Когнитивный диссонанс

Небольшой сборник мини-пьес
(миниатюр, зарисовок, этюдов, новелл или, чёрт знает, как это называется правильно)
Естественно, без претензий, но с замахом.


Этюд первый.

Когнитивный диссонанс

Действующие лица:
Известный в узких кругах маститый психолог с серьёзной репутацией, специализирующийся на самых сложных и глубинных проблемах человеческого сознания и бытия - Шварцкопф Дмитрий Робертович, в прошлом успешный бизнесмен.
Случайный в общем-то клиент, но пришедший по рекомендации давнего проверенного знакомого. Представился Закаряном Андреем Павловичем.

Место действия:
Рабочий кабинет психолога в подвале старинного особняка в центре старой Москвы (Замоскворечье). Кабинет просторный. Выдержан в багровых тонах с приглушённым светом. Из-за чего присутствует ощущение мистицизма и таинственности. Осознанная «фишка» владельца. Дескать, клиент, спускаясь в подвал, спускается на самом деле в самые глубины своей души и подсознания, и таким образом сама атмосфера будет способствовать пониманию и успешному «лечению». Этакое личное чистилище.

Психолог и клиент удобно расположились в больших кожаных креслах, напротив друг друга и попивают кофе. Некоторое время сидят молча. Наконец, Дмитрий Робертович заговорил с мягкими вкрадчивыми интонациями в голосе:

- Что Вас привело, м-м-м, Андрей… Павлович, ко мне?

Андрей Павлович, явно волнуясь, возбуждённо:

- Мне нужна помощь! Вот так вот прямолинейно отвечу. Не буду вокруг да около. Вас мне порекомендовали общие знакомые, как специалиста, который сможет действительно мне помочь.

Психолог, едва заметно поморщившись, как от досады, но с некоторым превосходством:
 
- Да, если бы не эти рекомендации…, то, хм-хм, вряд ли бы принял Вас. Я работаю  только с проверенными и давними клиентами. К счастью, многолетняя репутация позволяет мне выбирать. Но, к сожалению, психологическая помощь – как правило, длительная история. И не существует волшебной таблетки. Что ж, вернёмся к «нашим баранам».

Андрей Павлович, нервно схватил чашку кофе, и двумя глотками опустошив её, стал рассказывать:

- Меня мучает одна проблема, которая с годами становится всё больше и больше, прямо как снежный ком. И я чувствую, что он меня раскатает, если я сам не разобью его! Кстати можно ещё кофе? Я и Вам налью, пусть я и в гостях - и не дождавшись ответа, он схватил и свою и чашку Дмитрия Робертовича, и бросился к кофемашине, которая для удобства располагалась здесь же в углу.

Психолог не стал возражать, воспринимая это как часть процесса, в свою очередь, поддержав начатый разговор:
- Это явно проблема из прошлого, - покивал головой Дмитрий Робертович, - большинство психологических проблем из нашего прошлого, и если не найти и не выдрать этот «корень», он так и будет прорастать сорняком, забивая наше сознание, губя наш «ментальный урожай».

- Не знаю, не знаю, доктор, можно я Вас так буду называть? – получив одобрение, Андрей Павлович продолжил, - Но…этот «сорняк» не даёт мне спокойно жить, мучает и мучает. Особенно ближе к ночи. Частенько спать даже не могу, думаю и думаю об этом! Друзей и знакомых растерял, так как стал злобным и раздражительным. Всё из-за этого! Весь извёлся. Потому пришёл к Вам, чтобы, ка вы сказали, гм-хм, выдрать этот корень! – он протянул наполненную чашку психологу.

Дмитрий Робертович, благодарно кивнув и отхлебну немного, отточенным жестом мастера ткнул в воздух своей ухоженной пухлой ладонью и уверенно-экспрессивно заметил:
- Вот это правильно, Андрей Павлович! Вот это верный подход! Я чувствую, что мы с Вами найдем решение! И Вы вновь обретёте друзей и близких. И старые настоящие вернутся. А пока мы с Вами постараемся стать хотя бы на этот период ближайшими друзьями и …соратниками!

