Ницше. Филолог и философ. Заветы античности

Антология мысли | Фридрих Ницше. Филолог и философ: книги и мысли. Заветы античности

/ Из рабочих тетрадей Ф.Ницше. Черновики и наброски (1869-1873).
/ Ф.Ницше. Энциклопедия филологии.
/ Полное собрание сочинений Ф.Ницше.

<< У Платона ещё нет разделения между philologos и philosophos. Позднее philologos тот, кто черпает из книг. А philosophos тот, кто черпает  из себя самого... В конце XIV и XV вв. юрист, теолог, медик и т.д. были одновременно и филологами.

<...>

Филология как наука о древнем мире не может, разумеется, продолжаться вечно; материал её исчерпаем. Не может быть исчерпано постоянно новое приспосабливание каждого века к классической античности, оценка себя по её мерке.

Поставьте перед филологом задачу — посредством античности лучше понять своё время: тогда задача его становится вечной. — Вот антиномия филологии: в действительности древность всегда понимали только через современность — так не пришло ли время современность понимать через древность? Точнее: люди всегда объясняли для себя древность, исходя из пережитого ими, а по примеру освоенной таким образом древности таксировали, оценивали свой собственный опыт.

Следовательно, наличие опыта должно быть обязательным условием для филолога — но это значит: сперва будь человеком, тогда и в качестве филолога ты будешь небесплоден. Отсюда следует, что филологами пригодны быть зрелые мужи, те, кто на всём протяжении богатой опытом жизни филологами не были.

<...>

Из всех ветвей знания филология до сего дня — в наиблагоприятнейшем положении: столетиями у всех народов наибольшее число поспешествующих ей, коим вверено попечение о благородном юношестве и тем самым — прекраснейший случай для того, чтобы преумножить себя, чтобы возбудить к себе почтение. Каким путём достигли они этой власти?
 
Перечисление различных предрассудков в их пользу. Что же теперь, когда таковые были распознаны в качестве предрассудков? — Что останется от филологии, если вычесть интересы сословия, поиска средств пропитания? Если произнести вслух правду о классической древности и о мере её дарований в деле воспитания для современной эпохи?

<...>

Только союз между филологами, которые не хотят или не могут понять древность, и общественным мнением, которое руководствуется предрассудками на сей счет, до сих пор ещё сообщает филологии её могущество.

<...>

Греческие боги не требовали перемены образа мыслей; они вообще не были чересчур докучливы и назойливы: почему и было возможно принимать их всерьёз и верить в них. Как бы то ни было, греческий дух созрел в гомеровские времена: легкомысленность образов и фантазии необходима, чтобы сколько-нибудь успокоить и направить в свободное русло непомерно страстный природный склад.

Всякий раз, как слово берёт в них разум, какой же горькой и жестокой предстаёт жизнь! Они не обманывают себя. Но они окружают жизнь игрою иллюзий. Симонид учит жизнь принимать как игру: серьёзность слишком была им знакома как боль. В песнях их поэтов страдания людей для богов — удовольствие. Это-то греки знали: лишь через искусство само страдание может стать удовольствием, vide tragoediam.

<...>

Задачей должно быть — превзойти всё греческое действием. Но для этого нужно сперва познать его! — бывает такая основательность, что служит лишь предлогом для ничего не делания.

Задумаемся, много ли понимал в древностях Гёте; конечно же, меньше, чем филолог, и всё-таки достаточно, чтобы столкновение его с ними было плодотворно. Не должно знать о предмете больше, чем можешь создать и сам. Более того, единственное средство воистину познать что-либо — попытаться сделать это.

Попробуй жить по-древнему — это тотчас приблизит тебя к древним на сто вёрст ближе, чем вся учёность. — Наши филологи не дают малейшего повода заподозрить, что они хоть сколько-нибудь готовы к такому состязанию с классической древностью, — вот почему их античность остается без воздействия на учеников.

Наука как состязание (Ренессанс, Гёте) и наука как безнадёжность! >>


Рецензии