Дмитрий Запольский - наш среди чужих

Дмитрий Запольский. «Хроника путинизма»

Бывший питерский депутат и журналист, а в последнее время психолог и политэмигрант Дмитрий Запольский неожиданно скончался в Риге в начале августа 2021 года. Запольский умер, но, надеюсь, дело его будет жить. Его «дело», которое он оставил всем нам – это его воспоминания, которые он написал о бандитском Петербурге.

В 2019 году Запольский выпустил в далеком забугорье книжку с завлекательным названием «Путинбург». Как ее получить, находясь в России, я не знаю (возможно, через «Амазон»), но зато можно без проблем скачать в Сети другую книгу Д.Запольского «Хроника путинизма» (2017), которая, как я понимаю, существует только в электронном варианте, и рассказывает о том же самом Путинбурге: о сущности правящего режима в нашей стране, о лихих 90-х в Питере, где мужал и креп наш царь в окружении колоритных питерских личностей - Кумарина, Собчака, Цепова, Чубайса, Кости-Могилы, Невзорова, Шутова, Михо и прочих бенефициаров «перестройки» в Северной столице.
 
«Хроника путинизма» - это сборник, который состоит из интервью Запольского сетевому изданию «Русский монитор» 2016-2017гг. и биографических очерков автора о культовых и известных персонажах Путинбурга, которых Запольский знал не только по слухам: со многими из них он дружил, с другими приятельствовал, с третьими работал или встречался при обсуждении разнообразных вопросов. Запольский все 90-е и «нулевые» варился в питерском криминально-политическом бульоне, в одной кастрюле с бандитами, ворами, политиками, ментами и прочей шушерой. В сущности, когда-то он был одним из них, но в итоге светлая сторона Запольского взяла верх над темной. В результате он эмигрировал, и успел написать за границей 2 книги про свои молодость и зрелость.   

Что немаловажно, Запольский – не просто свидетель, который рассказал нам о внутренней кухне бандитского Петербурга. Автор был умен и писал с юмором, хотя и не без грубых выражений. Но главное не в том, что «Хроника путинизма» легко читается. Проблема в том, что в нашей стране не так уж и много людей, которые понимают, что происходит на вершинах власти и каковы перспективы реформирования этой системы. Запольский знал об индивидах, окопавшихся в Кремле, не понаслышке, поэтому на его слова стоит обратить самое пристальное внимание.

По Запольскому современная система «родилась примерно в 1990-м. Тогда был принят курс на создание «класса собственников» и передачу активов и ресурсов тем, кто, на взгляд группы Чубайса (к которой потом примкнул и Путин), способен с оружием в руках защитить «молодую российскую демократию». Поэтому власть так радостно слилась с бандитами в единую систему. Путин потом был выбран как хранитель системы, но он – не ее создатель... Путин – слабая фигура, он окружает себя второстепенными людьми, которые понятны ему по кругозору, по менталитету, по культуре, которые сформировались в окружении «спортсменов» и «оперов». Эти типажи и составляют его круг доверия. Ему комфортно в этой среде, он ощущает себя своим среди своих. Но это не имеет отношения к власти в России. Не тамбовская братва управляла Путиным: настоящие хозяева Путина и всех этих Ротенбергов это был Чубайс, это был Нечаев, это был Фридман, это был Абрамович, – все те, кто в 90-х выдвигал лозунг «Обеспечить защиту новой России от коммунистов может только сильный и злой класс беспринципных собственников-капиталистов (бандитов) под контролем КГБ-ФСК-ФСБ».

Сейчас по Запольскому «Путин – председатель совета директоров ЗАО «Российская Федерация», но он сам при этом миноритарий, постепенно становящийся мажоритарным акционером… Я не верю в его миллиарды долларов, спрятанных в каких-то секретных банках. Считаю, что он может вообще не владеть деньгами и активами, так как из системы его власти выхода для него персонально нет, а если нет выхода, то зачем копить и подставляться? Вполне возможно, что после него останется десяток костюмов, дюжина ботинок на платформе, наградной пистолет с профилем Дзержинского и шприц с ботоксом…. И он является отличным менеджером корпорации, переживающей трудные времена. То есть акционеров вполне устраивает его работа. По крайней мере, до самого недавнего времени устраивала на сто процентов…». Напомню, что это было сказано Запольским в 2016 году – в 2020-м это уже не так. А для народа по Запольскому «создан некий совершенно синтетический образ Путина. Который как дисплей, может транслировать то, что нация готова воспринять в данный момент – и образ молодого мачо, увлекающегося верховой ездой топлесс, и пожилого сталиноподобного вождя, пускающего слезу на ура-патриотическом сборище бюджетников».

Но дело не Путине и не созданном в последние десятилетия криминальном ЗАО. По автору проблема глубже и вряд ли решаема в принципе:  «Считается, что корень всех наших сегодняшних бед заключается в порочной парадигме, заданной октябрьским переворотом… А мне представляется, что октябрьский переворот произошел в рамках парадигмы, заданной при попытке перенести на огромную территорию принципы и схемы управления Византийской империей, смешав их с идеологией Орды, то есть оккупационной власти, системы «крыш», когда князь получает ярлык от условного Центра и собирает подати со своего народа, отправляя часть собранного наверх – в качестве платы за этот самый «ярлык». При этом всех снизу доверху в этой схеме не интересуют развитие, прогресс, вообще ничего, кроме денег. Ну и еще оборона – чтобы не пришел иной, чужой, зловредный. То есть конкурент, позарившийся на чудесную возможность получать дань с городов.

