О парусах, речке Пара и... мусоре!

Друзья!

В России медленно, но неуклонно продвигается мусорная реформа. Так "...первый пункт сбора отслуживших автошин и автопластика планируют открыть в Югре. Находиться он должен недалеко от Ханты-Мансийска. В округе уже давно созданы и успешно работают пункты сбора стеклотары, макулатуры, пластика, оргтехники, опасных бытовых отходов.
Также в Нефтеюганске, Нижневартовске, Нягани, Сургуте и Ханты-Мансийске сейчас создают мусоросортировочные комплексы.
«Современное общество четко понимает важность сохранения окружающей среды, видит свои социальные задачи в этом направлении», - подчеркнул депутат фракции «Единая Россия» в Думе Югры Александр Новьюхов. По его мнению, переработка мусора – одно из главенствующих направлений в этой работе".https://vk.com/
Конечно, к выборам в Госдуму можно и похвалиться! Но больно уж черепашьими темпами идет важная работа.
А между тем окрестности югорских городов и поселков продолжают пополняться кучами мусора.Кто и когда их начнет убирать?
...В Нефтеюганске обновили контейнеры для мусора: теперь это просторные пластмассовые ящики с крышками. Но...ненадежные, уже с трещинами! Разваливаются на глазах! Куда пойдут эти потрескавшиеся мусорные контейнеры? Снова - на быстро переполняющиеся полигоны?
И что, в России мало металла, чтобы изготовить прочные долговечные баки длл дворовых мусорок!?

Вл.Назаров
************
1.ЗАГЛЯНУТЬ ЗА КРАЙ РОССИИ. 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
 
Регата — зрелищное событие: коктейль из ветра, солнца, воды и скорости будоражит не хуже игристых напитков. Фото: Юлия Гопиус
Жизнь на яхте как отдельная экосистема, помещённая в предлагаемые обстоятельства: от слаженной работы организмов и правильной настройки микроклимата зависит успех всего предприятия. А фабула приключения, разворачивающегося за бортом, то и дело заставляет выкрикивать легендарное "не верю!", правда, уже с совсем другой интонацией.
Коллекция маршрутов "Путешествий с РГО" пополнилась увлекательными авторскими турами на яхтах по Приморскому краю. Эксперт "Путешествий с РГО" при поддержке туроператора "32 румба" отправился на паруснике по Японскому морю и привёз с собой дневник морского путешественника.

Потерянное Эльдорадо
— Если две мачты, то и паруса тоже два?
— Парусов у нас пять — три спереди, два сзади, но я редко когда их все ставлю, в основном на каких-то крупных гонках, — рассказывает капитан, попутно выстраивая новый курс. — У каждого парусника есть свой гардероб, но вместо костюмов — паруса. 
Всё, что отдыхающий должен знать о яхте: бери только то, что можешь унести в одной руке, а когда падаешь, не хватайся за штурвал — не поможет. Остальной ликбез — для желающих познать азы яхтенного дела. Мы разворачивались в сторону старта регаты, в которой нам предложили принять участие, что в некотором смысле обязывало нас познать основы парусного вооружения. Мои скромные знания о морском деле ограничивались сомнительной научности термином "барашки", вытащенным подсознанием из глубин детских воспоминаний. Делать нечего — придётся навёрстывать. 
Соревнования проводились в честь Дня ВМФ, среди участников были как солидные крейсерские яхты, расправившие свои белоснежные паруса навстречу ветру, так и маленькие одноместные лодочки класса "Оптимист", стройными рядами выходившие из гавани. 

— Парусники отличаются друг от друга количеством мачт и их расположением. У нас их две, причём задняя короче передней. Этот тип яхты называется кеч, в отличие от шхуны, где всё наоборот. Такие лодки строили в Англии ещё в XVII веке, в основном для ловли рыбы и торговли. 
Разыгравшийся впервые за три дня ветер благоприятствовал гонщикам: можно было развернуть паруса и в полной мере насладиться регатой. 
— Все снасти на борту носят общее название — такелаж. Железные тросы, натянутые к мачте, — стоячий такелаж, а верёвки и канаты — бегучий.
— Кажется, их называют шкоты?
— Да, те, что управляют парусами. Первая мачта называется грот, для её поддержания спереди крепится стальной трос, на который устанавливается треугольный парус — стаксель. Их может быть несколько типов — в зависимости от целей похода и погодных условий. Следом идёт грот-парус, который верхней частью крепится непосредственно к мачте, а нижней — к гику, с помощью которого парус можно разворачивать в зависимости от направления ветра, — рассказывал капитан, попутно расправляя фалы — верёвки, поднимающие паруса. — Вторая мачта, та, что поменьше, — бизань. Этот парус поднимают при более сильном ветре — добавляет маневренности. 
. Самый маленький — штормовой, на яхтенном жаргоне называется "носовой платок". Фото: Юлия Гопиус
Три ритмичных движения рукой — и с тонким свистом стаксель раскрывается, наполняя ветром всё полотно парусины. Яхта мгновенно оживает и подаётся вперёд. 
— Травите шкоты! — чей-то весёлый голос пробился сквозь шум воды, пародируя известного персонажа.
— Ещё рано, — засмеялся капитан. — Вот если ветер поменяется, тогда ослабим.
На всём ходу мы разворачивали и ставили паруса, лихая волна раскачивала яхту так, что берег, казалось, то убегал резко вверх, то будто проваливался в пропасть, грозя унести в пучину вышедших в море смельчаков. 
Роли на яхте были быстро распределены между отдыхающими. Один сидел за штурвалом, второй отвечал за спуск и подъём якоря, третий — за швартовку. 

