Водоворот историй

Говорят, что история движется по кругу. Я помню, как тринадцатилетним парнем прочел в газете небольшую заметку о вводе ограниченного контингента войск в республику Афганистан. Я даже помню место, где я узнал эту новость – это было в туалете. Меня сразу насторожило это короткое сообщение, из туалета я вышел озадаченным. Потом было глухое молчание вокруг этой темы, затем в город потянулись гробы, поползли слухи, и слухи были нехорошими. Странно, что официальная хроника указывает дату ввода декабрь 1979–го, хотя я отчетливо помню, что заметку я прочитал до нашего отъезда с Украины, а значит, все началось чуть раньше, потому что в декабре мы уже жили на Сахалине.

Прошло три года, и парень, с которым мы вместе ходили в один детсад, вернулся с Афганистана. После девятого класса я проездом на юг решил проведать места, в которых прошло мое детство, и знакомая нянечка попросила меня встретиться с ним. Мне было шестнадцать, я не знал о чем спрашивать, о чем говорить, и наша беседа прошла довольно скованно. Он показывал мне фотографии – на них не было боевых действий, большей частью это были снимки мирных афганцев на своих осликах.
У меня создалось впечатление неуместности пребывания Валерки в этой богом забытой стране, да и сам он, кажется, не отдавал себе отчет, для чего он там оказался.
Я не скрывал своего отношения к этой военной операции, вылившейся в масштабный конфликт, развенчавший миф о непобедимости советской армии.

- Если бы не мы, туда вошли бы американцы! – спорил со мной один из следователей комитета госбезопасности в ноябре восемьдесят шестого.
- Тогда давайте введем войска в Турцию – там ведь стоят ракеты НАТО, – возражал я ему, не заботясь о том, что меня посадят, поскольку уже провел несколько ночей в КПЗ на Литвинова.

Хотя мне была очевидна вся неуместность нашего спора, но после бессонной ночи мне хотелось поговорить с кем-нибудь на отвлеченные темы.
Следователь предложил мне сигареты, и я курил их прямо в кабинете, борясь со сном, а потом сводил в служебную столовую, где я выпил компот, не желая прикасаться к еде, так как стресс после задержания отбил у меня аппетит почти на десять дней, в которые я пил одну воду.

Ну, вот, с тех пор прошло тридцать пять лет, наши вышли, вошли американцы и так же бесславно покинули эту страну.
Думаю, что в тринадцать лет я был не глупее следака из КГБ, но дело даже не в уме, который, как известно, заносит ветер с Финского залива, а в интуиции.
Интуиция подсказывала мне, что дело гиблое, я предчувствовал развал Советского Союза, но и это не помогло мне правильно спланировать свою жизнь. В преддверии катастроф такого масштаба я считал всякое планирование бессмысленным. Да, мне хотелось плавно войти в поворот вместе с историей, но этого не случилось. В истории невозможно действовать на опережение, в истории приходится действовать по ситуации.


Рецензии
Нет, Олег, войска вводили именно в декабре
Я это помню как сейчас, т.к. мне было 33 года и я стояла на остановке, чтобы ехать на службу. Вводили их и через Душанбе. Нескончаемые вереницы бронетехники тянулись по улицам... Навык, видно, ещё отсутствовал и многие заваливались в арыки.А люди в ужасе думали, что война началась у нас...

Ольга Хамдохова   31.08.2021 11:11     Заявить о нарушении
Да, память бывает прихотлива, не исключено, что я ошибаюсь. Тем ни менее, наше присутствие в Афганистане началось задолго до крупномасштабной военной операции.
Ваше свидетельство очень важно и интересно, как всякое свидетельство очевидца событий. Спасибо за отзыв, Ольга!

Жилкин Олег   31.08.2021 11:22   Заявить о нарушении