Андрей Павлович слегка дёрнулся при этих словах, поиграл желваками, его взгляд на мгновение вспыхнул дьявольским огоньком. Впрочем, это длилось доли секунды, так что не сильно обеспокоило психолога, хоть он и заметил, но счёл проявлением расстройства.

- Так в чём проявляется, скажем так,… Ваша проблема? Если кратко. Как Вы её видите? Опишите, пожалуйста.

- Я чувствую, что моё сознание разрывается на части, когда я вижу происходящее в мире и вокруг. Что мои ценности и убеждения входят в противоречие с действительностью. Как так? Почему? Что за несправедливость? И так долгие годы… Раньше я был не в силах принять произошедшее со мной. Но когда понял, физически было невозможно разрешить ситуацию. Сейчас это особенно обострилось, когда источник проблемы прямо передо мной, когда я уже почти настиг его.

- Интересно-интересно, - хмыкнул Дмитрий Робертович, - налицо когнитивный диссонанс.

- Я в терминологии не силён, доктор, но звучит устрашающе. Надеюсь, я не сумасшедший или псих?

Психолог улыбнулся как можно мягче:

- Нет-нет, что Вы? Это скажем так, когда ценности и представления человека входят в противоречие с реальностью и действительностью или с происходящими событиями. Но…мы так и не узнали, что же с Вами произошло?

Андрей Павлович вздохнул и грустно начал излагать:

- Когда-то очень давно, очень далеко отсюда в большом сибирском городе…

- А в каком, не подскажете? Извините, что сразу прерываю, для понимания геолокации, так сказать, хе-хе это важно для анализа. Я сразу же буду делать заметки в своём блокноте – заинтересовано прервал его психолог.

-  Славный город Новосибирск…

- Ого! Я очень хорошо знаю его и знаком с этим, хм-гм, прекрасным городом… М.-да уж…- снова вклинился психолог немного обеспокоенно. Стало заметно, что с этим местом его связывают какие-то воспоминания, - Извините, постараюсь Вас больше не прерывать.

- Так вот, давненько это было…- Андрей Павлович «завис» на довольно длительное время, взгляд его затуманился, но затем, дёрнув головой, будто отгоняя наваждение, он уже собрано продолжил, - У меня была интересная счастливая жизнь. И очень обеспеченная. Инновационный по тем временам бизнес, связанный с наукой. Новосибирск - известный научный центр. Хоть в моём бизнесе наука была представлена, скажем так, весьма опосредованно, в виде чудо-приборчиков, излечивающих буквально «всё». Дескать, оборонная разработка и так далее. Но продавались великолепно, страждущие раскупали тысячами. Денежный поток не иссякал. Да я был настоящим миллионером. Точнее мы. У меня был замечательный партнёр и друг, с которым мы вместе начинали и развивали всё это. А также прекрасная умная жена. Научный работник, кандидат наук. Бывает же такое: и прекрасная и умная, оксюмороном выглядит, но у меня именно такая и была. И так казалось не только мне….
 
По мере продолжения рассказа странные вещи начали происходить с Дмитрием Робертовичем, он то бледнел, то покрывался пунцовыми пятнами, его лоб покрывался испариной, рот периодически «хватал» воздух, как у вытащенной на берег рыбины. Да-да именно рыбу он сейчас и напоминал.