— За штурвалом самое важное — выбрать правильный курс, — капитан встал со своего кресла, уступая место энтузиастам. — Мысленно проводишь линию от носа до выбранной точки, например вон той баржи на горизонте, и подкручиваешь руль в нужную сторону. 
Миновав воображаемую линию старта, мы оказались в самой гуще событий. Шум, блеск, брызги соли в лицо, ветер отбивает в парусах барабанную дробь. Белоснежные яхты кренились под ударами набегающих волн, обгоняли нас со всех сторон и терялись за горизонтом. 

— Ну, за победу! — воодушевились новоиспечённые яхтсмены.
— Семь футов под килем, — подхватили сзади.
— У нас так больше не говорят, — парировал капитан. — Раньше — да, желали, чтобы на мель не сесть. А на яхте на мель не сядешь, да и приборы теперь — глубину в любой момент проверить можно.
— А сколько здесь?
— Двадцать три метра. Был у меня один случай: шли мы как-то раз по открытой воде, проверяю — глубина колеблется на уровне 50 метров, и вдруг — раз! — два метра. Я испугался, решил — скала, но на приборах ничего. И тут смотрю — рыба идёт плотным косяком, прямо под бортом. Видать, её и зацепило.

На победу, конечно, рассчитывать не приходилось, и мы, поддержав участников, сошли с дистанции и взяли курс на остров Аскольд, прячущий от нас свои вершины под сизыми шапками тумана.
Вопреки ожиданиям, самым трудоёмким занятием на яхте стало не управление кораблём, а приготовление пищи. В небольшом оборудованном камбузе нашлось всё для создания кулинарных шедевров в походных условиях: газовая плита, закрытая медными тросами, лишающими необходимости ловить падающие кастрюли во время качки, диван-холодильник (недостаток пространства здесь компенсируется в неожиданных вещах), мойка с солёной и пресной водой. Последнюю в целях экономии решено было использовать только для готовки: к тонкому послевкусию чая из кружек, помытых морской водой, привыкаешь быстро. Гораздо сложнее — маневрируя в тесном кубрике как на баланс-борде, почистить картошку на обед. Такой навык дорогого стоит!
Своенравный залив Петра Великого, словно заброшенный всеми, расположился одинокий остров Аскольд, своими очертаниями напоминающий подкову, сменивший на своём веку много имён. В XVII веке, ещё до того, как Приморье вошло в состав Российской империи, эти земли принадлежали китайской империи Цин и назывались Циндао, что означает "зелёный остров". Однако кажущаяся богатой растительность была обманчивой — неприступные с моря скалы и сложный горный рельеф не дали шанса землепроходцам обосноваться здесь для мирной сельской жизни. 
Английские моряки, исследовавшие акваторию Японского моря, в своих картах нарекли остров Termination — конечная точка, а первые русские мореходы дали ему имя Маячный. Однако маяка тогда никакого не было, поэтому, дабы избежать путаницы, остров окончательно переименовали по названию пролива, в честь варяжского князя Аскольда.
Казалось, этот остров так и останется прибежищем для бесконечной череды птичьих базаров, пока в XIX веке здесь не были обнаружены золотые прииски. Из-за них позже между русскими и китайцами разгорелась Манзовская война, которая впоследствии перекинулась на материк.

Оттеснив банды манз обратно к маньчжурской границе, русские завладели приисками, самый крупный из которых располагался близ бухты Наездник в южной части острова. Здесь же для укрепления позиций был создан наблюдательный пост, установлены батареи из 180-мм пушек, а также был заложен маяк, который вскоре был разрушен суровой зимой и сильными солёными ветрами. 
Стратегическое расположение этой земли — последнего крупного участка суши на пути из Владивостока через Уссурийский залив — сделало остров Аскольд частью островной дальневосточной береговой обороны, а позже здесь установили новый маяк.

Помимо золота ещё одним богатством острова было поголовье пятнистого оленя, также сильно пострадавшее от китайских браконьеров. Параллельно с разработкой приисков на Аскольде с целью сохранения популяции был создан питомник, запрещавший охоту на животных и способствовавший их разведению. В 2019 году один из местных предпринимателей завёз на остров с севера Приморского края три сотни оленей, в том числе маралов, которые изредка небольшими стайками показываются на гребнях сопок. 
Сейчас золотые штольни, из-за которых пару сотен лет назад разгорались кровопролитные стычки, стоят заброшенными. По оценкам геологических работ, проходивших тут в начале двухтысячных, забытые земли приморского Эльдорадо хранят в себе до 9 тонн драгоценного металла и ждут очередного предприимчивого старателя.

