2. Шекспир лица и маски. Рецензия на книгу Леввера

                Начало на  http://proza.ru/2021/08/31/583

        Часть 2. Гений или подставное лицо?

                Мифы, версии, предположения и доказательства.

           «Мы живём в знаменательное время: человечество обретает Шекспира» - повторю, добавив  уточнение: обретает ИСТИННОГО Шекспира, ибо именно это имеет в виду уважаемый автор, и тогда фраза  служит  лейтмотивом его  исследований.      

        Вместо предисловия  Леввер предлагает свою рецензию на книгу учёного секретаря Шекспировской комиссии при Академии наук Ильи Гилилова  «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса» (1997 г.)

      «Именно после её прочтения я всерьёз заинтересовался этой темой», - поясняет автор. Чем же увлекло его произведение с таким необычным и, я сказала бы, интригующе авантюрным названием?

   Однозначно и бесповоротно  тем, что не только подвергло сомнениям установившуюся официальную характеристику  великого английского  драматурга и поэта, но и привело достаточно доказательств  в пользу другой теории. 

    Илья Менделевич Гилилов  уверенно утверждает: автором гениальных творений был не  «актёр и ростовщик» из Стратфорда по имени У. Шакспер, но РОДЖЕР МЭННЕРС, пятый граф Рэтленд. 

     Доказательства?  Пожалуйста! Цитирую:

- «Нет никаких сведений,  что Шакспер учился хотя бы в начальной школе»,
- «его родители, жена и дети были неграмотными»,
- «Не найдено ни одной рукописи, написанной его рукой»,
- «оставленное им завещание показало убожество его внутреннего мира».

    Если же судить по произведениям, видим:

- «его словарь насчитывает более 20 тысяч слов, что значительно больше, чем у самых образованных людей того времени»,
- «он отлично разбирался в юриспруденции, дипломатии, придворном этикете, морском и военном деле, медицине, музыке»,
- «его благородный дух проявлял поистине всемирную отзывчивость»,

   Удивительные метаморфозы!  Как  мог малограмотный провинциальный самоучка создать великие произведения?

    Ну, не мог, и всё тут!

    К тому же (веский аргумент!)после смерти Роджера Мэннерса (1612г.) Шекспиром не написано ни одной пьесы, ни одной строки, кроме собственноручной корявой подписи под завещанием.

    Следует уточнить, что до Гилилова первым на Роджера Мэннерса указал в 1893 году американец Г.Цейглер. Через два десятилетия  его поддержал  бельгийский историк С.Демблон. Затем и другие шекспироведы. В России в 1924 году Ф Шипулинский издал книгу «Шекспир – Рэтленд».
 
   В отличие от провинциального Шакспера  (так читает Гилилов фамилию Уильяма из Стратфорда), Роджер, рождённый  в 1576 году, с 11 лет учился в Кембридже, где, кстати,  его студенческое прозвище было  «Shake spear» («Потрясай копьём»).  И это ещё один убедительный довод в пользу версии Гилилова.

    После смерти отца воспитателем Мэннерса стал выдающийся учёный Фрэнсис Бэкон. Граф много путешествовал, продолжил образование в Падуанском университете. Принимал участие в военных кампаниях.  В 23 года женился на пятнадцатилетней  дочери известного поэта Филиппа Сидни.

    А ещё через два года – катастрофа:  участие в мятеже против королевы.  Итог – заточение в Тауэр, ссылка, душевная драма, тяжёлая болезнь и трагический финал: смерть в возрасте 35 лет… Почти сразу же, следом за ним, добровольно уходит из жизни Елизавета, его жена, уходит в самом расцвете - а ведь она гораздо моложе Роджера…   
 
       Тут читатель, как и я, естественно, спросит: а где же ТВОРЧЕСТВО  графа? Где гениальные пьесы? Лев Иосифович отвечает уверенно! Цитирую:

«Рэтленд творил, оставаясь инкогнито. Некие могущественные силы… создавали миф об авторстве стратфордца, ставшего – на века! – живой маской истинного автора».

          Живая маска… Но зачем? – спрошу и я.
 
   Ответ автор находит в особенностях эпохи и конкретных людей.
В душной  атмосфере Средневековья «многие авторы предпочитали сохранять анонимность, а тексты делать иносказательными». 

    Фрэнсис Бэкон, учёный, алхимик, философ, историк,  политический деятель,  изобрёл хитроумный  двухлитерный шифр и, используя  его,  зашифровал важную информацию в пьесах.
   
