Кольская Сверхглубокая в кривом зеркале российског
Как и большинство советских школьников я знал о существовании у нас в СССР такого чуда – самой глубокой скважине на земном шаре! Аж целых 12 километров! Ух ты! Прям, как у Жюля Верна в его романе «Путешествие к центру Земли»! Или у Обручева в «Плутонии»…
Тем более, что отец моего друга детства – дядя Лёня – работал раньше на Кольской сверхглубокой. Или, как положено было говорить – был в составе Кольской геологоразведочной экспедиции сверхглубокого бурения – Кольской ГРЭ.
Нет, отец моего друга не был геологом, геофизиком. Дядя Лёна просто имел (как раньше говорили) «золотые руки». Или – был «мастером на все руки». Такие умельцы, народные «левши-кулибины» всегда нужны в научных учереждениях. Во всяких НИИ, конструкторских бюро, полигонах, космодромах. Там, где «научные мужи», люди высочайшего интеллекта (но, мягко скажем, «не всегда умеющие работать руками») имеют дело со сложной техникой – установками, сложными приборами и т.д. Да и кто изготовит «экспериментальный образец», придуманный гением какого-нибудь кандидата или доктора наук? Тут вот и нужны люди, подобные дяде Лёне. (Образ такого «левши-кулибина» хорошо воплотил на экране Алексей Баталов в фильме «Москва слезам не верит». Люди моего поколения хорошо помнят сцену пикника, когда Гошу («он же – Гога, он же – Георгий Иванович»), нахваливают его коллеги по институту – всякие «доценты с кандидатами». Хотя он вроде бы – простой слесарь, а они… «Он у нас такой один!.. Незаменимый!») Вот и дядя Лёня был таким же.
Жалею только об одном. Что, будучи молодым и глупым («Успею ещё!»), не «надоедал» к нему с расспросами об его прошлой работе. Ведь интереснейшая тема – самая глубокая скважина на Земле! Она до сих пор такой и остаётся, хотя имеются и более протяжённые, но они все бурились «под углом», и на такую глубину не забирались. Да и задачи коллективу под руководством академика Губермана ставились архиважные! Установить границу перехода гранитов в базальты! Добраться до таинственного «слоя Мохоровича» - границы земной мантии!
(Кстати, обе задачи так и не были выполнены – не обнаружили наши учёные ни границу между гранитами и базальтами, ни начало «слоя Мохоровича»! Зато нашли 12 различных слоёв гранита (прям, по числу пробуренных километров!), с разным составом и свойствами. (Впрочем, кто хочет узнать подробнее – смотрите в Интернете, сноски я даю в конце статьи.)
Сейчас, уже (увы!) дяди Лёни нет с нами. И спросить «из первых рук» некого. А спросить хочется! Например, о той шутливой стенгазете, с которой начался весь сыр-бор.
Дело в том, что сверхглубокое бурение – дело архи-труднейшее. Там, внизу, на многокилометровой глубине царят действительно «адские» давления и температуры. ( На двенадцати километрах аж +200 по Цельсию!) Буры ломались, застревали, их приходилось постоянно менять (головка выходила из строя через каждые 3-4 часа работ). А тут еще внизу случился непонятный шум и взрыв – начинай всё сначала! Возможно, это случай и лёг в основу рисунка- шаржа в местной стенгазете? Учёные, знаете, те ещё юмористы! Там был изображён чёрт, со всех лап удирающий от работающего бура – потревожили гады!
Наверно, об этом случае узнали сотрудники той финской газеты («Страна Соуми» с Кольским граничит – руку протяни!), которые в «день дурака» («день смеха» по-нашему) состряпали шутейную заметку о вырвавшемся из скважине злом духе (или черте). И всё бы ничего, да сообщение попало на глаза американцам, которые (надо полагать – на полном серьёзе) и повторили «сногсшибательную новость» в 1989-м на телеканале компании Trinity Broadcasting Network.
С тех пор легенда о «сбежавшем черте» пошла гулять по свету. Говорили о микрофоне, который, якобы, был опущен «на глубину 15 км и мог работать при 1000 градусов Цельсия» (пройдено-то, как мы знаем, было 12 км с небольшим и никакой «микрофон» работать при такой температуре не мог, да и не опускались туда микрофоны, только сейсмодатчики!), и который, мол, зафиксировал человеческие крики (то бишь – вопли нераскаявшихся душ?). И никакие выступления ветеранов этого грандиозного эксперимента (сам Губерман пытался в прямом эфире «развеять глупые слухи»!) помешать хождению легенды о «черте» уже не могли.
(Между прочим – хорошая завязка сюжете для романа, а, может, и фильма в жанре «ужасов»! Взрыв произошёл на шахте в 1995-м, тогда же (ну – немного пораньше) у нас и случились «перестройка» с «лихими 90-ми»! Хороший повод свалить на «сбежавшего черта» все наши беды! Хотя, повторюсь, как сюжет для «ужастика» вполне сойдёт!
