Трудовая книжка

Почему так поздно я задаю вопросы, на которые невозможно получить ответы? И вопросы остаются без ответов, а мне так хочется всё знать. В очередной раз пересматриваю старые фотографии, листаю мамины документы.

Трудовая книжка. На обложке в левом углу изображён герб СССР, под ним - известная всем, по крайней мере, родившимся в годы советской власти, аббревиатура - СССР. Открываю обложку: вижу  в левом уголке на внутренней её стороне  надпись, читаю : "Торжественное клятвенное обязательство принято 3.10.1962 года."
Удивляюсь... я, начиная  собственный трудовой путь, никаких клятвенных обязательств не давала, правда, моя трудовая биография началась  в семидесятые годы прошлого века.

Что ж... Попробую поинтересоваться в интернете, что за клятвенное обязательство давала моя мама в 1962 году. Интересно ведь...
Заглянула в интернет, задала вопрос, прочла, и  всё стало понятно : Президиум  Верховного Совета издал указ от 10 июня 1947 года о торжественном и клятвенном обещании лиц, работающих по вольному найму в частях, учреждениях и заведениях Вооружённых сил СССР.

Судьба моей мамы - типичная судьба жены офицера Советской армии, следовавшей за мужем к новому месту его службы без раздумий и сожалений. А военные городки, как правило, не могли жён офицеров обеспечить работой по профессии. Теперь мне понятна запись о клятвенном обещании,  совпавшей  с  записью в трудовой книжке от третьего октября 1962 года: "Принята на работу в воинскую часть 55358 на  должность  диспетчера". Нашла и прочла  клятву: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, поступая по вольному найму на службу в Вооруженные Силы Союза Советских Социалистических Республик, торжественно и клятвенно обязуюсь строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать все установленные законом и военными властями порядки, добросовестно и честно выполнять все возложенные на меня обязанности.Я обязуюсь все приказы и распоряжения моих прямых начальников выполнять в точности и аккуратно, наряду со всеми военнослужащими. Я обязуюсь добросовестно и неустанно изучать и совершенствовать порученное мне дело в интересах развития и укрепления Вооруженных Сил Союза Советских Социалистических Республик. Я обязуюсь всемерно беречь военное и народное имущество и до конца быть преданным своему Народу, Советской Родине и Советскому Правительству. За нарушение этого моего торжественного и клятвенного обязательства я заслуживаю суровой кары советского закона и презрения трудящихся».

Очень интересный для меня исторический документ, возможно, вызывающий отторжение у некоторых читателей. У меня - нет! Поколение моих родителей  испытано Великой Отечественной войной, а после её окончания прошло не так уж и много времени - всего семнадцать лет(1945-1962г.). Прочла, как давалась клятва: командир части вызывал принимаемого на штатную должность вольнонаёмного работника, давал в руки текст клятвенного обязательства, и принимаемый на работу читал  вслух  клятву. Затем гражданин расписывался в специальном списке против своей фамилии. Какие чувства переживал человек, устраиваясь  на работу в воинскую часть? Могу лишь предположить, что эти чувства были серьёзные и глубокие, поскольку служба в них всегда вызывала уважение у окружающих. К нам, школьникам из военного городка, одноклассники относились замечательно,  мы почему-то считались детьми из обеспеченных семей. Конечно, нас уважали не за  внешний вид -  мы учились  хорошо.

Но вернусь к самому первому листу трудовой книжки.
Читаю :
Фамилия-Глушкова
Имя - Зоя
Отчество - Александровна
Год рождения -1918г.10 февраля.
Образование - среднее
Профессия – Учительница (с большой буквы)
Дата заполнения трудовой книжки – 20 января 1939 года не совпадает с первой записью в ней от 1 сентября 1938: Кузнецовская  начальная школа - Учительница (вновь с большой буквы).Видимо, не было  самой трудовой книжки, а работать мама начала в деревне Кузнецово Костромской области сразу после окончания педучилища и жила на постое в частном доме, снимая комнату.

