Коляска была старая, разбитая и плохо работала.
— Не вздумай самостоятельно вставать по ночам, — заявила Наира, — нажмешь на звонок. В столовую тоже сама не ходи. Тебя должна возить дежурная медсестра.
— Но я встаю ночью, обычно около трех часов.
— Ничего, звони, сама не вставай. Тут до тебя был один, встал и упал. Нам лишние проблемы не нужны, — грубо отрезала Наира.

Клинику построила международная организация "Красный крест" – все предусмотрели для пациентов с ограниченными возможностями. Входная дверь в палату очень тяжелая, открывается из палаты. Выйти из нее я могла с трудом, здоровой ногой толкая, но войти не могла без посторонней помощи. Такая же дверь выходит на балкон, но она постоянно была открыта – лето, жарко. Хорошо, что палата на теневой стороне. Эту дверь на ночь закрывала медсестра. Балкон просторный — коляска свободно разворачивалась. Бордюр высокий бетонный, поверх него металлическая труба, за которую можно ухватиться и встать. Ванная и туалет так же просторные – всюду трубы из легкого металла, удобны тому кто сидит в коляске и хочет встать, умыться, искупаться.

Наира возила меня в столовую и обратно.
— Завтра утром ничего не ешь, тебе нужно сдать анализы, девочки придут к восьми часам, — измерила давление перед сном, дала таблетку и ушла.
Ночью я проснулась и, помня наказ сестры, нажала на кнопку вызова. Комната отдыха медсестер находилась через палату.
В мою палату вбежала разъяренная медсестра – уже другая, кажется, ее звали Света, хотя это имя ей вовсе не к лицу.
— Почему звонишь? – набросилась на меня, — всех разбудила.
— Мне Наира запретила ночью вставать самостоятельно, боится что я упаду.
— Да, — остыв, медсестра помогла мне сесть в коляску.

Утром пришли молодые девчонки, взяли кровь и мочу на анализы и ушли.
Я была голодна, но легла спать – требовалось дождаться десяти часов и медсестру, чтобы она отвезла меня в столовую.
Голодная я долго спать не могу. Встала, с трудом самостоятельно перебралась на коляску – уж больно она была неустойчивой, и направилась к умывальнику.
Мне надоело ждать медсестру и в 10:30 я нажала кнопку вызова.
Она прибежала злая:
— Я не имею права выпить кофе?
— Вообще-то половина одиннадцатого. У меня утром брали кровь и я очень голодна, а вы не разрешаете мне самой идти в столовую.

Спасибо работникам столовой – они всегда были приветливы и внимательны.
После завтрака я вернулась в палату с помощью Светы.
— Включить холодильник? – спросила меня уборщица, — он не работает.
Зачем включать, если не работает?
Телевизор шумел и никак не настраивался.
— Что-то с антенной, — объяснила уборщица.
Она покрутилась в палате, но убирать не стала. Тогда начался чемпионат мира по футболу. Как ни странно, один канал ловил матчи. Футбол я люблю и смотрела с удовольствием. Больше ничего телевизор не показывал. Может, оно и лучше – голова отдыхала.
Меня специально поселили в номере одну, думая, что я не справлюсь и тогда мама поселится со мной – хотели еще одну путевку продать.
— Тебе никто помогать не станет, — заявила врач, — народ сейчас безразличный.
Безразличными, порой агрессивными, были мед работники, а обитатели соседней палаты, были предупредительны и помогали не навязчиво.
Через день массаж руки или лечебная грязь.
Грязь ведрами таскал тот парень, который привез коляску и помог добраться до приемной. Он оказался приветливым. Он и та, что наносила грязь, сильно удивились:
— Почему врач назначила тебе процедуру только для руки? Обычно назначают и для ноги.

Я поехала в кабинет врача и спросила ее об этом.
— Ты не сможешь потом самостоятельно смыть грязь, — заявила врач, — тебе нужен помощник. Пусть кто-то из ваших остается у нас.
Опять прямой намек на еще одну путевку – будто стоит она как батон колбасы.
Затем были занятия физкультурой с инструктором Ваге. Он заставлял меня делать многое, часто просто так стоять под разными предлогами.
— Потом будешь требовать, чтобы я разрешил дольше заниматься.

Тренажеры старые. Ваге посадил меня на велотренажер – видимо, самого первого выпуска, но очень удобный для таких, как я. Сев на низкий стул, я сама фиксировала стопы и крутила педали. Ходила по беговой дорожке на низкой скорости, часто отдыхая. Топала по деревянной лестнице – поднимаясь и спускаясь по ней можно преодолеть страх перед ступеньками.

Родители пришли после обеда. Мама помогла мне искупаться. Признаюсь, одна бы не смогла, ведь и рука не работает. Душ не съемный, а стоя я должна держаться – там тоже есть удобная труба. А как купаться? Хотя имелся стул, на который я садилась.
На третий день пришла новая медсестра – ее зовут Флора.
— Куда тебя поселили! – искренне возмущалась она. — Что за бельё постелили!
Флора принесла белоснежное бельё и полотенца, установила кровать на удобную для меня высоту и поменяла матрас – из прежнего торчали пружины. Посадила в коляску и покатила на процедуру.
— Ну и коляска у тебя! – рассердилась Флора.

