Афродита

Мне мастерски удаётся манипулировать людьми, которые делают всё по моему указанию. Я вижу их насквозь, поэтому всегда знаю, как можно сделать им больнее, где необходимо съязвить или, допустим, выудить нужную мне информацию. В силу того, что я являюсь мизантропом, не вижу смысла скрывать, что мне нравится терзать людей и видеть, как они страдают. Думаете, я стерва? Что ж, может, оно и к лучшему.

 - Смотри, наша белокурая фифочка идёт, - услышала я, проходя через парочку полоумных сплетниц из моего класса.

Настроение сегодня было слишком хорошее, чтобы его портили какие-то смазливые девчонки. У меня, конечно же, была пара козырей, которые заткнут их как минимум на весь учебный день. Развернувшись на высоких шпильках в пол-оборота, я села на парту одной из сплетниц и, вызывающе смотря на Паулу, ехидно произнесла:

- Разве я виновата в том, что твой парень пытался поцеловать меня за углом школы? – невинно похлопав глазками, я проверяла реакцию: челюсть девочки так и отвисла! Отлично, я задела её! – Будь добра, передай своему мальчику, что он не в моём вкусе и в следующий раз просто пощёчиной это не обойдется! – спрыгнув с парты, я пошла из кабинета как по подиуму. Вслед мне доносилось:
- Голубоглазая тварь!

Что ж, шутка удалась. Нет, вы не подумайте, что мне доставляет удовольствие разрушать влюблённые парочки. Просто этот Джон, придурок из параллельного класса, действительно ко мне приставал, а я ненавижу неверных парней. Конечно же, я могла просто шепнуть на ушко Пауле, что её любовничек - козёл, но она же сама не хотела по-хорошему. Класса с седьмого подобным отношением со стороны одноклассников я обязана своей красоте: роскошные белые волосы (натуральные!!!), немного вьющиеся на концах, голубые глаза, цвета альпийских гор, длинные ноги и… безупречное для такого вида имя: Афродита (за что спасибо родителям!). Моя мамочка с самого рождения была покорена моей внешностью, о чём и говорит это имя, но всё было вполне прекрасно, пока не началось взросление наших парней. Тут-то и пошли все эти разборки, недопонимания и даже драки (правда, я в них не участвовала, и поначалу, даже пыталась разнять. Пока мне не стало это нравится). Во всей школе для противоположного пола стала существовать только я, что, конечно же, очень раздражало девчонок. Меня всячески пытались унизить, пробовали даже избить, пока я не взяла ситуацию, наконец, в свои руки. Никто из них и не подозревал, что у блондинки бывают мозги, да ещё и такой коварный темперамент, каким обладала я. Пользуясь своей проницательностью, популярностью у парней и нехилым состоянием своих родителей, я добилась немыслимого успеха: люди в школе стали делиться на три категории:

1) придурки-обожатели и подлизы;
2) те, кто боялись меня до жути;
3) ну и, наконец, те, кто меня тихо ненавидел (или громко, в зависимости от того, сколько гадостей мне удалось им сделать).
Короче говоря, райская жизнь…

Когда именно я стала стервозным мизантропом, уже не помню, да это и неважно – разве плохо быть уравновешенной красавицей? К тому же, слёзы никогда не испортят макияж. Одним словом, сплошные положительные черты: ни друзей тебе, которые предадут, ни одиночества (любой парень твой, если захочется), никаких больше проблем от своей внешности. Жизнь ненавистницы людей – весёлая штука.

Но однажды настал день, когда вся моя система стала трескаться: в школу пришёл новенький, очень странный новенький. На первый взгляд он показался мне обычным болваном, протирающим свои штаны целыми днями напролёт за компьютером: какой-то хилый, с большими зелёными глазами, в обтягивающем свитерке и ужасных коричневых ботинках. Ну, вы поняли – типичный ботан. Как назло этот идиот был переведён из лицея к нам в класс, да ещё и мне поручили показать ему школу и всё такое. Знаете, это бы раздражало меньше, если бы паренёк не пялился на меня обалдевшими глазами. Причина подобной реакции вам известна.

- Ну, чего уставился? Шпилькой в живот захотел? – грубо произнесла я, - Не дождёшься, слишком короткая юбка!

Парень никак не отреагировал на мои слова. Обычно мне сразу же говорят «какая грубая деточка» с лукавой улыбкой (за что всё-таки получают шпилькой если не в живот, то хотя бы между ног), либо что-то типа «ой, киса выпустила коготки» (за что тоже получают), а этот встал как истукан и продолжал на меня пялиться!

