Фаина

Это моя подруга юности. Она на пять лет старше меня. Приехала в Томск из Москвы, где успела уже поработать, чтобы поучиться в здешнем культпросветучилище. Там мы с ней и встретились. Да так прикипели друг к дружке, что даже все в училище удивлялись, когда видели нас поодиночке.
- А где твоя Файка? – тут же начинали пытать меня. – Вы что, поссорились?
С таким же вопросом обращались и к Фаине.
А разлучить на короткое время нас могли только её походы в магазин, что я очень не любила, и она олтправлялась туда одна или с кем-нибудь другим. Она могла себе позволить сделать какую-нибудь покупку, потому что у неё денежки водились: личные кое-какие сбережения плюс материальная помощь единственной дочери от родителей. Я была лишена и того, и другого. Поэтому мне приходилось не только учиться, но и работать. То уборщицей в нашем училище или в каком-нибудь магазине, то дворником на заводе. К тому же мне нужны были денежки на оплату подготовительных курсов в университет, куда, ещё учась в школе, мечтала поступить, но не получилось по независящей от меня причине.
Так вот, моя Фаина, чтобы не оставлять меня, во-первых, перешла со съёмной квартиры жить в общежитие, во-вторых, устроилась на работу дворником, чтобы утром рано, часов в 5-6,  мне не пришлось ходить одной по пустынному городу до завода пешком.
Когда вся общага ещё спала, мы выходили во двор, перелезали через забор, потому что ворота были заперты на замок, а ключ хранился у коменданта, и отправлялись на заработки. К приходу первой смены заводчан территория должна была быть очищена. К тому же нам ещё нужно было вернуться в общежитие уже на автобусе, переодеться, позавтракать и успеть на занятия. И так всю зиму и весну, до подготовки к сессии и сдачи экзаменов. Это время было святое, тут уж совместительство не допускалось. Или ты дворник, или учишься, получаешь диплом и с ним отправляешься на работу в библиотеку.
Однажды во время учебы в наше училище обратились из профкома этого же завода. Дело в том, что в городе началась эпидемия гриппа. Многие работники на больничном. Чтобы не было простоев, попросили учащихся занять пустующие места. Разумеется, не бесплатно. Я решила воспользоваться этим предложением. И тут же рядом со мной оказалась Фаина. Только вот на заводе мы работали в разных цехах. Я попала на конвейер, где требовались скорость, сноровка и, конечно же, опыт, чтобы не испортить готовую галошу лишним слоем клея и не задерживать других женщин, которые работали чётко, слаженно, очень быстро и намётанным глазом, одним мазком наносили на обувку столько клея, сколько нужно. У меня такое не получалось и, естественно, не могло получиться.
Чего только я не наслушалась за эти две недели работы.
- Ну что ты там копаешься? Давай скорее галошу! – кричит одна женщина.
- Кто так делает?  Посмотри, сколько клея лишнего намазала, опять испортила всё! Это же пойдёт в брак теперь! – кричит вторая. – Куда такая работа годится?
- Да что с неё возьмёшь? Размазня безрукая! Только бумагу марать умеет, больше ничего! – вторит ей третья.
 Слёзы застилают мне глаза. От волнения и от желания сделать что-то быстрее и лучше, всё получается наоборот. Ропот усиливается.
- И откуда ты свалилась на нашу голову? -  вопрошают уже все хором.
Наконец, перерыв на обед. Я поспешно скрываюсь в горячий соседний цех, где работает Фаина, и жутко завидую ей. Она среди мужчин одна, как цветочек на полянке. Работа там очень тяжёлая. Нужно принять из раскалённой печи железные болванки, на которые надеты галоши, сбить их в тележку. И делать это всё нужно тоже очень быстро.  Мужчины успевают выполнить свою работу и тут же спешат на помощь моей Фаине. Ни криков, ни оскорблений. С улыбочкой, с комплиментами, как и полагается в мужском обществе…
 Пролетели годы учёбы. Как и мечтала, я поступила на заочное отделение в университет. Фаина тоже. По-другому и не могло быть. Везде и всегда вместе – таков был наш девиз.
Сугубо городской житель, она, не раздумывая, дала согласие на работу в том же месте, куда направили меня. Так одна из сельских библиотек получила двух дипломированных специалистов. А дальше произошла небольшая осечка. В библиотеке двух вакансий не оказалось. 
Кто-то должен был ретироваться или искать другую работу. Решение приняла Фаина. Едва познакомившись с деревенским бытом и образом жизни, который до этого совершенно не представляла, она воспользовалась ситуацией и уехала в Ташкент, где жила и работала её  бывшая землячка Галка…
Больше мы с Фаиной не встречались. Сначала переписывались, она звала меня к себе. Но у меня появился крепкий якорь. В первые же месяцы работы я познакомилась со своим будущим мужем.
Вот так совершенно неожиданно и довольно странно оборвалась наша трёхлетняя дружба под названием «не разлей вода». С тех пор о ней я так ничего и не знаю. Но в душе моей она живёт постоянно.   Всё время рядом со мной.




 

 


Рецензии