По пути она перехватила Ваге и властным тоном велела:
— Сейчас оставлю ее в процедурной и привезу тебе коляску. Чтобы к концу процедуры ты привез коляску в рабочем состоянии.
Ваге повез меня в тренажерный зал.
Духота там царила невозможная: солнечная сторона и работал допотопный вентилятор.

После занятий Ваге вернул меня в палату.
— Многие из упражнений мы могли бы делать здесь – в палате я одна.
— Мы не имеем права – для упражнений есть тренажерный зал.
— Но почему там нет кондиционеров?
— Кондиционеры иногда включают, — проболтался и ушел.

Пришла Флора и показала мне как правильно пользоваться коляской:
— Заруби себе на носу: сначала ставишь тормоз, потом встаешь и прежде, чем сесть, посмотри на месте ли тормоз.
Вероятно, она велела уборщице помыть пол в моей палате – в ней трудилась та женщина.

Очень хорошо, что в палате я оказалась одна. Никто не кряхтел по ночам и не ругался – не все женщины любят футбол.
Опять появилась Наира – крупная и высокая девица.
— Наира, ты сильная и можешь мне помочь.
— Интересно, чем?
— В палате я одна и мне хочется простора. Подвинь те две кровати вплотную в ту сторону. Коляску легче будет разворачивать.
Она сделала, как я просила, но не поверила мне. Правду говорить я не собиралась – тогда она могла бы навредничать. Я хотела ходить, кровати нужны были для страховки, чтобы прислоняться к ним при ходьбе. За этим занятием меня застала Наира, из любопытства заглянувшая в палату.
— Вот зачем тебе это, — зло сверкнули ее глаза.
Родители приходили каждый день и приносили фрукты. Мама меня купала.

Неделю спустя, в процедурную на грязи пришла женщина с палочкой – у нее инсульт случился год назад. Мое терпение лопнуло: почему этой женщине можно грязь на ногу, а мне нельзя?
Я поехала в кабинет врача с этим вопросом.
— Ты одна не сможешь, а ей помогают.
— Ей помогают ваши работники. Хватит врать! Видимо, вы ждали взятки и потому пригласили моих родителей в свой кабинет. А мы наивные думали, что, заплатив полную стоимость, имели право на полный курс лечения. Почему вы ничего не сообщаете о результатах анализов? Они меня не касаются?
— Я назначила, что можно, — она покраснела, отдала лист с результатами анализов. Почки оказались чисты, несмотря на выпитые лекарства. Алоэ помог их очистить.

Я вернулась в палату. Через час ко мне пришли родители.
— Почему вы здесь? – удивилась я.
— Собирай вещи, едем домой!
— Почему? У меня еще два дня: процедура и массаж руки.
— Нам позвонила врач. Ты опять споришь с врачами.
О, мои терпеливые и вежливые родители!
— Почему, оплатив полную стоимость, я еще что-то им должна? Домой не поеду!

Родители уехали. В столовой, приехав на ужин, я обнаружила, что на моем месте нет приборов. Ко мне подбежала работница:
— Извини, я не успела, сейчас принесу тебе ужин.
Конечно, она лгала, выгораживая врачиху, которая считала, что родители должны меня увезти домой.

Я громко возмущалась в палате, разговаривая со стенами – у стен тоже есть уши. В палату зашла женщина – дежурный врач, это она в приемной дала мне таблетку от давления.
— Ты слишком много нервничаешь, — протянула капли и таблетку, — выпей и помни: ты перенесла инсульт, береги себя.

Выезжая на балкон по утрам и вечерам, я вставала с коляски взявшись за трубу и делала зарядку, какую могла.
В пятницу вечером увидела парад внедорожников и других элитных автомобилей. Из них выходили холеные мужчины со спортивными сумками. Для них имелся другой тренажерный зал с кондиционером – никто мне не докажет, что они тренировались в том душном зале на старых тренажерах. Бассейн, где они занимались дайвингом располагается на самом нижнем этаже. Ваге был также инструктором по дайвингу – об этом проболтался его коллега.
— Ваге, здесь есть кнопки с минусовыми этажами? – спросила в лифте.
— Да, их несколько.
Это реабилитационный центр Грация – теперь чья-то собственность.

С каждым годом убеждаюсь: хорошо живут лишь бандиты.
— Как! Тебя не водили в бассейн? – удивилась Сильва.
— Я заплатила за еду и спальное место. Видимо, мои родители меня плохо кормили и спать мне негде. Те процедуры и массаж просто курам на смех.
Наверное, если б Сильва была бы со мной всё сложилось бы иначе – она шумная, требовательная, муж занимал высокий пост в милиции. Я не хотела скандала.

Все ж польза была больше, чем предписали врачи ведь делала и другие упражнения в палате и на балконе, чувствовала себя уверенней. Дома в прихожей папа сделал что-то вроде станка для балерины, и я занималась взявшись за поручень.
Однако меня поджидал новый удар: болезнь и смерть отца.
Папа делал всё о чем я просила. С его уходом из жизни мои шансы на выздоровление свелись к нулю.


Рецензии