Тенге

Больше года назад, размышляя над названиями денег разных народов, мне без труда удавалось находить основу этих названий на чеченском языке, и только денежная единица казахов тенге никак не поддавалась объяснению. Более или менее меня удовлетворила версия, что, быть может, казахи переняли это слово у монголов (во время монгольского нашествия) и сделали своей денежной единицей, напомню, что горная система Тянь-Шань на монгольском языке называется Тэнгэр. Здесь также можно предположить, что предки монголов в далеком прошлом выходцы из Тянь-Шаня, ведь Тэнгэр на чеченском языке можно прочитать как вопрос – откуда? (тенгар?) или как – нить рода (тен+гар). Скорее всего, назвав место, откуда они прибыли также как и вопрос – откуда? и как – нить рода, они указывают на свою родину. На мой взгляд, можно говорить о родстве в далеком прошлом между казахами и монголами. Рассказываю я все это потому, что на днях у меня возникла другая версия происхождения названия денег казахов – тенге. Еще тогда, когда у меня не получилось разложить и объяснить происхождение данного названия денег я начал искать подобные по звучанию слова в чеченском языке. Наиболее близкое звучание к этому слову на чеченском языке имеют вопросы – тенг? (куда) и тенгар? (откуда), другое слово которое мне пришло в голову – истанг (войлок), ну и еще кожаные подвески на мужском поясе чеченца, как мне сказали, называются – танг. Я понимаю, что и на других языках есть созвучные слова (танго – тайн+го – эффектно смотрятся, круги; танга – в тюркской письменности, это символ, который показывает куда (тенга), в каком направлении следует читать), но мне важно было найти основу на чеченском языке. Я думаю, что все перечисленные чеченские слова объединяет – пояс, на чеченском языке – доьхка (связывает, перевязывает). Пояс для людей тех времен служил не только, чтобы вешать на него оружие и предметы ухода за ним, его украшали накладными фигурными бляшками, гравировкой и позолотой по серебру. По поясу можно было судить о социальном и имущественном положении владельца. Традиционный пояс с серебряным и даже железным набором мог себе позволить далеко не каждый, поэтому носили и войлочные пояса. Войлок как я уже говорил на чеченском языке истанг – ис+тен+г – ветвь из девяти нитей (потомков), здесь можно предположить, что традиционный узор чеченцев, который выполняется на войлочном ковре, изначально был на войлочном поясе чеченцев. Также как и каждая подвеска (танг) на ремне из кожи, так и каждая нить ветви на войлочном поясе говорила об одном из семи отцов, тайпе и тукхуме владельца. Возможно, на войлочном поясе имена предков вышивались, а на металл наносилась гравировка, эти имена говорили, куда (тенг?) восходит родословная мужчины, и были аналогом современного жетона военнослужащего. Так русское слово пояс можно разложить как по+я+с – племя носит моё, а ремень – ре+моьн – все (много) потомков, чеченское доьхка – да+оьхка – отца копнуть (родословная), хозяин навесил (подвески). У казахов видимо был обычай носить на поясе серебряные бляшки с гравировкой имен предков – тенге – тен+ге – нити ветви, т.е. откуда ведется родословная. Со временем бляшками (тенге) с именами предков мужчин, которые умерли или погибли и тех, кто жил слишком давно стали расплачиваться как серебряной монетой, считаю так и появилась эта денежная единица.


Рецензии