Фильм Солнцепёк и наше прекрасное далёко
Художественный приём потрясения от всего увиденного стал лейтмотивом создания образа бывшего афганца Владислава Новожилова, чья роль прекрасно сыграна актёром Александром Бухаровым. Главный герой киноленты в безуспешной попытке бегства из города вместе с женой и сыном уже по дороге ужасается при виде окровавленных тел. В этом плане военная драма «Солнцепёк» вполне сопоставима с фильмом Элема Климова «Иди и смотри». Поначалу согласие Влада помочь бригаде скорой помощи продиктовано стремлением не потерять семью, но потеря самых близких людей побуждает его сделать окончательный выбор, сражаться на стороне ополченцев.
Проблема выбора – одна из центральных в военной драме, где отчётливо прослеживаются две сюжетные линии, жизненные пути двух бывших товарищей по оружию в Афганистане: Влада и Алексея Гончаренко в исполнении Максима Дахненко. Замкнувшийся в своём внутреннем мире и постоянно мрачно курящий Алексей стал жертвой киевской пропаганды, поверил, что на Луганщине воюют в основном русские войска, согласился стать инструктором, обучающим молодёжь сражаться с пришлыми русскими и местными «сепаратистами». Необходимо отметить, что мотивация действий Алексея недостаточно прописана в сценарии, как и его самоубийство после попадания в плен и долгих бесед с бывшим другом.
В фильме множество ассоциаций с событиями Великой Отечественной войны. Её вспоминают обе стороны военного конфликта: и канадские наёмники, уверенные за считанные минуты до своей гибели, что им в отличие от отцов и дедов выпала почётная миссия завоевания России, и старшее поколение луганчан, и свидетели авианалёта на центр Луганска, переданного как воплощение ада на земле. Кровь на лицах раненых и убитых, истошный женский крик: «Сёмочка!», скорбная музыка реквиема.
Одна из ярких ролей в фильме – роль руководителя штаба ополченцев Павла Грицай. Актёру Алексею Кравченко удалось донести до зрителей многогранность образа своего героя: его жизненную мудрость и мужество в боях, его доброту и человечность даже по отношению к пленным атошникам, зомбированных пропагандой. Кинолента построена на антитезе зверств врагов и гуманизма защитников Луганшины.
Многократно повторяются сцены обстрелов мирных луганчан, руин их разрушенных домов, бесчисленных вызовов «Скорой». Но одна из этих сцен потрясает до глубины души – это урок в школе, где учитель пения, пожилой и полуслепой еврей Давид Гуревич в блестящем исполнении Владимира Ильина, призывает детей как можно эмоциональней и вдохновенней спеть песню «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…». Взрыв снаряда, разнесённые стены и классы школы, прикрытые белыми простынями тела детей во дворе, чьё «прекрасное далёко» так и не стоялось, страстное стремление учителя идти воевать против карателей с автоматом в руке и книгой Рихарда Вагнера «Немецкая музыка».
К недостаткам фильма можно отнести его чрезмерную фрагментарность, стремительное чередование сцен в Луганске и в Киеве, где опоясанная жёлто-блакитными флагами молодёжь, ликуя, пляшет с громкими криками: «Свобода! Теперь заживём!». Неправдоподобна история молодой пары из города Счастье, поначалу оказавшейся в разгар вакханалии на майдане. Девушка, первой понявшая, что к чему и какая «свобода» их ждёт, быстро вернулась домой, а вслед за ней – сбежавший от атошников парень. Диалоги в киноленте постоянно подменяют действие: и в штабе ополчения, и в семье родителей командира ополченцев Павла Грицай, приютившей Новожиловых, и в банде атошников.
Картину Максима Бриуса и Михаила Вассербаума успели оценить многие российские зрители — «Солнцепек» уже прошел в кинотеатрах, показан по телевидению, а теперь доступен в онлайн-кинотеатре. Хочется привести несколько отзывов. Рецензент «Российской газеты» охарактеризовал «Солнцепёк» как «душераздирающий фильм», показывающий войну «во всей своей неприглядности, без купюр, без лишних сантиментов, с безжалостной, просто невыносимой откровенностью». По его словам, смотреть «Солнцепёк» из-за жестоких и натуралистичных сцен «почти невозможно, но необходимо». Рецензент агентства Regnum Максим Воронов считает, что такие сцены — «не „чернушное“ любование ужасами, а попытка достучаться до заплывшей жирком души современного „среднего“ зрителя, которого сложно чем-то тронуть и потрясти». Журналист Евгений Поддубный уверен, что, несмотря на обилие жестоких сцен и трагичных развязок, фильм «учит порядочности и ответственности, фильм учит не предавать и защищать».
Есть и резко отрицательные отклики на фильм. Глебу Боброву, главе Союза писателей ЛНР, фильм категорически не понравился: «Отсутствие драматургии, как таковой – просто поток сознания "Лето-2014". Аутентичная картинка не может и никогда не заменит главного – правильно рассказанной истории. Беспомощное построение фильма полностью на диалогах, а не на действии и игре актеров. Предельная примитивизация истинной ситуации в ЛНР: два мудрых командира ополчения, десяток бойцов солдат и водитель скорой победили всех врагов». Поэт и журналист Дмитрий Быков назвал «Солнцепёк» «чудовищной подделкой», «тотальной фальшью, тотальной ложью», что на мой взгляд, является злобным выпадом махрового разжиревшего либерала, никогда не бывшего в Донбассе. Во время своей первой поездки в Донбасс осенью 2015-го года я увидала разбитую Саур-Могилу и колонну танков на дороге из Луганска. Вторая поездка через год – закрытая дорога к разрушенному донецкому аэропорту, который защищали подло убитые врагами герои Донбасса Моторола и Гиви. В ходе третьей поездки в 2018-м году меня потрясло полностью сожженное село Никишино, где шли ожесточённые танковые бои.
