Пакистан - страна чистых истоков 3

      
            
      3. Прощание необходимо для того, чтобы встретиться вновь
 
     Последняя моя (а может быть ещё когда-нибудь поеду...)поездка в Карачи была ещё через полгода. Тоже не без приключений. Два раза, когда я летела самолётом, со мной летела группа бизнесменов. Оба раза в самолёте на заднем кресле сидел на вид очень приятный молодой человек, активный бизнесмен. Его звали Рахим. Он вспомнил, что первый раз полгода назад я летела с грузом и спросил, почему в этот раз я лечу порожняком. Я ответила, что этим не занимаюсь, а выполнила просьбу сына. Он предложил мне в следующий раз поехать руководителем группы. Я удивилась – зачем? Он сказал, что я буду иметь право на провоз 100 кг товара, и если я не беру товар, то эти килограммы сгорят, а если перейдут ему, он привезёт больше вещей. Он мне сказал: «Сделаете доброе дело». Я пообещала ему, что подумаю.
      Через полгода Хофиз написал, что соскучился по мне, и учёба в колледже завершается. Спрашивал, не хочу ли я приехать? Я подумала и согласилась. Вспомнила про предложение Рахима, и пошла записываться в очередную группу бизнесменов, где меня выбрали руководителем. Все бизнесмены летели с большими тюками – везли крепдешин, который пользовался спросом в Пакистане.
Я же ехала с небольшим чемоданом. Все члены группы смотрели на меня с удивлением. Приехала с группой в хорошую гостиницу, где меня уже ждал сын. Дождалась расселения всех наших бизнесменов, попросила быть осторожными и не подводить никого. Среди бизнесменов оказывается был брат того Рахима – Карим. Он подошёл ко мне и передал его просьбу о моих килограммах. Ничего не подозревая, я согласилась отдать их.
      Мы с Хафизом уехали. В семье Аму-Али меня встретили радостно, как родную. Холачон - мама Аму Али приготовила мне пакистанский наряд – курта-шалвор (платье с шароварами). Оно было небесно-синего цвета с красивой серебряной вышивкой. И шарф белого цвета с голубыми узорами – всё ручной работы. Я была в восторге! Преподнесла ей свой подарок - жёлтый хан-атлас.
В этот приезд Хафиз был очень занят – сдавал экзамены. И все мои прогулки по Карачи проходили вместе с дочками Аму-Али и Холаджон.
         Холачон познакомила меня на рынке со своей давней знакомой женщиной, которая помогала ей с покупками. Звали её Мино. Меня удивило - все торговцы и покупатели её знали и уважали. С ней легко было сразу найти то, что тебе хотелось бы купить. Тётушка Мино ходила быстро, несмотря на пожилой возраст (потом я узнала, что она не стара, но жизнь её помотала). Она вначале наблюдала за нами и подмечала для себя, на что мы обращаем внимание. Потом сразу водила в тот дукан, который необходим. И мы уже не тратя время на долгие поиски, покупали хорошие и подходящие товары. Она была такая шустрая, что мы еле успевали за ней. Зато не тратили много времени, а главное нам не надо было спорить о цене – она умела делать так, чтобы нам обходилась покупка дешевле - торговалась она профессионально. Худенькая, маленькая ростом, загоревшая от жаркого солнца, она была сильнее многих мужчин – поднимала большие тюки, выискивала подходящий товар и показывала нам. Мы быстро справлялись со своими покупками и довольные возвращались домой.
         Холаджон рассказала мне о ней уже дома. С большим сожалением рассказала о Мино, что она одинокая женщина, беженка из Афганистана, где всю её семью вырезали талибы. Она смогла найти в себе силы не умереть от горя, делала самую трудную работу и теперь все – и покупатели и продавцы большого рынка смотрят на неё с уважением. Ей выделили маленькое место для жилья - она работает и живёт на рынке. Удивительная и сложная судьба…
В один из вечеров мне позвонила из отеля женщина, с которой мы летели в самолёте на соседних креслах. Она стала просить меня хотя бы десять килограммов из 100 положенных мне за груз продать ей.
    - Как продать, - спросила в недоумении я.
    - Ну вы продали же Кариму, не всё же ему, у меня тоже лишнее получается, - как-то безобидно и спокойно, - ответила она. – Ведь за лишние килограммы уже в аэропорту надо будет отдавать вдвое больше денег.
     Я поняла, что мне надо поехать в отель и всё выяснить. Но Хофиз меня не пустил и сказал, что сам во всём разберётся. После занятий он поехал в гостиницу, дождался Карима и попросил объяснений. Оказывается, все килограммы он разделил ещё на трёх своих друзей, причём за деньги. Хофиз спросил, сколько женщин в группе. Карим ответил, что пятеро. Он попросил их позвать, от моего имени распорядился отдать поровну и бесплатно им мои багажные килограммы. Предупредил Карима, что за такое мошенничество его ждут очень большие неприятности. Карим долго извинялся и выполнил все требования Хафиза.
     Я тогда подумала, что моя доброта, наивность и неосведомлённость в таких делах могут очень подвести. Карим понял это и воспользовался. Повезло, что всё вовремя выяснилось. И хорошо, что мне позвонили. Иначе я оказалась бы не в очень приятной ситуации. Причём не ведая того. Я долго переживала, удивлялась, как же можно так подводить людей, которые тебе делают добро?
     В тот день я поблагодарила Хофиза, но настроение моё было испорчено. Аму Али это почувствовал и сам пригласил меня на беседу. Я начала беседу стихами Руми:
Давно известно, что за все деянья
Нас ждет награда или наказанье.
         Вспомнила также слова своей бабушки – «не всё добро, что кажется, не всё золото, что блестит». Спросила, как же так получается, что, делая добро, ты не ведаешь, что оно обернётся злом против самого тебя. Может быть человеческая наивность от неосведомлённости. И вообще, что такое доброта?
         Аму Али задумался. И начал со слов Пророка Мухаммада (мир ему): «Кто лишит себя доброты, тот лишит себя благ». Мы должны быть добрыми и делать добро. Не все одинаково смотрят на это – один считает, что ты должен и обязан быть добрым по отношению к нему, хотя сам этого не делает. Другой чувствует твоё доброе отношение к себе и отвечает взаимностью. Третий видит в этом твой недостаток и слабость, пользуется этим. Люди все разные. Конечно, злу в ответ на добро нет оправдания. В Коране сказано: «Не одинаковы хорошее и плохое. Но если кто-либо проявил зло в твой адрес, ответь хорошим, и ты увидишь, как твой враг превращается постепенно в друга. Но такого уровня взаимоотношений смогут достигнуть, то только те, кто терпелив.

