Невежда

 Сколько раз я убеждалась, что память - это удивительная машина времени, которая хранит все, что с нами когда-то происходило в жизни. Включается она всегда по-разному. Бывало, поток воспоминаний возникал  из-за знакомого запаха. Порой  какое-то слово или выражение становилось пусковым механизмом  для  подъема из тайников  давно забытого. А иногда это было  сходство с давней ситуацией,  в которой происходило что-то важное. Вот и сейчас что-то произошло, почти неуловимое, и машина времени  вдруг включилась. Замигали лампочки, задергались стрелки приборов - я лечу...

*****
- К доске пойдет... - Валентина Петровна медленно обвела глазами притихший класс,  будто выбирая жертву. Класс настороженно ждал. Не потому, что ее боялись. Вовсе нет. Эта маленькая, хрупкая женщина  в скромной  одежде, вызывала  в учениках  почти священный трепет.  Ее уважали, ей восхищались.  Даже самые отпетые хулиганы робели в ее присутствии.

  А вот и я. Сижу на второй парте среднего ряда. На мне коричневое школьное платье, черный шерстяной фартук. Хвостик вьющихся темных волос завязан коричневым бантом. Белый воротничок и белые манжеты. Все, как у всех девчонок из моего шестого А. Я опускаю голову, чтобы учительница не вызвала к доске меня. Боязливо жду, кого она выберет.
 - Только бы не меня! - несутся в голове тревожные мысли.
 - Почему? Ведь ты хорошо учишься. Получишь свою пятерку или четверку! - тихонько шепчу я сегодняшняя  испуганной девчушке. Меня она не видит. Я незримо присутствую рядом. Лишь мои мысли свободно текут в ее юную голову.

 - Да! Но на меня все будут смотреть!
 - Ну и что?
 - Я...не люблю, когда на меня смотрят!
 - Это ты зря!
 В этот миг в звенящей тишине звучит  неумолимый голос Валентины Петровны:
 - Семенов!

 Класс дружно выдыхает:
 - Пронесло!
 Вихрастый  рыжий паренек с россыпью веснушек на лице, неохотно  поднимается  с предпоследней парты и, тяжко вздохнув, обреченно бредет  к доске.

 Валентина Петровна, озорно улыбнувшись  и  поправив выбившийся локон в аккуратной прическе,  негромко заявляет:
 - Ребята,  я хочу показать вам одну забавную игру. Она называется "Невежда".  Но сначала ответьте, кто такой невежда.

  Класс немного оживляется. На первых партах поднимаются несколько рук.
 - Ну, Таня, давай! - делает выбор учительница.
 Отличница  Ромашова  вскакивает, громко стукнув крышкой парты,  и  звонко отвечает:
 - Невежда - это такой неграмотный человек. Раньше говорили невежественный.  А сокращенно "невежда".

 - Совершенно верно!  Садись, Таня! Так вот, ребята, я буду диктовать вам слова, а вы записывайте их в тетради.  А Семенов будет записывать  эти слова на доске.  Потом я скажу что делать. Итак, начинаем наш диктант.

 Паренек, еще раз горестно вздохнув, неохотно берет в руки мел.
 - Солнце, математика, землеройка, объявление... - принимается  диктовать  Валентина Петровна.
 Семенов  с видом страдальца  выводит на доске  слова,  загибая строчки вниз.
Некоторое время в классе стоит тишина. Все  сосредоточенно пишут.

 - Диктант закончен, - наконец объявляет  учительница. - А теперь начинается самое интересное.  Ромашова, к доске!
 Таня  уверенно выходит  к доске. Ей  явно нравится, что все ребята увидят, как хорошо она будет отвечать.

 - Теперь, Таня,  найди ошибки.
 Отличница  слегка кивает головой и принимается  исправлять  каракули Семёнова. Она зачеркивает неправильные буквы и сверху пишет правильные.
 Ошибок оказалось,  как грибов после дождя.

 - Садись, Таня! - удовлетворенно  кивает  Валентина Петровна.
 - А теперь за каждую ошибку Семенов получит букву из слова НЕВЕЖДА.
 Итак, за ошибку в слове "СОЛНЦЕ" - буква Н. За две ошибки в слове "МАТЕМАТИКА" - буквы Е и В. Ошибка в слове "ЗЕМЛЕРОЙКА" - еще одна Е.

 Валентина Петровна проверила остальные слова и вскоре на доске осталось:
 НЕВЕЖДА  НЕВЕЖДА  НЕВЕ

 - Итак, мы выяснили, что Семенов у нас дважды невежда, да еще и с хвостом.

 В классе раздались смешки.
 - Стыдно, Семенов! Так плохо знать свой родной язык никуда не годится! Садись!-строго произносит Валентина Петровна, с укором глядя на мальчишку.

 Семенов с пылающими от стыда щеками уныло плетется  на свое место.
 - А теперь передайте свои тетради соседям по парте, проверьте ошибки  и посчитайте, кто кем окажется.

 Вскоре выяснилось, что в классе есть еще три полных невежды с хвостиками. У нескольких ребят оказалось от трех до шести букв из этого слова. Еще у четверых было по две буквы. И только у Тани Ромашовой и Гали Мироновой ошибок не было совсем.

 - Таня и Галя получают по пятерке.  Молодцы девочки!  А остальным надо подтянуть русский язык. Сегодня двоек я ставить не буду, но в следующий раз каждый невежда получит по большой двойке!

 - А у тебя сколько ошибок? - спрашиваю я тихонько у своего прошлого.
 - Одна...
 - Молодец! - хвалю я.
 - Нет! Не молодец! Ошибку допустила, - вздыхает девочка.

 *****

  С тех былинных времен, куда унесла меня на этот раз моя машина времени, прошло много-много лет,  но, оказывается,  я  не забыла этот урок.
  Как и большинство ребят,  не сразу я поняла, что  с учителями нам повезло.  Среди них было немало ярких и интересных личностей, которые учили нас не только своему предмету, но и многому важному сверх того. Тогда это казалось естественным.  А сейчас это представляется  удивительным.  Понадобилось  пройти через множество испытаний,  чтобы осознать, что мы  учились у мастеров своего дела,  даривших нам не только знания, но и свет своей души.


Рецензии
Прекрасное путешествие в прошлое! Учительница выше всяких похвал. Такой креативный подход, как сказали бы сейчас, обучение играя, дорогого стоит! Взяла на вооружение и буду играть с младшим внуком, он в 4 классе))
Хочу в школу ( слышен громкий рёв...))
Вдохновения Вам, Ирочка!

Галина Куриленко   14.09.2021 12:40     Заявить о нарушении
Спасибо большое!

Ирина Полонская   14.09.2021 13:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.