В старом доме. Мишка

В детстве я долго изводила своих родных просьбами купить мне щенка. Мне так хотелось иметь собаку, что это желание превратилось почти в навязчивую идею. -Нет – неумолимо отвечали мне. – Ну почему? Почему другие заводят собак, а мы нет? – не отставала я.  Я рисовала собак на всяком тетрадном листке, который попадался мне под руки и с завистью смотрела на каждого, кто вёл на поводке хоть какую-нибудь невзрачную на вид собачонку. Всякая игрушка, которую мне покупали, не важно белочка это, зайчик или мишка, тут же превращалась у меня в «собаку», я привязывала к ней веревочку – «поводок» и таскала её по всему дому, воображая, что я гуляю с настоящей живой собакой. Я лепила собак из пластилина, правда не всегда они были похожи на собак, часто трудно было определить, на кого было похоже моё произведение. – Это медведь какой-то…, - улыбалась бабушка.
И вот однажды…Дверь отворилась и в дом вошла мама с соседом, дядей Володей. Они несли, держа за ручки какую-то большую коричневую сумку. Поставили её в прихожей напротив кухни и, обменявшись друг с другом таинственными взглядами, с едва заметными улыбками на лицах, отошли в сторонку. Я стояла и смотрела то на сумку, то на маму, то на дядю Володю, предугадывая, что сейчас должно произойти что-то необыкновенное и тоже затаила дыхание. Вдруг …сумка зашевелилась! В ней как будто кто-то возился, сопел, свистел и тихо повизгивал…Немного погодя сумка завалилась на бок и из неё выбрался…щенок! Настоящий живой щенок!
Это был забавный толстячок, белый с коричневыми пятнами, с очень забавной тёмной мордочкой и коричневыми ушками…он был похож на мягкую игрушку, которая вдруг ожила и сбежала из магазина. Я не верила своим глазам. Задыхаясь от восторга, я спросила: - Это….мне? Это – моя собака? – Твоя, твоя, - улыбаясь, сказала мама. Радости моей не было предела. Собака! Моя собственная! У меня есть собака! Я бросилась обнимать маму и дядю Вову, и всех, кто был в доме…Сбылась моя мечта! Я схватила щенка на руки и гладила без конца, прижимаясь щекой к его мордочке и слушая, как он сопит мне в ухо…Какое это счастье -держать на руках своего собственного щенка! И не просить, не унижаться перед кем-то просьбами погладить его собаку: «дай немножко погладить, хоть один раз…»
По предложению мамы щенка назвали Мишкой. – Он чем-то похож на медвежонка и  походка у него «медвежья», косолапит…, - сказала она. И правда, своим внешним видом и походкой Мишка чем-то напоминал медвежонка. Какой же он был забавный! Можно было часами наблюдать, как он неуклюже вперевалочку, с задранным кверху хвостиком, ходит по дому, переставляя свои крепкие лапки…-Мишка, иди сюда! –звала его к себе мама. - Мишка, ко мне! - звала я. - Ну-ка, малыш, иди сюда...дай на тебя посмотреть, - подзывала его бабушка Аня. Щенок в недоумении поворачивал голову то в одну, то в другую сторону, слегка приподнимая ушки-треугольники, в растерянности смотрел то на одного из нас, то на другого и совершенно не знал, что ему делать и к кому идти. Сконфузившись, он неуклюже садился на пол, взвизгивал и начинал тоненько отрывисто лаять. Потом вставал и бежал без разбора наугад к любому, тычась носом в протянутые к нему руки или в чьи-нибудь ноги. Он уже как будто начинал привыкать к своему имени, и иногда впопад поворачивал голову в ту сторону, откуда слышалось «Мишка». – Мам, он уже почти знает своё имя! - радовалась я.  Общаясь с Мишкой, мне всё ещё не верилось, что у меня действительно есть собака, что никто у меня её не отнимет, что она всегда будет со мной…я не хотела думать ни о чём кроме этого забавного существа… Я играла с ним, клала его на спину и гладила, чесала его пузо, представляла, каким он вырастет большим и верным псом и как он будет защищать меня, любимую хозяйку от врагов.
