Музыкальные инструменты в эпоху социализма

Барабанщик Генри Кирспуу с детства мечтал о хорошей барабанной установке. Уже в самом юношеском возрасте он стал участником ансамбля «Оптимисты», одного из первых и самых популярных молодежных ансамблей Таллинна.

С годами он заработал достаточно денег, чтобы купить себе личную установку. Одна лишь беда: не было в продаже качественных музыкальных инструментов, то есть в свободной продаже не было вообще пригодных для работы инструментов.

 Все товары нужно было выхлопатывать, доставать по блату.   Даже имея деньги на счету, предприятия должны были получать лимит на покупку того или иного товара. Все объяснялось всеобщим и тотальным дефицитом на самые обычные товары, не говоря уже о качественных музыкальных инструментах.

В этих условиях каждый музыкант был вынужден по-своему решать эти проблемы.  В большинстве случаев решения подобных проблем было на грани финансовых преступлений, за которые можно было легко потерять свободу.

                ***

Случилось так, что Генри в составе ансамбля «Лайне» предстояла невероятная по тем временам гастроль в ФРГ. Он задумался над тем, как ему воспользоваться этим счастливым случаем, и привести из Германии вожделенный комплект барабанов.
Со временем идея пришла. Он договорился о встрече с иностранцем, бывшим в длительной командировке в Таллинне.

Их встреча состоялась в ресторане отеля Виру, про который музыканты, шутя, говорили, что он построен из микро бетона, состоявшего на 70% процентов из микрофонов и на 30% непосредственно из самого бетона.

Стороны договорились, что Генри заплатит своему визави на месте,а он, в свою очередь договорится со своим приятелем, чтобы тот купил в Германии указанный ему комплект барабанов. План оказался вполне удачным.

Перед самой поездкой Генри набрал всякого хлама из полуразбитых барабанов стоек и тарелок, и при переезде задекларировал его, как ударную установку под названием „Pearl“, что в переводе означало «Жемчужина».

Там, в Германии всеми правдами и неправдами он был вынужден изыскать возможность на коротокий промежуток времени оторваться от вездесущего, сопровождавшего музыкантов товарища в гражданском, чтобы перекинуть из машины контрагента к себе в микроавтобус новенькую установку, именно с таким названием. А старую псевдо установку иностранец был вынужден забрать себе и утилизировать.


Преодолев все страхи и риски, Генри стал–таки владельцем фантастической ударной установки, план сработал на все 100 процентов. Так в Эстонию была привезена первая высококачественная японская барабанная установка!

Музыканты города специально ходили на выступления ансамбля, чтобы рассмотреть уникальный комплект музыкальных инструментов, привезенный с дикого запада.

Установка была яркого апельсинового цвета с бесчисленными вкраплениями блесток. Покрытие такого вида сейчас называется «Металлик». Конструктивные элементы ее сверкали хромом. В общем сбылась «Мечта идиота».
               
                ***

Однако недолго длится счастье человеческое. Через некоторое время счастливого владельца уникальной ударной установки вызвали "куда следует".

Там, в "казенном доме" его убедительно попросили рассказать все, как дело было. И ему ничего не оставалось, как выдать товарищам с уставными прическами весь свой "коварный" гениальный план.
 
Как компетентные органы узнали про сделку, мне точно неизвестно: то ли кто-то из завистников «настучал», то ли сработали микрофоны в отеле, то ли все было намного   проще: он ведь сам на всех углах рассказывал про то, как ему удалось привести домой эти чудесные барабаны.
 
В результате той откровенной беседы было принято решение барабаны конфисковать, а поездки за границу  ему закрыть "по гроб жизни".

Позднее в соответствующую инстанцию вызвали и руководителя ансамбля Райво Диксона.  Во время мало приятной беседы с него строго спросили: почему он, как сознательный советский человек не воспрепятствовал этой незаконной сделке.