- Эй, как тебя там, ты что, не слышишь?!
- Я слышал, - выдохнул парень, - меня зовут Ричард, можно просто Риччи, - добавил он и протянул мне руку (что я, конечно, проигнорировала, закатив глаза), - а как зовут тебя?
- Афродита, - хмыкнула я, - может перестанешь пялиться, а то и вправду огребёшь!
Парень испуганно вытаращился на меня и опустил взгляд. Я не могла не посмеяться над этим идиотом! Кстати, забыла сказать, что всю эту картину наблюдал класс, затаив дыхание. Что-то внутри меня передёрнуло, и проснулась совесть (да-да, представляете, она у меня всё-таки есть) – жаль новичка, ему, наверное, и без меня трудно. Как-никак в чужой школе находится. Извиняться на людях я, естественно, не собиралась, а пока молчание затянулось, прозвенел звонок (кто бы мог подумать, что начало урока станет спасением!), и я небрежно бросила:

- Ладно, ты сидишь со мной, так что пошли вон туда, - я указала на свою парту в конце кабинета. Парень послушно засеменил за мной, виновато опустив голову.

Бедный ботаник! Не в моих правилах издеваться над несмышленышами. Что-то говорило мне, что Ричард не из тех, кто будет меня ненавидеть. Скорее он относится к первой категории – следовательно, может ещё пригодиться. Написав в блокноте «После школы у ворот», я протянула его новичку. Прочитав, парень ошарашенно поднял на меня глаза, на что я усмехнулась. Интересно, что он себе напридумывал?
Чёрт, зачем я на неё так пялился? Мне же рассказывали о ней! Афродиту это больше всего бесит…  А я, идиот, зная это, всё равно обалдел от её красоты… Скорее бы кончились уроки, и я узнал бы свою участь… Надеюсь, я успею извиниться до того, как она мне врежет… Ну, или кто-то другой за неё. Каждую минуту я нервно поглядывал на стрелки наручных часов…
«Ну, где этот заморыш?» - подумала я, перекинув прядь белокурых волос за плечо. Сколько можно собирать тетради и учебники (хорошо, что он их носит, теперь на меня не будут орать, почему я снова принесла только ручку и блокнот)?! Ага, вот и он! Завидев меня, парень, переминаясь с ноги на ногу, смущенно опускал взгляд. «Ну, иди же, иди сюда, ничего я тебе не сделаю» - будто заклинание, шептала я себе под нос. Хотя нет, ещё как сделаю! Ведь сегодня я впервые за очень до-о-о-лгое время собиралась у кого-то просить прощения.

Наконец-то мальчишка решился подойти и, не успела я открыть рот, как Ричард выпалил:

- Афродита, прости меня, пожалуйста, я очень виноват перед тобой, не надо было на тебя так смотреть!

М-да, рот открыть всё же пришлось… от изумления. Да сегодня просто день первооткрытий! Думаю, вы догадались, что прощения просили у меня впервые. Конечно же, я не могла себе позволить, чтобы парень заметил моё смятение, поэтому я быстро подобрала челюсть с асфальта, сделала невозмутимый вид (будто именно этого я и ожидала) и произнесла:

- Это всё?
- Ну… - ботаник нервно засунул руки в карманы (а я всё равно заметила, как он дрожит! Бедный мальчик, совсем запугала…) – не бей меня, ладно?

Я чуть не лопнула со смеху! «Не бей меня!» Ха, можно подумать, я прямо такой изверг, что изобью новичка в первый же день! Интересно, что ему там такое про меня наплели? Тут смеяться сразу расхотелось: репутация у меня не ахти… Так, стоп! Ботаник только что видел, как я потеряла самообладание… Чёрт-чёрт-чёрт!!! Я бросила взгляд на Ричарда, и снова пришлось поднимать челюсть с асфальта: парень стоял с серьёзным выражением лица, без тени усмешки или даже просто улыбки.
- Чего? – только и смогла сказать я. – Эй, слышь, ты ничего не видел!

Будто проигнорировав мои слова, парень, пронзительным взглядом изучая меня, тихо проговорил:

- Тебе очень одиноко. Я не хочу, чтобы ты страдала и дальше. Именно поэтому я и перевелся в эту школу. Афродита, я знаю, что слухи о тебе – ложь, я им не верю.
- Да что ты несёшь?! – сорвалась я. – Да что тебе известно обо мне?! – со всей дури я влепила мальчишке пощечину. – Видишь?! Слухи – правда! Я жестока и… и… - тут голос меня подвёл. На глаза наворачивались слёзы, но я ни за что не стану плакать на людях! И как ему удалось меня вывести?! – Сволочь! – сорвавшимся голосом выдавила я.

Ричард продолжал молча смотреть на меня, а я не могла сдвинуться с места. Да что тут происходит?! Он что, шаман какой-то или что?! Хотелось визжать и стучать каблуками по асфальту. Но, конечно же, здесь не место и не время. Как всегда... Внезапно парень крепко обнял меня и прижался губами к моему уху так, что у меня дрожь прошла по всему телу от его дыхания:

- Ты не права. Я понимаю тебя, но теперь ты не одна. Я не оставлю мою Афродиту, и вскоре ты поймешь это.