Маме – двадцать лет. Где закончила мама педучилище, в Костроме, Угличе? Не знаю...У мамы было две сестры и брат- все четверо, старшая сестра Нина, затем брат Николай, младшая сестра Валя, до начала Великой Отечественной войны успели получить среднее образование и все стали учителями.

Почему так поздно приходит желание узнать про родителей всё: как работали, как жили в те уже ушедшие в прошлое годы? Может быть, потому, что мы, дети, учились, родители работали, а после окончания средней школы сразу вылетали из родительского гнезда? Да, я приезжала в гости к родителям своей семьёй, и у меня они любили бывать, особенно на Новый год, но суета жизни и её быстротечность… как-то при жизни родителей не складывалось разговора об их молодости.

А теперь я, уже пенсионерка, всё чаще обращаюсь мысленно и к маме, и к папе, и к младшей сестре, так безвременно ушедшим из жизни, и  заново проживаю свою жизнь, листая трудовые книжки любимых родных людей, рассматривая сохранившиеся исторические документы.

Зачем? Память... мой дочерний долг, я пытаюсь, быть может, хоть частично передать  собственные чувства.

Пожелтевшие листочки трудовой книжки скупо рассказали мне, что  в 1940 году в двадцать два года  молоденькая девушка становится заведующей Кузнецовской начальной школой. А в суровые годы Великой Отечественной войны она - активная участница и организатор  работы под  лозунгом : «Всё для фронта, всё для победы!».  Зоя трудилась на ниве народного образования  заведующей  начальной школы до марта 1947 года, в полной мере пережив все тяготы и лишения  Великой Отечественной войны вместе с жителями деревни Кузнецово.  Зоя Александровна пользовалась не только любовью односельчан, но и безмерным уважением за трудолюбие, открытое и отзывчивое сердце. На страницах о поощрениях и награждениях читаю: «Объявлена благодарность за осуществление закона о всеобуче (от3.января 1943 года). «Объявлена благодарность за создание продовольственной базы при школе и осуществление всеобуча»( 15 августа 1945года); «За хорошую постановку учебно-воспитательной работы в 1945-46учебных годах, высокое качество знаний учащихся объявлена благодарность (от 25.августа 1946года).

А 3 октября 1946 года мама вышла замуж за юного лейтенанта, прошедшего сквозь горнило войны с фашистской Германией, приехавшего на побывку в отпуск  в родную деревню к матери, сестре и братьям. Как они познакомились, как долго встречались, прежде чем создать семью? Знаю лишь, что мама учила в начальной школе младшего брата и сестру своего будущего мужа. Мама мне рассказывала, что он, ухаживая за ней, приходил  на свидание за 25 км пешком. Но тогда возникает вопрос, где жила мама, если не в Кузнецово?
Трудовая книжка привела меня в районный центр, посёлок  Вохму, где она в 1947 году продолжала учительствовать в начальной школе. А её муж, мой будущий отец, видимо, вернулся к месту службы уже женатым человеком, чтобы подготовить  командира части к тому, что он семейный человек и ему необходимо жильё.