Вечером, когда мы уже добрались до традиционной бухты для ночёвки, нас нагнала ещё одна туристическая яхта.
— Привет отдыхающим, — раздался голос по ту сторону борта. — Куда идёте?
— Уже пришли, мы здесь ночуем, — отвечал капитан. — Вы тоже тут встаёте?
— Хотели бы, но, боюсь, не сможем — якорь потеряли!
Потеря якоря на море — ситуация не из приятных: либо возвращайся в порт, либо всю ночь плыви — смотри, чтобы не вынесло куда. Спасибо капитану — у нас на борту был запасной якорь. Пришлось выручать товарищей.

— А как можно якорь потерять? — я покосилась на широкую цепь, один конец которой был закручен в барабан лебёдки, другой — исчезал в толще воды. 
— Видать, где-то оторвали. Я их видел сегодня утром у Пяти Пальцев, они бросали якорь прямо у скал и на лодке плавали тюленей смотреть. А там вообще вставать нельзя, дно — сплошные валуны, за такой вот зацепишься — и всё. Так бросишь якорь, уйдёт он в камни и держит. Волна пойдёт, лодку подбросит, и якорь вырвет кусок корпуса. Это каждый опытный моряк знает.
— А что же, запасного у них нет?
— Вот поэтому в море надо только с проверенными людьми идти!
 
О том, как поймать осьминога, где строят гребешковые фермы и как выглядит плавучий космодром для запуска ракет, читайте в следующем материале.
https://www.rgo.ru/
**************
2.Учёные опровергли гипотезу, 150 лет входившую в учебники

Полтора-два века назад учёными высказывались самые разные гипотезы, которые в то время нельзя было проверить экспериментально. Некоторые из них породили мифы о возможности создание чудесных машин и инструментов.

Уильям Томсон, более известный как лорд Кельвин, член (1851) и президент (1890-1895) Лондонского королевского общества, в 1871 году предложил гипотезу о движении в жидкости необычных тел, изотропных геликоидов, подкрепив её расчётами.
Эти полностью симметричные тела, при движении в жидкости, испытывая, как и обычные шары, одинаковое её давление со всех сторон, согласно расчётам лорда Кельвина, должны вращаться.
Спустя 150 лет, при помощи современных технологий, специалисты опровергли эту гипотезу, которая давно и прочно засела в учебниках по гидродинамике.
Для её проверки требовалось изготовить крайне симметричные тела с помощью высокоточных инструментов. Для такой задачи подошли современные 3D-принтеры.

Специалисты напечатали пять разных тел, максимально подходящих под критерии изотропных геликоидов (с небольшими различиями в размере и форме плавников), и бросали их в ёмкость с водой. Все пять изделий опускались на дно ёмкости без какого-либо вращения.
Дальнейшие расчёты показали, что жидкость действительно может оказывать неравномерное давление на изотропные геликоиды при движении, но этот эффект слишком мал, чтобы вращать их, а форма такого «правильного» геликоида, если он и существует, должна быть намного сложнее. Её-то и хотят найти специалисты в дальнейшей работе.
https://zen.yandex.ru/scikit
*******************
3.Работа началась. 
На той неделе ездили с коллегами на речку Пару

 Наша домашняя речка - Пра. Тёмная, мало прозрачная, цветом то как чай, то как мёд. Течет в Оку. Пара - почти тёзка ее - тоже впадает в Оку, но протекает по другому берегу.
Пра змеится лесами, промывает песчаные бедные, но красивые - заповедные - берега. Пара течет по полям, по чернозему.
- Вот бы взять этот чернозем, да к себе на огород! - мечтает начальник. 
У нас - за Окой - на Мещерской лесной стороне - огороды песчаные. 
- Даже репешок не вырастет. 
Шутим про репешок, потому что мы все в его маленьких репьях оказались на берегах Пары.
- Репешок - это маленький репей.
Спасибо Федоровне, раньше мне это в голову не приходило.
Пара - речка прозрачная, в густых ольховых берегах, заплетенных ежевикой и хмелем.
Чтобы попасть на нее, надо с нашей песчаной стороны Оки переплыть на пароме на другую сторону - полевую, черноземную. По Оке проходит граница миров.
Ждём парома на берегу. Вышли люди из легковых машин, из пузатого автобуса. Подошли к Оке. Река течет, отражая облака. Кружит коршун. Неторопливость переправы кажется анахронизмом в нашем скоростном мире.
Подошёл паром. Погрузились. На пароме весь день туда-сюда ездит рыжая собачка. Сопровождает каждый рейс, будто это ее работа. Паром идёт неторопливо, как река с облаками. 
Пара прозрачная и глубокая, в ней полощутся рдесты, мелькают рыбки.  Очень изменчивая и живая, за каждым поворотом новая. Но наша домашняя река - Пра.
Не возжелай чужой реки. Мы и не желаем. Просто приятно, что есть у Оки - на другой стороне - такой симпатичный приток - Пара.

Надежда Панкова, биолог.
*************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
1 сентября  2021 года.


Рецензии