   Придворный этикет   запрещал титулованным особам писать тексты для публичных театров. Но жажда выразить себя была, и тогда Бэкон якобы предложил графу «надеть маску», спрятаться за неё.

    «Эксцентричному и меланхоличному Роджеру такая игра, как утверждает автор, наверняка пришлась по нраву. А Уильям Шакспер оказался поначалу вовлечённым в неё, видимо, просто из-за сходства его фамилии и студенческого прозвища, а также   связи с театром. Потом его мнимое авторство возвели в принцип…»
 
   Таково самое первое объяснение. Затем оно подтверждается  «расшифровкой»  Посвящения  Шекспировских сонетов и некоторых страниц в текстах пьес, якобы написанных  Бэконом  в соавторстве с графом Рэтлендом.

    Эта мысль также развивается в монографии филолога и переводчицы, профессора Московского лингвистического университета  Марины Литвиновой «Оправдание Шекспира».

      Роджера Мэннерса и  Бэкона объединило творчество. Их имена искусно зашифрованы в текстах пьес, Леввер находит способ найти этот скрытый смысл и спрятанные имена, о чём и рассказывает в главе «Гамлет. Смена караула». 

     В «Дополнениях к главе» Лев Иосифович бережно и в то же время  остро, словно скальпелем хирурга, касается тайн бессмертной трагедии, отношений главного героя с несчастной Офелией, авторского замысла и его воплощения в Первом и Втором кварто пьесы.

    В следующей главе «Шекспировская «Буря». Свистать всех наверх!»  ещё раз проделана  филигранная расшифровка и найдена спрятанная анаграмма, а в ней -  вновь имя Роджера Мэннерса. Прочтите эти страницы Леввера, проверьте: не подтасованы ли факты?   
   
   Размышления о том, кто стоит за образом мудреца и чародея  Просперо в последней пьесе "Буря" приводят Леввера к выводу, что прототипом его был Фрэнсис Бэкон, одержимый «идеей раскрыть секреты природы, чтобы властвовать над ней».
 
    В следующих главах Лев Иосифович  увлекает запутанной историей посмертной маски Шекспира и, приведя новые факты, доказывает, что снята эта маска была с умершего пятого графа Рэтленда. Наглядные примеры –  портреты, фотографии семейной усыпальницы Рэтлендов, подробные описания различных деталей.

    «Лики Эрота. Заметки об отдельных  сонетах Шекспира» - это  глубокий,  оригинальный анализ и ещё одна  (довольно успешная!) попытка разгадать их тайны.

  «Известно, -  пишет Лев Иосифович, - что в стихах присутствует лирический герой, обычно представляющий собой художественно трансформированный образ поэта… Необычность же шекспировских сонетов в том, что в них этот герой обретает как бы независимое бытие – он живёт не только в душе и воображении автора, но и отдельно, на расстоянии».
 
     Есть особая трудность в понимании и переводе шекспировских текстов на другой язык, как выразился крупнейший переводчик Вильгельм Левик: «слова Шекспира настолько ёмки, что сплошь да рядом затрудняешься даже в переводе их прямого смысла».

    Итак, сделаем окончательный вывод, к которому приводит читателей Лев Иосифович Верховский, соглашаясь с И.М Гилиловым и М.Д. Литвиновой. Цитирую:

- «актёр и барыга Уильям Шакспер представлял собой подставное лицо»,
 
- «за псевдонимом «Шекспир» скрывались две выдающиеся личности – гений мысли философ Фрэнсис Бэкон и гений языка поэт Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд, при этом не исключается участие и других лиц».

   Если же, друзья, вы захотите узнать моё личное мнение, то милости прошу – к следующей главе!

                Продолжение на  http://proza.ru/2021/09/02/1282


   


Рецензии
Моё "Я" кричит,что Леввер оболгал Шекспира,но я плохо
знаю Шекспира и не читала Леввера.Однако интересно
преподносите эту интересную историю. Подобные слухи ходли о Шолохове,о ком-то ещё
И правы те,кто сказали, что после ухода великих всплывают неприятные факты.
И только Орлеанская Дева через века осталась незапятнанной.

С искренним уважением

Анна Куликова-Адонкина   26.04.2024 15:26     Заявить о нарушении
Ах, Анечка!
Слухов и фейков была тьма тьмущая. Кстати, недавно по ТВ была передача о том, как празднуют ныне в Стратфорде юбилей Шекспира - 460 лет ему!
До сих пор нет там единого мнения о его судьбе! Есть сомневающиеся...
С улыбкой,

Элла Лякишева   26.04.2024 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.