Райво заявил, что был просто счастлив от того, что в руководимом им ансамбле у барабанщика, наконец, появился достойный профессиональный комплект ударных инструментов, больше ему добавить было нечего. Своими словами он вызвал у участников беседы очень большую неприязнь…

Все люди, так или иначе связанные с этим  эпизодом, получили, что называется: "по шапке", и как водится, вскоре в республиканской газете вышла разгромная статья, в подобающем данному «преступному деянию» стиле. Автор статьи рьяно разоблачал нерадивого и несознательного  музыканта и его непатриотический поступок.

После конфискации комплект барабанов без дела пролежал на складах в течение длительного времени. И все же однажды было принято логичное решение продать их филармонии. Для выработки цены и оформления продажи была созвана комиссия из очень солидных на вид государственных чиновников "Ни уха, ни рыла" не понимавших в музыкальных инструментах.
 
Как это ни странно, но  на это мероприятие от филармонии был отправлен все тот же самый Райво.  И тут пришло его время показать свои способности торговаться.

Когда ему назвали предлагаемую "средне потолочную" сумму, за которую предлагалось приобрести ударную установку, он скривил такую физиономию, что члены комиссии сразу поняли: за такие деньги эти барабаны не только он, но и никто другой  их бы тоже не купил. Райво решил сыграть на полном отсутствии компетенции у членов комиссии.

Он стал вовсю хаять состояние всех барабанов, стоек и педалей, но сосредоточиться он решил на шкурах, натянутых на барабаны. Хитрость опытного музыканта состояла в том, эти шкуры были изготовлены из нейлона, и большая часть их поверхности была полупрозрачной.

Комбинатор сделал вид, что это очень плохой показатель состояния барабанных шкур и заявил: "Сами посмотрите, от длительной эксплуатации шкуры стали прозрачными и  скорее всего больше 2-х недель не продержатся. Далее, уже войдя в раж он добавил вопрос: «И что тогда Вы прикажете нам с этими барабанами делать? Ведь такие шкуры купить вообще-то негде!».

В результате его столь эмоционального  монолога установка была куплена филармонией фигурально выражаясь по цене «бутерброда».

Прошло время и мне довелось своими глазами увидеть эти барабаны. Они уже несколько лет принадлежали филармонии, и ими пользовались все, кому не лень.

Никто не утруждал себя тем, чтобы каждый раз после выступлений уложить барабаны в чехлы. Состояние некогда сверкавших и завораживавших музыкантов барабанов было удручающим и жалким. Как говорится: нет хозяина, нет и должного отношения к инструменту…

                ***

Интересно, что после этого случая и другие музыканты, получившие исключительное право выступить за границей, стали привозить из Финляндии и Швеции шикарные музыкальные инструменты. 

В преддверии будущих гастролей в странах запада вынужденные комбинаторы закупали  каракулевые и прочие меховые полушубки. Одновременно с этим на таллиннской рояльной фабрике они заказывали пустые ящики, размеры которых в точности соответствовали размерам и формам усилителей всемирно известных фирм. На эти "муляжи" они устанавливали бирки с названиями усилителей, которые планировали приобрести за кордоном.

По поводу полушубков при прохождении границы в зимнее время у них проблем не возникало, а в более теплые времена музыканты объясняли, что из-за болезней позвоночника они были якобы обязаны носить полушубки в любое время года…

Находясь за границей музыканты продавали свои меховые одежды, и на вырученные деньги они свободно покупали настоящие фирменные усилители для электрогитар...


Рецензии
Хорошую байку написал, однако!
Источником истории был Толик Матрошилин? Или я ошибаюсь?
Поздравляю, шапка каракулева!

Мальхан   01.09.2021 20:48     Заявить о нарушении
Нет, я сам хорошо помню эту историю.
А детали мне подсказали эстонские музыканты Велло Салуметс(Оптимисты).
Ян Кирс (Лайне, Апельсин) и
саксофонист Штольц (Лайне и куча ресторанов Таллинна),

Юрий Урм   01.09.2021 21:36   Заявить о нарушении