Писатель Валентин Пехтерев оценил «Солнцепёк» как нормальный фильм, не хуже многих: «Почти документальный, в этом – минус и плюс. Не обошлось, правда, без шаблонов: старый, толстый еврей, учитель пения, уходит в ополчение с томом Вагнера. В финале командир ЧВК «Вагнер» в полном боевом снаряжении берет этот том у тела погибшего учителя и уходит по пшеничному полю, «почитать на досуге» статью Вагнера «О сущности немецкой музыки», напечатанную в 1840 году…Повторяю, фильм не плохой, эпизод этот не особо портит его, а старый еврей и боевой офицер с толстой книгой в руках – это в наших фильмах, видимо, такая же обязательная «клюква», как добрые и честные афроамериканцы, лесбиянки и геи в западных. И – я не верю в дураков украинцев! Все, повторяю все, кто шел на Донбасс с оружием в руках, шли подавлять протест электората свергнутого президента, шли убивать мирных людей, "колорадов", "сепаров", а не воевать с российской армией. Там, где была российская армия – в Крыму, – ни один украинский солдат не нажал на курок и украинские добробаты мирных жителей не кошмарили».
Зрительница Марина Синюгина также отметила просчёты киноленты: «Резюме фильма: добрые и умелые воины ЧВК "Вагнер" пришли на помощь и еще снабдили наших ополченцев военной техникой. Как-то оскорбителен для нас посыл авторов фильма. А герой Дахненко? Бывший афганец, проживающий все годы "нэзалежности" в Киеве, идет инструктором в добробат, по своей наивности не понимая в какое дерьмо ввязывается, прозрел и застрелился? Свежо предание. А девчонка из Счастья, которая якобы безумствовала на майдане с парнем, рванувшим в добробат? Выдумка. Российские кинематографисты вообще слабо представляют себе натуры настоящих идейных свидомитов».
«Я могу сказать, что мы попытались снять картину честно, я хочу, чтобы зритель пришел и посмотрел, хотя бы для того, чтобы не допускать большего этого никогда. Война это ужасно!», – сказал Александр Бухаров, сыгравший роль главного героя. ВКонтакте посты о фильме также собирают сотни комментариев от зрителей: «Солнцепёк» – это неприглядная правда жизни обычных людей в условиях войны. Тем не менее, в атмосфере безнадежности красной нитью через весь фильм тянется луч надежды на светлое и мирное будущее жителей Донбасса».
Однако, до светлого и мирного будущего жителей Донбасса ещё очень далеко. В январе 2021-го года, комментируя очередной призыв присоединить Донбасс, Песков говорил, что этот вопрос "на повестке дня не стоит" и что Россия "занимает весьма ответственную позицию в рамках усилий по содействию Украине в урегулировании ее внутриукраинского кризиса" и по защите русскоязычного населения Донбасса.
«У нас всё тот же нескончаемый «день сурка» — восьмой год пошел...», – написал мне 22.06.2021 Глеб Бобров. «На линии соприкосновения продолжает сохраняться тревога. Конечно, до мира очень и очень далеко», – добавил его коллега по писательскому сообществу.
Немногим лучше обстоят дела в самой матушке-России. По словам одной из пользовательниц Интернета, «сгорает половина России – полыхают леса от Урала, через всю Сибирь: Западную и Восточную, через Забайкалье, через Якутию, вплоть до побережья Тихого океана; горят леса Карелии; горят населённые пункты в окрестностях зон пылающей тайги! Сгорело шесть миллионов гектар некогда прекрасных лесов Урала, таёжного края Сибири и Дальнего Востока! Нависла угроза затопления всей Свердловской области; отравлены огромные территории Норильска и его окрестностей, отравлены все его надземные и подземные воды рек и озёр, ядовитые стоки которых достигают течения Северного ледовитого океана, отравлены воды акватории у побережья Новороссийска, а сами жители Норильска и его окрестностей обречены на смерть от отравленных вод!».
Невольно вспоминается пророческое «Слово о погибели Русской земли»: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великми, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!».
Что теперь осталось от всей этой величественной красоты? Не лучше обстоит дело и с демографией: эта проблема стоит на первом месте. Любого политика и любую партию, по мнению Василия Смирнова, кандидата философских наук, надо оценивать по этому критерию – как они решали (или предлагают решать) данную наиважнейшую для нас проблему. И, если не менять ситуацию с ней, то очень скоро русские могут исчезнуть как народ.
По моему глубочайшему убеждению, «прекрасное далёко», российское и донбасское, может осуществиться только при смене нынешнего криминально-олигархического режима на православный социализм. И чем больше людей скорее поймут это, тем ближе наше спасение.
Свидетельство о публикации №221083101221
С уважением.
Юрий Симоненков 07.09.2021 20:29 Заявить о нарушении
Галина Чудинова 08.09.2021 09:33 Заявить о нарушении