- Что с вами, доктор? – с наигранным удивлением, спросил Андрей Павлович. От былой неуверенности не осталось и следа, - Вам плохо? Хотя нет…Я думаю у Вас сейчас то самое, как его…когнитивный диссонанс. Ну, так вот. Я продолжу с Вашего позволения, - доктор оцепенело взирал на него, как кролик на удава, - Хе-хе, я вижу, вы не против? Что ж. Дальше всё весьма банально и прозаично. Мой партнёр спелся с моей прекрасной женой, и они захотели меня погубить. Любовь между ними или расчёт, не знаю. Сперва заплатили кому-то из органов и меня благополучно закатали в места не столь отдалённые. Я по наивности верил, что это недоразумение. Жена и партнёр меня всячески поддерживали, а на самом деле «топили». Адвокат умело «выкрутил» мне шесть лет и ещё наглец имел совесть убеждать меня, что это лучший вариант. А я верил им всем. Долго верил…- Андрей Павлович закрыл глаза и так некоторое время молча сидел, - Кстати, вы чувствуете, как Ваше тело оцепенело и не подчиняется Вам? Это дары природы, хе-хе. Слышали о знаменитом «кураре»? Он самый.  Когда-то индейцы Амазонии смазывали им концы стрел. Жертва при ранении такой стрелой теряла подвижность и погибало от остановки дыхания. Впоследствии этот яд активно использовали по всему миру, а кинематограф сделал его настоящей иконой стиля, хе-хе…. Пришлось обмазать чашку с кофе для Вас, и… вуаля. Я заметил, губы Вы всё также с молодости нервно покусываете, порой до крови. Самое оно для этого яда, он проникает через кровь. И я вижу, он проник, так что шансов нет. Всё самое лучшее для Вас. Что-же, завершу, пожалуй, эту печальную историю, чтобы «корень» то найти, хе-хе. Когда до меня дошло, что это подстава и интрига, было поздно, близкие решили завершить начатое. Заказали «коррумпированным» сотрудникам зоны мою ликвидацию. Их «козлы» обрушили на меня кирпичную кладку в старой лагерной котельной. Так что какое-то время я был жертвой несчастного случая на производстве, впал в кому. Меня посчитали покойником и не стали добивать, поспешили сообщить заказчикам, что всё в порядке. Но…свершилось чудо! Я выжил. Долго мотался по лечебным учреждениям «фсина». Дальше слишком долго и сложно рассказывать. Деньги сделали своё дело. Да-да, что то у меня оставалось в «кубышке», как чуял, когда заводил тайный «кошелёк». Порешал вопросы через криминалитет. И для всех я действительно умер. И здравствуй новая жизнь, новая внешность! Пришлось немного себя поправить после травм. Безутешная жена даже тело не попросила для погребения. А спустя год вышла замуж…за партнёра. Я слышал, он стал известной личностью. Знаменитый психолог, в прошлом - успешный бизнесмен. Сейчас же меценат, благотворитель, отдающий долг обществу. Даже передача на ТВ есть рейтинговая. Звезда не иначе! К такому только по рекомендации попасть можно, Да, Дмитрий Робертович? Кстати, как Ваша супруга поживает? Я слышал, она известный галлерист и искусствовед, в Италии всё больше проживает. В Москве наездами. Навещу её как-нибудь.

Дмитрий Робертович лишь моргал глазами и продолжал хватать воздух ртом. Но заметно было, что взгляд его стал тускнеть, силы оставляли его.

Андрей Павлович  вздохнув, встал и грустно продолжил:

- Пора прощаться, Дима, мне пора. Кажется, корень мы с тобой нашли. Не поверишь, но ты сильно мне помог. Ты и правда - великолепный специалист, хе-хе. За один сеанс справился! И «уходишь» в мир иной красиво! Сейчас это так модно среди известных людей быть отравленным. Ещё и «жертвой кровавого режима», хе-хе окажешься. На знамена оппозиции попадёшь. Войдёшь в историю навсегда. Ты всегда стремился к славе и наследию.

Дмитрий Робертович застыл в кресле с открытым ртом. Его взгляд не мигая вперился в пространство. Жизнь ушла из него. Андрей Павлович стал медленно подниматься по лестнице к выходу. Открыв дверь, он напоследок оглядел подвал и тихо бросил:

- Да уж…Кто бы мог подумать. Когнитивный диссонанс, не иначе.

Конец

7-15 сентября 2020
ilay


Рецензии