         Аму Али сказал, что каждый по дороге к Истине проходит испытания, и одно из них испытание добром.
       Я поняла сегодня Всевышний испытал меня вновь, но сколько же я ещё сделаю таких неверных шагов, чтобы научиться быть осмотрительнее, осторожнее и умнее в проявлениях доброты.
       Аму Али опять привёл в пример притчу Руми «О крестьянине и купце»:
«В некоем городе жил некогда один купец, который всем на удивление был связан дружбой с крестьянином из дальнего селения. И когда бы ни приезжал этот крестьянин в город, горожанин-купец всегда встречал его с почетом, предоставляя ему бесплатный кров и обильно его угощал. Крестьянин же каждый раз говорил купцу:
       - Приехал бы ты ко мне хоть раз! Возьми всех своих чад и домочадцев и приезжайте ко мне весной или в период созревания плодов. Я всегда буду вам рад. Ведь это же так приятно месяц или два пожить в селении, наблюдая цветение деревьев, кустов и трав!
        - Что ж, когда-нибудь мы и приедем, - отвечал горожанин.
Лет восемь, останавливаясь в доме купца, повторял крестьянин свои приглашения, но горожанин каждый раз отговаривался то торговыми, то семейными делами, говоря:
         - О мой друг, всему свой срок. И дела наши, и жизни в руках Господа!
           Прошло еще два года, у купца уже выросли дети, и однажды они сказали отцу:
               - Кто только не путешествует на этом свете! А ты, отец, связав крестьянина неоплатным долгом гостеприимства, никак не решаешься принять его приглашение. Он уже и нас неоднократно просил подтолкнуть тебя, чтобы ты, наконец, дал возможность человеку вернуть долг.
               Отец не возражал детям, но в глубине души его все-таки грызли сомнения. «Недаром говорят, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным», - думал он про себя. И был прав. Когда горожанин приехал в ответ на своё гостеприимство к своему сельскому другу, крестьянин сделал вид, что не знает его, и купец возмущённый возвратился домой».
 
         Это был последний мой приезд в Карачи. Потом Хофиз закончил колледж. Аму Али переехал в столицу Пакистана Исламабад. Но как говорят, прощание необходимо для того, чтобы встретиться вновь. Мы несколько раз встречались с Аму Али в Лондоне. Хафиз пригласил Аму Али с семьёй в Душанбе на свадьбу Фирдавса.
         Я благодарна небесам, что на пути к Истине меня сопровождает мой наставник и учитель Аму Али.
      Лондон-Москва, 2021.


Рецензии
Прекрасное наставление о доброте. Верующий человек должен быть добрым. Очень хороший рассказ Вы нам подарили, уважаемая Гульсифат. Большое спасибо Вам. Желаю Вам дальнейших творческих успехов. Всего Вам доброго!

Ирина Карпова 4   03.04.2022 13:00     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Ирина, за понимание. У меня много таких воспоминаний. С Аму Али мы недавно встретились вновь. И были душевные беседы суфийского толка.

Гульсифат Шахиди   03.04.2022 15:27   Заявить о нарушении