Как я пошёл в первый класс

Сегодня, 1 сентября, исполнилось шестьдесят лет с того момента, как я пошёл учиться в нашу школу. Событие для меня не было рядовым, поэтому, кое-что запомнилось. Поскольку в семье я был пятым ребёнком (не последним), то сборы на торжественную линейку, при тёплой погоде, ограничились подбором обуви, шаровар и праздничной белой рубашки, которую я одел отчаянно сопротивляясь. С короткими рукавами, она была похожа на русскую косоворотку с прямоугольной цветной вышивкой на груди. Наши сельские мальчишки таких рубашек не носили, и я понимал, что меня потом засмеют за эту "девчачью" рубашку. Однако, выбора не было, пришлось идти в ней. Потом, спустя многие годы, я узнал, что вышивка являлась зырянскими оберегами.
Линейка прошла по общесоюзному, тогда, стандарту: построение в каре, внос знамени пионерской организации под горны и барабаны, рапорты пионервожатой, выступления директора школы, сельской администрации, от руководства колхоза и партийной организации. Такие построения мне не были в новинку, так как отец работал учителем в школе, братья старшие в ней учились - уже видел со стороны. Но теперь я сам стоял в строю, как ученик и многие мои знакомые и товарищи по прежней жизни, как и учителя, предстали  в моих глазах в новом качестве. Это волновало.
Здание школы-восьмилетки, в селе зырян на юге Тюменской области, было выстроено силами колхозников в центре села. Отдельно стояли спортивный зал и школьная мастерская, куда впоследствии мы с удовольствием ходили в зимнее время. При школе был разбит и фруктово-ягодный сад. Одну сторону пришкольной площадки прикрывал от ветров длинный бревенчатый семенной колхозный склад, который называли "мангазеей", а за ним располагалась территория клуба - бывшего храма Иоанна Предтечи. Магазин, медпункт и правление колхоза - всё было рядом, всё в центре.
После линейки, наша учительница повела нас в свой класс знакомиться и где нам выдали по первому учебнику - букварю. По дороге домой мне пришлось его показывать соседским мальчишкам, которые были моложе, что я и делал с удовольствием и гордостью.
Над рубашкой моей, конечно же, подсмеивались потом пацаны и дразнились даже, но недолго. Уже к октябрю родители одели меня в настоящую школьную форму из суконных брюк, гимнастёрки, фуражки и ремня. Скорее всего, это была материальная помощь многодетным семьям со стороны государства. Покупать было не на что. Отчётливо помню, как я вышагиваю по улице в школу, а вокруг лежат опавшие ярко-жёлтые тополиные листья. Это был 1961 год.
01.09.2021


Рецензии
Сергей, я родилась в начале ноября, а вы в сентябре пошли в школу того же года)) Интересно написано, читала и свой первый поход в школу вспоминала. Ревела в три ручья -не хотела отдавать учительнице букет и всё тут! Мама цветочки растила, трудилась, а я чужой тетке отдам? Представляю, как мама сгорала от стыда!
В те времена мы жили в глухой глубинке-под Рязанью. Позже перебрались в Подмосковье. И вот я о чем хочу сказать. Какая жизнь стала непонятная и страшная порой. В нашем селе, оно большое, есть пятиэтажные дома, 2-3-4-х -на выбор)) но и частные тоже растут, как грибы. И вот редко когда случается добрая новость. В основном -смерти старых, тут оно понятно, хотя ковид косит без разбору. Много молодежи мрут от передозировок своих модных ныне зелий. Кто-то "выходит" в окно-видимо, настолько опостылела все. Все уходим в минус, рождаемость слабая. Если кто-то рожает -на душе приятно. А ведь лет 20-30 назад было вполне закономерно иметь детей. Выходишь со своими детками-кругом такие же мамаши с колясками. Писк, гомон. Так жаль, что нас все меньше и меньше.

Галина Юрьевна   14.11.2021 14:33     Заявить о нарушении
Да, жаль... Спасибо, Галина.

Сергей Шешуков   14.11.2021 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.