Воспоминания из прошлого. Сухуми моего детства

Воспоминания из прошлого.
Сухими моего детства.

Памяти моих любимых бабули и деда и того города и той страны, которых уже нет...Посвящается!

Сухими, лето середины 70х годов прошлого столетия.
Мне лет шесть или семь.
Я, с моими бабушкой и дедушкой в отпуске на чёрном море. В Сухуме живёт тётя моей бабушки и мы проводим отпуск в гостях у неё.
Я на море не в первый раз. Я влюблена в него, и совсем не боюсь моря. Бабуля учит меня плавать, я уже  держусь на воде, но ещё не совсем хорошо умею плавать.

Мои бабуля и дед совсем молодые, крепкие, здоровые и активные люди. Я первая внучка, им по пятьдесят с небольшим. Мы ежедневно гуляем по потрясающе красивой сухумской набережной и едим мороженое в вафельных стаканчиках.

Сухумская набережная длинная и очень красивая. До сих пор детально стоит у меня перед глазами с её белыми красивыми зданиями с колоннами и башенками, фонарями напоминающими маяки, пушистыми пальмами и высокими стройными кипарисами, с лавочками в тени ветвистых акаций и белых магнолий. Запах этих волшебных южных кустарников с невероятным сладким ароматом, я чувствую до сих пор. Мой мозг зафиксировал эти ароматы навсегда.


Я иду по набережной, бабуля крепко держит меня за руку и рассказывает мне что-то интересное. Она учительница истории и знает много всего интересного. Дед молчаливый, он больше слушает, чем говорит.

Когда я уставала от длительных прогулок, дед брал и сажал к себе на плечи. Он был высокий стройный мужчина. Я очень любила ездить на нём верхом. Это были незабываемые моменты, маленькая девочка на плечах у своего деда. Сверху было видно всё и это было значительно интереснее и веселее.


Мы посещаем известный на всю страну сухумский обезьяний питомник и невероятно огромный ботанический сад с экзотическими невиданными растениями тропиков и субтропиков .

Этот южный приморский город, столица советской Абхазии, отличается буквально всем от родного города Горького, в котором я родилась и жила тогда.

Абхазия того времени-благодатный цветущий край с невероятно красивой природой : кавказскими горами, субтропическими лесами, кристально чистыми голубыми высокогорными озёрами и знаменитыми новоафонскими пещерами.

Сухуми потрясал своей яркостью, гостеприимством, вкусной кавказской кухней, фруктами, мягким морским теплым климатом и экзотикой во всех отношениях. Но главное- своей мультикультурной средой,  толерантностью и добротой всех ко всем. Смешение абхазской, грузинской, греческой, армянской,еврейской, русской и других культур и языков, национальной кухни и традиций, создавало неповторимый колорит и атмосферу этого живописного кавказского города.

Я ,будучи ребёнком, не понимала и не знала многого, но чувствовала необычность, позитив  и мультикультурность Сухуми - этого яркого солнечного города, в котором жили очень разные, но очень гостеприимные, веселые и яркие люди. Интернационал - говоря прежними советскими словами, или мульти-культи, используя термины сегодняшнего времени.

Я помню, что путешествия в те места, доставляли мне во времена моего детства и юности большую радость и незабываемые впечатления.

В памяти всплыл один  запомнившийся,  на всю жизнь, эпизод.

Мы с бабулей и дедом на пляже. Я  с дедом иду купаться в море. Мы в воде, не далеко от берега, дед достаёт до дна, я, конечно же, - нет. Я держусь за него, он плавает вместе со мной. Мы играем, смеёмся, дед изображает рыбу-кит. А я будто маленька рыбка, которая прицепилась к большому киту и вместе мы плывём  в далёкие дали.

Я держусь за дедову шею. И вдруг, мой дед уходит под воду и я вместе с ним. Перед глазами сине -зелёная морская вода, пузыри. В детской голове не срабатывает, что нужно отпустить деда, и дать ему возможность всплыть на поверхность. Я интуитивно хватаюсь за него ещё сильнее. А он пытается от меня освободится, чтобы всплыть на поверхность и глотнуть воздуха. И так мы барахтаемся в воде какое-то время.

Я не помню, как мы выплыли. Наверное дед, всё таки, вывернулся и высвободился из моих цепких объятий и сумел всплыть и вытащить меня. Всё закончилось благополучно. Это случилось недалеко от берега, дед доставал ещё до дна. Оказалось, он попал случайно в  глубокую яму, которая была на дне моря.  Он потерял устойчивость и равновесие и ушёл под воду с державшимся за него ребёнком, то есть, со мной. Я не испугалась и не начала бояться воды, наоборот, полюбила море на всю жизнь.

Такая история приключилась с нами в моём далёком счастливом детстве в водах Чёрного моря, на сухумском побережье.

Мы вспоминали с  моим дедом эту историю потом много раз. Когда я была уже взрослой, а он стареньким. Мы вместе смеялись, как маленькая Маша, чуть деда в море не утопила.


Maria Gor
28/08/2021


Рецензии
Фазиль Искандер мой любимейший писатель .

Чудинов Владимир Михайлович   16.11.2023 13:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.