Вскоре Мишка уже почти совсем освоился и весело чавкал похлёбку из миски, а немного погодя…начал оставлять на полу одну за другой аккуратные лужицы. -Ты теперь его хозяйка и должна за ним ухаживать, - говорили мне. - Бери тряпку и вытирай. Что поделаешь…раз надо…Мама постелила возле двери в нашу комнату небольшой полосатый шерстяной коврик и положила на него щенка. - Вот, Мишка, это – твоё место, ты должен его знать. Щенок полежал немного на коврике, потом сел, неуклюже подобрав под себя задние лапы, как будто обдумывая то, о чём ему сказали, задумчиво почесал нос и …чихнул. Но как только все отошли от него и занялись своими делами, Мишка тут же,  ни секунды не колеблясь, покинул свою лежанку и бросился вслед за первыми попавшимися ногами, которые проходили мимо…
Поздно вечером, когда мы уже собирались ложиться спать, я хотела взять щенка к себе на кровать, но мама не разрешила. – Собака должна знать своё место, - сказала она. Я уложила Мишку на коврик, ещё раз погладила его и сказала: - Спи, Мишка,– а завтра мы с тобой поиграем. Щенок внимательно смотрел на меня и послушно сидел на коврике, сопя и тычась мордой в мои руки, но стоило мне встать и отойти от него, он также вставал и бежал за мной, тихонько повизгивая…Я взяла его на руки и снова положила на коврик. Так продолжалось несколько раз, и всякий раз щенок упрямо уходил со своего места. Мне уже и самой очень хотелось спать и я быстро закрыла за собой дверь, оставив Мишку одного…Мама уже спала, и я тоже легла в постель. Было очень поздно и все в доме легли спать. Но поспать нам всем не удалось. Вскоре из-за двери послышалось сначала слабое сопение, потом скулёж, потом требовательное более громкое тявканье, в котором  слышались отчаяние и обида…Мишка был растерян, он не понимал, куда все делись, и почему все вдруг его бросили…Совсем недавно тут было столько народу, и вдруг - никого...Нет, он не намерен оставаться один ни за что!
Я встала с кровати и в ночной рубашке вышла в коридор. Увидев меня, Мишка пришёл в восторг, задыхаясь от радости, он начал прыгать на меня, заглядывая в моё лицо и тычась прохладным влажным носом в мои ноги и руки.– Мишка, тихо! – скомандовала я.- Лежать! Спи! Ты всех разбудишь, а маме завтра рано вставать...Щенок умолк как будто сконфузившись…и не сводил с меня глаз, виляя своим коротким маленьким хвостиком…Весь его вид словно говорил: «Нет, уж теперь я тебя никуда не отпущу…» В коридоре было довольно прохладно и темно. Я озябла. Через некоторое время, увидев, что щенок немного успокоился, я, зевая и шатаясь от усталости, направилась в комнату…А Мишка? Конечно же за мной! Я снова быстро закрыла дверь, пока он не успел до неё добежать, и легла в постель. Сон овладевал мной, но мне было тревожно за Мишку. Засыпая, я невольно прислушивалась. Какое-то время за дверью было тихо…но вот снова послышалась возня, как будто кто-то тёрся об дверь снаружи, тыкался мордой и упирался лапами, как будто стараясь открыть её. Вслед за тем опять раздалось повизгивание, подвывание…и всё повторилось сначала… Мишка, конечно же, опять воспринял всё как игру и ждал, когда я снова появлюсь и мы будем играть дальше. Но я почему-то не появлялась, и он начал терять терпение. Все мои усилия заставить его  успокоиться и заснуть, оказались напрасны.
Я ещё несколько раз выходила к щенку, пытаясь его успокоить, но маленький бунтарь ни в какую не хотел оставаться один и изо всех сил будил весь дом…Так, почти без сна проходила каждая ночь…А по утрам, когда все выходили из своих комнат, миска была пуста, перевёрнута, валялась посреди кухни, и опять повсюду на полу блестели маленькие лужицы…Когда мама и тётя уходили на работу, я, вытерев все лужицы на полу, водила Мишку гулять во двор.
