Как остановить словом воинствующего обывателя
УПРЕК В БЕДНОСТИ
«Профессор, вы такой умный, но почему вы такой бедный?» - этот вопрос был задан лектору в большой аудитории в присутствии многочисленных слушателей одним нагловатым молодым человеком.
И что же? Профессор стушевался, какое-то время он молчал, его губы беззвучно зашевелились. Он был похож на трепыхающуюся рыбу, выброшенную на берег. Увы, профессор не обладал от природы хлестким умом и быстрой реакцией, свойственной людям, о которых говорят: «За словом в карман не полезет». После некоторой паузы он сказал что-то невнятное, стараясь как можно быстрее закончить разговор, и ушел. Шустрый же молодой человек расплылся в довольной улыбке.
А ОТВЕТИТЬ ДОСТОЙНО было НЕОБХОДИМО. И не только для того, чтобы осадить зарвавшегося наглеца и показать аудитории твердость своей позиции, но ГЛАВНОЕ ЭТО БЫЛО НУЖНО ДЛЯ СЕБЯ. НЕЛЬЗЯ ПОДВЕРГАТЬ СОМНЕНИЮ ВАЖНОСТЬ ТОГО ДЕЛА, КОТОРЫМ ЗАНИМАЕШЬСЯ, ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ.
Для того, ЧТОБЫ НЕ ОПОЗДАТЬ С ОТВЕТОМ, не стоит ломать голову и заново «изобретать велосипед», НУЖНА ВСЕГО ЛИШЬ ПРОСТАЯ ПОДГОТОВКА И ЗНАКОМСТВО С МЕТОДАМИ ОТРАЖЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ АГРЕССИИ (*). Привожу несколько вариантов ответа:
Используемый метод: «КОНТРАТАКА»
ОТВЕТ 1. Если вы считаете меня умным, то вероятно, как умный человек, я знаю что для меня ценно, а что нет, что полезно, а что вредно. Объяснить вам больше я не смогу, вам не хватает слишком многих знаний.
Используемый метод: «ЩИТ СОЛОНА»
ОТВЕТ 2. Что же тут удивительного, я же ученый, а не карьерист. Деньги добываются не умом, а положением. Деньги не делают «в белых перчатках», как научные исследования.
Используемый метод: «ССЫЛКА НА АВТОРИТЕТ»
ОТВЕТ 3. Вам следует очень много чего узнать, прежде, чем задавать такие вопросы. К примеру, есть такая пословица: «Кто любит деньги, тот правды не выносит», а для ученого правда на первом месте.
ПЛОХИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПЛОХОЙ ЯЗЫК
Используемый метод: «КОНТРАТАКА»
«Богатая волынская помещица графиня Колонно-Чосновская спросила у Леси Украинки:
- Почему вы, Лариса Петровна, почти всегда употребляете мужицкий язык?
- А почему вы, графиня, - с усмешкой ответила Леся Украинка, - употребляете мужицкий хлеб и все остальное добытое мужицким трудом?»
«- Я ничего не понял из того, что ты написал!
- Потому, что я пишу не просто для читателя, а для умного читателя».
ОТВЕЧАЕТ МАЯКОВСКИЙ:
«- Ваши стихи мне непонятны.
- Ничего, ваши дети их поймут.
- Нет, и мои дети их не поймут!
- А почему вы так убеждены, что дети пойдут в вас? Может быть, у них мама умнее, а они будут похожи на нее».
«- Считаете ли вы достоинством или недостатком, что ваши стихи хороши только в вашем исполнении?
- Вам тоже надо научиться хорошо читать стихи, и тогда не будет таких вопросов».
«- Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли.
- Надо иметь умных товарищей».
Используемый метод: «ШУТЛИВЫЙ ОТВЕТ»:
«- В ваши годы Гоголь уже сжег вторую часть “Мертвых душ”, а вы еще и первой не написали.
- Стоит ли такой дорогой ценой создавать материал для растопки печек!?»
- Быть поэтом в наше время?! - многозначительно воскликнул Ваньков, разговаривая со своим школьным товарищем, начинающим поэтом Юбилейчиком.
- Большинство людей сейчас вкладывают капиталы в самую грубую прозу. Разориться на поэзии, по крайней мере, почетно, - возразил поэт.
ОТВЕЧАЕТ МАЯКОВСКИЙ:
«- Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие - не ваш удел ...
- А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим!»
«- Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
- Мои стихи не море, не печка, не чума».
Используемый метод: «ЩИТ СОЛОНА»
ОТВЕЧАЕТ МАЯКОВСКИЙ:
«- Почему вы так хвалите себя?
- Я говорю о себе, как о производстве. Я рекламирую свою продукцию, как это должен делать хороший директор завода».
*Примечание: используемые методы ответа на упрек разбирались в предыдущих публикациях, с которыми можно познакомиться на странице автора.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Антология мирового анекдота. Вот мы - так мы. Киев, “Довира”, 1994.
Свидетельство о публикации №221090101632