А в 1947 году решением Вохмовского  исполкома Райсовета от 23 августа 1947 года  Зоя Александровна Цымлякова была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Ей 29 лет, а для всех она – Зоя Александровна. А в марте 1947 года мама уволилась и последовала к месту службы  своего мужа. Куда?
Предполагаю, что  часть, в которой служил мой отец, располагалась на границе Молдавии с Румынией, где и началась семейная жизнь учительницы и офицера Советской армии. В Бухаресте родилась я, а затем местом службы главы семьи становится Калининград,а офицерская семья увеличивается: родилась вторая дочь.
А к учительской работе мама вернулась вновь лишь в 1953 году, когда отца командировали на службу в Китай, молодая женщина (ей 35 лет) с двумя дочерями вернулась в родную Костромскую область поближе к родным и продолжила учительствовать в начальной школе, ожидая возвращения мужа из заграничной командировки. После возвращения из Китая новым местом службы  стал север, и  мама вернулась  к учительской работе в посёлке Кола (ныне город) Мурманской области . А в октябре 1962 года - очередной переезд к новому месту службы, северо-запад, Ленинградская область, военный городок,  расположенный почти на берегу Финского залива, в четырёх часах езды на дизеле от Ленинграда. Самые мои тёплые воспоминания связаны со счастливыми годами учёбы в Приморской средней школе, в которой  я училась с девятого по одиннадцатый класс. Но маме не пришлось  учительствовать  из-за отсутствия вакансий в  восьмилетней школе.
Часто можно услышать или прочесть воспоминания о тяготах жизни в военных гарнизонах, но не от моих родителей. Мама любила военную жизнь, переезды к новым местам службы воспринимала спокойно и считала, что офицерские семьи живут лучше гражданских : семьи военных обеспечивались жильём – и всё устраивалось неплохо. Потеряв возможность работать по любимой профессии, мама не упрекала мужа, а устроилась в воинскую часть вольнонаёмной: работала диспетчером в автопарке автороты. А когда вновь изменилось место службы, и семья переехала в новый военный гарнизон, расположенный в сорока пяти километрах от Ленинграда, Зоя Александровна в пятьдесят один год освоила профессию кассира. И последние годы трудовой биографии работала в магазине военторга.

А вот УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ мама осталась на всю жизнь... Где бы она ни работала, везде пользовалась заслуженным авторитетом. Записи в трудовой книжке  в разделе «Сведения о поощрениях и благодарностях» говорят об этом очень красноречиво. Зою Александровну любили соседи, её любили мои школьные подруги. За всю жизнь я ни разу от мамы не услышала грубого или резкого слова, слов осуждения кого-либо из окружающих её людей, родных или близких. Мамины уроки нам, дочерям, были просты и ненавязчивы. Нам она доверяла во всем, очень переживала за наши семьи, помогала воспитывать наших детей.  Вспоминая бабушку, мой сын говорит, что она была «святой», она умела нас прощать.

А я, убираясь на могилах своих родителей, мысленно прошу прощения за чёрствость, эгоизм и мысленно, обращаясь к маме, произношу : «Прости меня, мама…»

Моя мама была очень светлым человеком, а поэтому её помнят не только в Кузнецово, где я побывала в 2010 году, и от некогда процветающей деревни осталось лишь два дома, а проживает в ней всего три старика, и один из них, увидев нас и узнав, кто мы, вдруг сказал: « Зоя Александровна  меня учила, я её помню. Хорошая была женщина».
Помнят моих родителей и жители последнего их места  проживания, которое мне полюбилось своей природной красотой и близостью к Санкт-Петербургу.

Вся жизнь моих родителей была наполнена трудом, обычными радостями, встречами с друзьями, поездками на Родину, путешествиями.

Так сейчас живу и я.

Не поленитесь, загляните в трудовые книжки своих  родных, я уверена, что они расскажут вам много интересного и неизвестного ранее.


Рецензии
Я бы с радостью последовал Вашему,Светлана,совету и заглянул в трудовые книжки моих родителей,но нет этих самых книжек.И мать,и отец были колхозниками,а колхозникам не полагалось ни трудовых книжек,ни паспортов.Вы,Светлана,затронули очень важную и очень нужную тему. Спасибо Вам.Меня это тоже волнует.У меня уже написаны рассказ и небольшая повесть об этом.Хотелось бы большего,но материала явно недостаточно.Поздно хватился.А Вы,Светлана,если можете,пишите о своих родителях,о своих дедах и прадедах.
Успехов Вам и здоровья!

Валентин Тихонов   21.02.2024 04:23     Заявить о нарушении
Добрый день, Валентин.
Спасибо за верные слова и душевный отклик.
Конечно, жалею , что при жизни родителей мало разговаривала об их жизни.
У меня есть маленький цикл " Дорога в прошлое", " Моя любимая фотография"- о родителях и истоков их жизни, о деревне, где прошла их юность.

С добрыми пожеланиями, литературных открытий и удач,

Светлана Весенняя   22.02.2024 11:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.