 На улице Мишка почти совсем забывал о моём существовании. Он почти не откликался на мой зов, то и дело останавливался, принюхивался, путался в высокой траве, его смущали разные звуки во дворе, ведь кругом было столько нового и интересного! А мне скорее хотелось почувствовать себя полной хозяйкой собственной собаки. – Я здесь, Мишка! Ко мне! – настойчиво старалась я привлечь к себе его внимание. Наконец, к моей огромной радости, выпутавшись из травы и вывалявшись в песке и каких-то опилках, Мишка неуклюже ковылял ко мне со всех ног, а я снова тискала его, прижимаясь щекой к его мордочке. Иногда он путался, и бежал за каким-нибудь прохожим, вдруг приняв его за хозяина. Тот оглядывался в недоумении, а я, подхватив щенка на руки, уносила к себе во двор. Меня распирало от гордости, я была в восхищении от своей новой роли. Как это здорово, почувствовать себя хозяином собаки! Какое счастье! И пусть Мишка - всего лишь дворняжка, зато это - моя собака, моя и больше ничья!
Так проходило лето. Мишка немножко подрос и уже начал привыкать к своему коврику. Мама положила туда ещё старую шерстяную шаль, чтобы ему было теплее. Утомившись от игр, щенок ложился на коврик и, уткнув нос в лапы, засыпал в самых неуклюжих и забавных позах. Выспавшись всласть днём, он продолжал, будить нас по ночам, требуя, чтобы кто-нибудь вышел к нему и составил ему компанию.– Не давай ему много спать днём, а то мы так никогда не выспимся,- сказала мне мама. Чувствуя свою ответственность за Мишку, я изо всех сил боролась со сном, вставала и выходила к нему по ночам, одевшись наспех и терпеливо сидя рядом со щенком в холодном и тёмном коридоре. Конечно, если бы мама разрешила ему спать вместе с нами, в комнате, возможно он бы не беспокоился и спокойно засыпал на всю ночь, но мама повторяла: - Нет. Собака должна знать своё место и оставаться там, где хозяин ей укажет. Мне было жалко Мишку, но что я могла поделать?
Заканчивалось лето и снова появлялось всё больше желтизны на листве и на траве… «Скоро мне надо будет идти в школу…, - с грустью думала я, -А как же Мишка? Что будет с ним?» Всё чаще тянуло холодом, особенно по ночам. Мишка, несмотря на старый полушубок, который ему отдали, дрожал от холода…
Мне пора было готовиться к школе. Меня увезли к бабушке с дедушкой, в другой район города, где я теперь жила и где мне предстояло пойти в школу. Когда я снова приехала к маме, в старый дом на каникулы, я не застала Мишку дома…я походила по комнатам, звала его, но его нигде не было видно…– А где Мишка? – спросила я маму, когда она пришла с работы.  Мама отвернулась, вздохнула и грустно сказала: - Отдали мы Мишку…соседям…насовсем…они увезли его, взяли к себе. - Как? Почему?- голос мой дрожал, я чувствовала, что вот-вот расплачусь. - Им нужна собака дом охранять...Потом, обернувшись, увидев слёзы в моих глазах и глубокое уныние на лице, немного мягче добавила: – Ну ты же знаешь…тебе надо ходить в школу, делать уроки...мы все на работе, кто будет с ним заниматься? И будет он мучиться один и выть целыми днями…Не дело это. Это ведь - живое существо, оно требует внимания, ухода, заботы, а на это на всё нужно время...Я не дослушав, убежала в комнату и долго плакала от того, что моя мечта, едва исполнившись, растаяла…почему…почему мне так не везёт…я ведь так хотела иметь собаку…Здесь, в старом доме сразу всё стало как-то пусто и уныло…Без Мишки он сразу стал каким-то мрачным, угрюмым...Я долго тосковала по Мишке и, теперь, более полувека спустя, всякий раз, вспоминая старый дом, непременно вспоминаю и этот эпизод из своей жизни, когда я была так счастлива, поверив в то, что сбылась одна моя заветная детская мечта…
Как часто в жизни судьба, видимо желая развлечься, посылает тебе какой-нибудь обман, заставляя поверить в счастье…и как только ты поверишь в то, что эта искорка радости и света останется с тобой навсегда, неожиданно плотно закроет шторку…

31.08.2021


Рецензии