И вот на эту ордынскую основу легла, очень удачно, имперская идеология, уже гнилая к тому времени, уже изъеденная историческими проигрышами, как некогда могучее дерево жучками да личинками. То есть с самого начала она закрепила отношения оккупационной власти и территорий кормления. Церковь, централизованная и слитая с государством воедино, требующая от своих прихожан абсолютной лояльности, «замороженная», непонятная прихожанам... Тупейшая система социального лифта, где практически нет места инакомыслию и любой попытке выделиться из общей серой массы, привела к совершенно особому положению элиты – полному противопоставлению внутри общества крохотной прослойки элиты и огромной массы безынициативных людей, которым с малолетства внушали, что все, что не разрешено – запрещено, что барин рассудит, что где родился, там пригодился, что без благословения нельзя предпринимать ничего. Ну, и центурионы достались в наследство, и успешно скрестились с монгольскими воинами секир-башка. Получилась вполне удачная система опричины-жандармерии-НКВД-КГБ-ФСБ».

1917 год ничего кардинально не изменил в этой системе: «Через десять лет все стало возвращаться, а через двадцать так и вовсе вернулось к нормальной для Российской империи оккупационной власти. Ну, вместо икон повесили портреты Ленина, вместо храмов сделали клубы, вместо проповедей – партсобрания, и так далее… Империя восстановилась в своей привычной парадигме. И чем больше большевики орали, что они стоят новый мир, тем сильнее их новый мир вписывался в ордынско-византийское прокрустово ложе – проклятье и беду для народов, оказавшихся на этой несчастной земле – от Ленинграда до Владивостока».

И в будущем нас ничего хорошего не ждет: «В России Путина может сменить кто угодно, хоть Кудрин, хоть Медведев, хоть Шойгу, хоть Константин Натанович Боровой. Все равно он не сможет переделать народ. Все будет так же. Такая же порфира. Такие же копья у центурионов. Такие же важные и самодовольные консулы. Все останется».

Безысходный диагноз России поставил Дмитрий Запольский в «Хронике путинизма». Поставил и уехал за границу подальше от своих дружков и всех нас, оказавшихся на этой несчастной земле.

В книге не только собрана масса политологических выводов и предсказаний – не менее интересны и биографические очерки. Их интересно читать даже в тех случаях, когда Запольский рассказывает о персонажах, которые были известны только в Расчленинграде.  К примеру, о Викторе Никифорове, про которого иногородние могли слышать только то, что его взорвали в автомобиле среди белого дня на оживленной питерской улице. Оказывается, убили его не просто так - этот инвалид был крупнейшим решалой в городе, сильно смахивающим на Бориса Березовского в масштабах Санкт-Петербурга.

Особенно любопытно было прочесть воспоминания Запольского про сегодняшнего ультралиберала и главного борца с РПЦ Александра Невзорова (кличка среди своих - Нага): «Была ли программа «600 секунд» на содержании у бандитов после того, как Невзоров отказался от сотрудничества с Шутовым (а это случилось после того, как Шутов заказал убийство Невзорова)? Ну как сказать «на содержании»? Вот чтобы прямо так, типа кто-то целенаправленно платил, то нет. Деньги валялись повсюду. И всегда можно было получить десятку-другую за сюжет против конкурентов или в поддержку себя любимого. Не рублей, естественно»; «Почти каждый день депутат Государственной Думы Нага встречался в гламурном борделе на Невском с Кумариным, Шевченко, Кудряшом и прочим тамбовским народом. Нага пользовался неприкосновенностью, ему было несложно занести сумку в Смольный. И при необходимости вынести встречную».

И напоследок процитирую рецепт автора, который мог бы изменить вектор развития страны в начале 90-х: «В 1991 году надо было делать зачистку страны. Так как это сделали в Чехии: просто распустить чекистов и партаппарат по домам. Может быть не сразу, а продержать недельку на стадионе под дулами пулеметов для окончательного решения вопроса, кто в доме хозяин. А потом набрать совершенно новых людей. Вообще новых. Из активной и образованной интеллигентной молодежи…
И судить всех, кто был причастен к подлой холодной гражданской войне, длящейся в России с 1917 по настоящее время.. Не обязательно сажать в тюрьму. Но заставить улицы подметать по воскресеньям в течение года. В парадной форме КГБ. И запрет на профессии: никаких органов власти, парламентов, муниципалитетов, системы образования и культуры. Торгуйте бубликами и чините автомашины, господа офицеры! И надо было выкинуть генералов – ветеранов НКВД из роскошных квартир в московских высотках, всю эту шушеру кагебешную лишить всяких льгот. Оставить минимальную пенсию, как у пехотных майоров в отставке».

Рецепт на самом деле не потерял своей актуальности и сегодня. Только некому претворить его в жизнь.


Рецензии