И уж, по крайнее мере, фильм с такой сюжетной линией, смотрелся бы интереснее, чем то, чем нас порадовали в 2020-м компания ООО «ТриоФильм» и режиссёр Арсений Сюхин. То, на что Фонд кино выделил аж 50 миллионов (правда, с условием возврата половины суммы) оказалось дикой смесью по мотивам западных блокбастеров «Чужого», «Нечто» и «Терминатора»!
Сюжет там крутится вокруг событий в подземных (!) лабораториях Кольской сверхглубокой. Которые расположены аж на самом дне, на 12 километрах! (Между прочим диаметр шахты на поверхности составлял лишь 90 см, внизу – около 20-ти, и никаких помещений там обустроить было невозможно технически). Очередная смена учёных, сидящих «внизу» частично погибает, частично – заражается, и приходится отправлять спасательную экспедицию. В составе которой есть, как и положено, врач-эпидемиолог Анна Фёдорова. Которую почему-то играет сербская актриса Милена Радулович. Она и на экране говорит с акцентом (девица не захотела, чтобы её переозвучили?), и, для правдоподобности, один из спецназовцев-спасателей постоянно пристает к ней с вопросом – а кто она по национальности? В конце концов наша «Анна Фёдорова» оказывается сербкой! (Это в 80-х, когда отношения между СССР и Югославией были не слишком сердечными!) Словом, всё как в «Бумажном солдате», где ГГ – врач Покровский, оказывается родом из Тбилиси (потому что исполняет эту роль грузин).
Меня там больше всего интересовал образ «главного злодея», ведь в «легенде» говорилось о «черте»! Интересовало – насколько он будет отличаться от симпатичного пройдохи с рожками, образ которого воплотил Георгий Милляр в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? Но оказалось, что это не «черт», не тролль и вообще не «злой дух», а… плесень! Правда – разумная. Оставим в стороне вопрос, что все эти нескончаемые времена жрала эта плесень, ведь на глубине жизни нет! Как она выжила при пятистах градусах выше нуля (чтобы нагнать жути создатели фильма завысили реальную температуру на глубине аж в два с половиной раза!). Но, что бы эта плесень там не кушала, люди ей показались более вкусными, и она принялась за людей. Попутно строя себе тело из убитых ученых и солдат (тот вариант плесени, что бродит по станции здорово напоминает инопланетянина из «Нечто»).
И вообще, как дело дошло до кровавых событий в подземных помещениях глубинной «научной станции», мне осталось лишь вспоминать – в каком фильме какую сцену приходилось уже раньше видеть. Героиня раздевается до белья – сразу видится непревзойденная Эллен Рипли (в исполнении Сигурни Уивер ). Ну там, где она собирается перебраться в скафандр?
Наша Анна прячется от страшного монстра за опрокинутым столом? Так это «слямзено» режиссером из первой части «Терминатора». Там, где безжалостный киборг-убийца нападает на полицейский участок, а Сарра Коннор пытается укрыться от него…
Да и сама атмосфера подземной научной станции. Все эти коридоры, массивные двери, покинутые лаборатории, брошенная столовая, неработающий лифт (сразу вспоминаешь «Чужих», верно?). Всё это так узнаваемо, что даже затрудняешься перечислить голливудские фильмы, где уже видел подобные интерьеры…
НЕУЖЕЛИ НЕ МОГЛИ ПРИДУМАТЬ СВОЁ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЧУЖИМИ ПОДСКАЗКАМИ?
«Ребята! – так и хочется мне сказать создателям фильма. – Если вы решили снять хороший фильм в жанре «хоррор», то почему не воспользоваться «отечественным материалом»? Вы-то, может, и не помните, но моё-то поколение не даст соврать – фильм, снятый в начале 70-х, что назывался «Злой дух Ямбуя», никого не оставлял равнодушными! История безжалостного медведя-людоеда вызывала настоящий неподдельный ужас. Она и тогда-то была снята предельно реалистично, а как можно снять ее ремейк в наши времена с неограниченными возможностями «виртуальной реальности»? А ещё можно переснять «День Гнева» по рассказу Севера Гансовского! Можно взять совсем короткую новеллу Бэзила Коппера «Пещера» и развернуть её в добротное повествование. (Тем более, что если и была попытка, то она, на мой взгляд, оказалась неудачной. Всё свелось к переодеваниям.)
А если хотите «чистой фантастики» (пусть в жанре боевика и детектива) – экранизируйте произведения Василия Головачева! Вот где можно «понастроить» космических декораций! Заодно, неплохо бы снять по-новой «Лунную Радугу» по дилогии Сергея Павлова. А для наших детей «оживить» героев Владислава Крапивина из цикла о «Великом Кристалле»!
И НЕ НАДО БУДЕТ «СЛИЗЫВАТЬ» ЧУЖИЕ ЗАМОРСКИЕ СЮЖЕТЫ.
Источники:
Свидетельство о публикации №221083101150