Пакистан - страна чистых истоков 2

               
                2. Минуты длительны, а годы быстротечны

    Когда я первый раз приехала в Карачи, Хофиз решил попробовать себя в бизнесе. Он попросил в долг денег у Аму Али, объяснив ему свои намерения. Хотел закупить кожаную одежду, джинсы, обувь и прочие товары, которые в Карачи были хорошего качества и на порядок дешевле, чем в Душанбе. А сопровождать товар предстояло мне.      

     Я воспротивилась, потому что по своему характеру не могу заниматься торговлей.  Лучше так отдам  или подарю, если попросят.  Помнила  бабушкино предупреждение:  нашей крови  торг не подвластен. Мы  не сумеем продать товар на базаре даже за свою цену потому, что при нашем появлении всё вдруг сразу становиться дешёвым.

     Но  Аму Али  моего сына поддержал. Сказал, что по Корану в долг дают без процентов, и он верит, что с помощью Аллаха Хофиз вернёт ему долг. Как мне объяснил потом Аму Али – это тоже был тест.

    Так и пришлось мне в роли посредника сопровождать товар. В Душанбе  друзья Хофиза взяли  реализацию его на себя. Перед очередной поездкой в Карачи они мне вернули сумму долга, а на доход купили  нам с младшим сыном Фирдавсом  авиабилеты и подарки семье Аму Али.

      Фирдавсу - мы его звали Фириком было в то время девять лет и он очень любил путешествовать.Помню, малышу исполнился всего год, а он отдыхал  уже с нами в Рузе в Доме творчества композиторов. В  три года поехал с нами в Ригу на концерт, где звучали  произведения таджикских композиторов Фируза Бахора и Толиба Шахиди - его папы.
     Потом были наши с ним поездки на таджикское море и в Худжанд. Несколько раз мы побывали в Ташкенте у любимых родственников Расули и посетили первый  в то время в нашем регионе Аквапарк.
        Когда мне предложили работу   на телеканале МГТРК  «Мир,  я его - первоклассника взяла с собой в Москву. Но дальше бывшего Союза Фирик не выезжал.
Мальчику очень хотелось поехать в Карачи, ведь он скучал по брату Хофизу и я решила доставить им обоим  радость встречи.

     За два дня до вылета мне в обед на работу позвонил муж. В телефонной трубке  слышался громкий плач Фирдавса и ни слова было не разобрать. Я  испугалась, побежала домой, кинулась к Фирдавсу, стала его целовать. А он всё повторял навзрыд: «Мы теперь никуда не поедем!».

     Оказывается, нашу квартиру «посетили» воры. Забрали телевизор, детскую приставку, «освободили» сундук, а заодно прихватили оставшийся из пакистанских товаров кожаный плащ  и ещё что-то по мелочи. Деньги, билеты, паспорта в моей сумочке  были на месте. Пришедший милиционер объяснил, что воров кто-то спугнул:

     - Средь бела дня, в рабочее время только подростки-пацаны воруют. Где их найдешь теперь?

      Я успокоила Фирдавса и мы вовремя полетели в Карачи.   Там было так жарко, что моему мальчику  при выходе из  самолёта  будто воздуха не хватало. А жара рядом с океаном – это трудное испытание. Высокая влажность делала своё дело – одежду хоть выжимай.

      Нас радостно встретил Хофиз. Он так соскучился по Фирдавсу, что прижал его к себе и  нёс на руках до машины. Вдруг мой малыш увидел  вокруг  щедрое изобилие бананов - его любимое лакомство. В Душанбе тогда заморские фрукты были большим дефицитом.

    Старший брат решил обрадовать Фирдавса и за копейки купил  огромный куст с небольшими, но очень вкусными бананами. Наш  Фирик просто «набросился» на них. Как  мы его не останавливали,  он  съел все плоды.

      Что было потом, можете себе представить…. Всю дорогу до дома Аму Али моему младшенькому было плохо.  Два раза пришлось останавливать машину.  После этого случая  пристрастие к бананам исчезло напрочь. Как говориться, нет худа без добра!

      Подъехали мы к дому и Хофизу пришлось нести брата на руках. Вся семья Аму Али переживала за случившееся.   Первая фотография в Карачи запечатлела моего Фирдавса  уснувшим  с подаренной книжкой на диване.

     А потом мы много гуляли по набережной и Фирдавсу понравилось кататься на лошадях вместе с братом. С дочерьми Аму Али мы ходили на футбольные соревнования между колледжами и болели за команду Хофиза. Я гордилась сыном - капитаном и лучшим игроком, за что его называли Марадоной.

      В этот приезд продолжились и наши беседы-уроки  с моим наставником Аму Али. Всё строилось на моих вопросах.

      Во времена Советского Союза заниматься бизнесом (купи-продай) было подсудным делом. Люди занимались этим подпольно, и как только их не называли – фарцовщики, спекулянты, мошенники и т. д.

      Мне было интересно узнать мнение наставника. И прояснить некоторые вопросы, связанные с торговлей и перепродажей, по Священным писаниям.

      Рассказала случай из моей жизни, как  моя родственница продала мне красивые и дорогие туфли, которые  не подходили ей  по размеру.   Ей  якобы прислали их из Израиля на 30-летний юбилей.  А потом я  встретила свою бывшую соседку  и она, увидев  на мне обновку, ахнула:

     — Вот где мои туфли! Подруга попросила дать мне их на  день своего юбилея и обещала вернуть...

