Ева кисти Яна ван Эйка

      (На сайте "closertovaneyck.kikirpa.be" Гентский алтарь можно рассмотреть вблизи с многократным увеличением.)

Ева, изображённая Яном Ван Эйком на Гентском алтаре, это гениальное воплощение темы грехопадения. Юная праматерь держит в своей руке плод познания добра и зла, задумавшись над ним. Она как бы прикидывает все за и против. Наш взгляд останавливается на её лице. Её приподнятая левая бровь и задумчивый взгляд очень тонко намекают на рождение замысла преступить заповедь. Чувственный подбородок, по форме напоминающий плод с ямочкой, усиливает это впечатление.  Наш взгляд скользит вниз и мы видим,  как Ева становится буквально «беременой» этим замыслом, а с ним и всем будущим человечеством. Плод познания добра и зла, который она держит в руке весь покрыт «шишками», теми самыми, которые падут на голову всего человеческого рода. Какая выразительная по своей натуралистичной и наивной простоте символическая  картина!
 
Но это ещё не всё. Внизу под плоской и твёрдо стоящей на земле стопой Евы написано: «Eva occidendo obfuit» ( «Ева падением причинила нам вред») И в целостном её облике мы видим, что она стыдится этого. То есть из всей этой истории, во мгновение ока промелькнувшей перед нами, складывается окончательное чувство стыда. И надпись эта не обманывает нас. Её подкрепляет поза, выражающая какую-то усталость. В растрёпанной причёске с её жидкими прядями, упавшими на грудь и плечи, угадывается неопрятность убитой стыдом женщины, от горя уже не обращающей внимания на свой внешний вид. Что же так подействовало на неё? Над нею в треугольной нише её сын (Каин) убивает другого её сына (Авеля). Изгиб орудия, которым совершается первое убийство (челюсть какого-то жвачного животного), повторяет изгиб брови Евы и косвенно намекает на съеденный плод. Убийство изображено высеченным из камня. Его тяжесть нависает над Евой.

--------------
На  сайте closertovaneyck.kikirpa.be, на котором этот алтарь и многие другие картины Яна ван Эйка можно подробно рассмотреть образ ван-эйковской Евы вблизи, в тончайших деталях под многократным увеличением.


Рецензии
Здравствуйте, дорогой Владислав!
Хочу немного добавить своего впечатления от изображения Евы Яна ван Эйка.
Её лицо выражает непоправимое горе, растерянность, "убитые" глаза, поникшее выражение лица, безысходность свершившегося грехопадения - обратного пути нет!
И такое же выражение лица Адама - испуганные глаза, поникшее лицо, глубокое сожаление, растерянность...И как возмездие непослушания - братоубийство над головой Евы...
Спасибо, Владислав, за знакомство с грандиозным произведением Яна ван Эйка.
С теплом и улыбкой,

Людмила Иоффе   29.04.2024 16:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Людмила!

Вы умеете очень точно и эмоционально ярко выразить самую суть:

О Еве: «Её лицо выражает непоправимое горе, растерянность, "убитые" глаза, поникшее выражение лица, безысходность свершившегося грехопадения - обратного пути нет!»

Об Адаме «И такое же выражение лица Адама - испуганные глаза, поникшее лицо, глубокое сожаление, растерянность...И как возмездие непослушания - братоубийство над головой Евы...»

Это наши драгоценные прорадители! Их так жалко... Но когда створки алтаря закрываются, они оказываются ближе всех ко Христу. Ева под Его левой рукой, а Адам под правой.

Ваши рецензии гармонично дополняют мои работы и я бесконечно рад им! Это настоящий творческий дует!

С теплом и благодарностью,

Владислав Плеханов   29.04.2024 17:42   Заявить о нарушении
Я очень рада! Мне тоже жалко наших Прорадителей, они похожи на детей( так оно и есть), которые не всегда слушают своего Отца, а потом, увы, расплачиваются, но любящий Отец всегда жалеет своих детей, особенно, когда они раскаиваются, а наши "драгоценные прорадители" явно раскаиваются...
С теплом и улыбкой,

Людмила Иоффе   29.04.2024 18:03   Заявить о нарушении
Золотые слова, дорогая Людмила!

Владислав Плеханов   30.04.2024 15:37   Заявить о нарушении