     Я покраснела. Мне было стыдно за родственницу. Рассказала соседке всё. Она ответила, что это не первый раз, и не только с ней так себя ведёт её подруга. Я пообещала  компенсировать пропажу  равноценной вещью.  Но соседка отказалась. утверждая,  что я не виновата. А она сама разберётся с подругой. Но я этот случай запомнила, и он оставил в душе неприятный осадок.

      Аму Али сказал, что такой поступок – непростительный грех. И за него у входа во врата небес будет спрос:

     - «Всевышний творец дал разрешение вам на ведение торговли, но запретил занятие ростовщичеством»,- сказано в Коране.  Сам Пророк Мухаммад (мир ему) был торговцем и бизнесменом, как и большинство его сподвижников. Самым важным аспектом исламского бизнеса он провозгласил отсутствие любых элементов риба - процентного дохода в проводимых операциях. Начисление, как и уплата процентов, являются «харамом» - запрещённым действием. Забирать обманом и распоряжаться товаром другого человека истинный верующий не имеет права – это грех и  карается законами Шариата.

      Наставник также объяснил мне, что наценки на ввозимые товары обязательны. Сюда входят все действия человека, занимающегося куплей-продажей. Выбор, перевоз, доставка и организация продажи товара. Возят товары, которые имеют спрос в стране предпринимателя. Потом улыбаясь, сказал, что очень многое можно почерпнуть в книге  К. Маркса «Капитал»  и понять разницу между законами бизнеса в исламском мире и буржуазном обществе.

       Мне, если сказать правду, понять  всё это до сих пор трудно. Но для сына Хофиза первый опыт в бизнесе стал хорошей практикой.

       В конце  беседы Аму Али рассказал мне  известную суфийскую притчу о скряге и Азраиле - ангеле смерти.

    «Трудом, торговлей и ростовщичеством скряга накопил много денег. У него были земли и строения, и большое богатство.

     Тогда он решил, что проведет один год в развлечениях, живя в своё
удовольствие, а потом решит, каким быть его будущему.

     Но лишь только он закончил пересчитывать свои деньги, перед ним
предстал Азраил, чтобы забрать его жизнь.

     Скряга пытался всевозможными доводами переубедить ангела, но тот
оставался непреклонным. Тогда торговец сказал:

    - Дай мне всего три дня, а за это я отдам тебе треть своего богатства.

     Ангел отказался и вновь дёрнул за жизнь скряги, чтобы забрать её.

           Тогда ростовщик сказал:

       - Если только ты отпустишь мне два лишних дня на земле, я отдам тебе
половину из своих сбережений.

     Но ангел не хотел и слушать его.  Он даже отказал несчастному в
одном-единственном дне в обмен на все его деньги.

     Тогда скряга сказал:

     - Умоляю тебя, отпусти мне самую малость - позволь написать всего

несколько слов.

     На этот раз ангел сделал ему эту единственную уступку, и человек

написал собственной кровью:

     "Человек, не растеряй свою жизнь. Я не мог купить даже час за все свои деньги, которые копил всю жизнь. Лучше удостоверься, понимаешь ли ты ценность того времени, которым располагаешь".

     И я поняла, только время и праведные действия могут стать  судьёй во всех наших делах.

    Мне было радостно, что Фирдавс  с большим интересом слушал наши беседы и Аму Али полюбил его, как сына.

Продолжение следует
Лондон-Москва, 2021


Рецензии
"в Карачи очень много людей, живущих за чертой бедности."
Почему в стране чистых истоков Аллах е помогает бедным?
И вообще никому ещё ни разу не помог?
Вам не приходит в голову, что религия - это не чистый исток, а заблуждение, а люди на молитвы бесполезно растрачивают свою жизнь, уважаемая народная писательница?

Владимир Иноземцев   25.05.2023 08:50     Заявить о нарушении
Нет, я так не считаю, Бог милостив. Несмотря на бедность, люди остаются духовно богатыми. Верить - это не каждому дано. Безверие - это пропасть. Сколько бедности вокруг? Это уже не от Бога, а от людей, в руках которых судьбы многих других. Таким людям нужны бедные, чтобы обогащаться. Бог всё видит... Индия, Пакистан - густонаселённые государства. Трудная задача - обеспечить такое население самым необходимым. Будем молиться за них и за всех нас. Без веры труднее... Мне Бог помогает и я Ему благодарна.
а в жизни мирской поняла многое и никогда не желаю, чтобы человек был таким категоричным

Гульсифат Шахиди   25.05.2023 12:02   Заявить о нарушении
"Безверие - это пропасть."
Легковерие - это находка для корыстных людей. Они пользуются плодами труда бедных, и посылают тех за милостью к богу.
И священники тоже - не пашут, не сеют, а вкусно кушают. Вы же им пмогаете - за деньги или по доброй воле?
Нет ни одного факта, чтобы бог кому-то помог.
если бы такие случаи были, то людей учили бы не медицине и тому, как заработать деньги, а правильно молиться и Аллах им бы сам всё принёс.
Если у вас факты общения с Аллахом есть, опубликуйте их в научной печати. И вам Нобеля дадут.
Не забудьте потом за подсказку мне магарыч.
Я в вас верю. Не оставляйте вашего поприща.

Владимир Иноземцев   25.05.2023 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.