Очень хотелось вырваться, но тело не слушалось: меня никто никогда не обнимал с такой искренней страстью и… Не знаю! Короче, я будто таяла в его объятиях (хорошо, что у ворот школы никто не тусуется). Я понятия не имела, что ему ответить! Так же, как и с трудом осознавала, что тут происходит.

- Почему это ты обо мне в третьем лице говоришь? – как можно высокомернее выдавила я.
- Рядом со мной ты можешь быть собой!

Эти слова больно кольнули... что-то. Дело в том, что однажды я уже слышала это… Нет, больше я на это не поведусь, и не надейся! Тряхнув белым шёлком волос, я спокойно убрала руки Ричарда с моих плеч и добавила:

- Мальчик, ты не на ту напал. Иди, опробуй эту «версию» на каких-нибудь замухрышках  из нашей школы. Не на мне…
- Да ты не так меня поня… - ошарашенно уставился на меня этот гребаный ботаник (которому я чуть было не поверила, представляете!), но я не дала ему и фразы закончить:
- Всё, хватит! Не хочу ничего слышать - и, привычным образом развернувшись на шпильках, добавила. – Кстати, я тоже хотела извиниться: извини, что грубо повела себя на уроках. Привычка!

Ричард что-то хотел сказать, но промолчал. Слегка ухмыльнувшись, он кивнул и помахал мне рукой:
- Пока. А говорил я серьёзно.

Постепенно обретая самообладание, я, сделав вид, что не слышала его слов, пошла прочь от ворот. Ужасно раскалывалась голова, хотелось скорее покинуть территорию школы, сесть в машину с личным водителем и, наконец, расслабиться. Что я и собиралась сделать.
Я знал, что застал её врасплох так же, как и понимал, что она вернётся. Меня удивляла появившаяся самоуверенность, но я никак не мог совладать с внутренней борьбой: казалось, сердце ломает ребра и пытается вырваться наружу. Отчего так? Ладно, сейчас это неважно, главное, чтобы не пришлось ехать в травмпункт.
Я ждал, когда Афродита придёт. Да, стоял, как последний идиот, у ворот школы, бессмысленно уставившись под ноги. Уверенность в себе стала понемногу улетучиваться. И долго я вообще собираюсь тут торчать?! Сетуя на собственную придурковатость, я уже собирался уходить, как за спиной послышался уже знакомый стук каблуков.
Дура, зачем ты вернулась?! Ответ прост: ноги принесли. Но… Какого чёрта им тут понадобилось?! Так…, кажется, Афродита стала сходить с ума. Хотя кто сказал, что я была в своём уме?? Ричард одарил меня дерзкой улыбкой типа «я так и знал», но я-то видела, что он удивлён не меньше меня. Так, надо что-то сказать, а то это молчание как-то… Но что сказать?!

- Э… - блеснула я своим блондинистым умом, - ты не думай, что я сюда из-за тебя пришла!
- Но тут больше никого нет, - с усмешкой на лице проговорил ботаник. Правда, сейчас он уже не смахивал на смазливого мальчика, спящего в обнимку с учебником… - Послушай, Афродита, ты не одна, кому приходится играть роли и…
- Играть роль ботана? – перебила его я. – Либо ты выжил из ума, либо ты идиот! Зачем надо играть такую роль? – это я ещё и себя называла больной! Вот уж кто точно свихнулся, так это Ричард!
- Ну да, - спокойно произнёс парень, - у всех людей свои роли. Твоя жизнь заставляет играть стервочку, а моя – заморыша, спящего с учебником, - что он только что сказал?! – Судя по выражению твоего лица, именно такого ты обо мне мнения, - с грустной улыбкой добавил он. Я в это время вновь молча подбирала свою челюсть. – Но поверь, это не так. Просто так проще.
- Как знаешь, - фыркнула я, снова теряя самообладание, - пожалуй, мне пора.
Стряхнув пряди роскошных золотистых волос с плеч, она грациозно направилась к своей дорогущей машине с тонированными стеклами. И с какого перепугу я решил, что она во мне нуждается?! Идиот!!!
Я совершенно перестала понимать себя! Кто такой этот Ричард? Ботаник или «богатенький Риччи»?! Кажется, теперь школьная жизнь станет немного интересней.
Так, что же надеть сегодня? Короткая юбка была вчера, шпильки тоже… Я пробежалась глазами по захломленным разными дизайнерскими вещицами полкам и… вот оно! Да! Именно это я надену сегодня! Так, осталось решить, что сделать с волосами…

Блин, кеды совсем развалились! Ничего, осталось доходить в них пару семестров, а там, глядишь, куплю новые. Натягивая изрядно потертые джинсы, я размышлял о сегодняшнем дне. Мельком взглянув расписание, я понял, что должен быть на высоте: математика, черчение, биология… И зачем тут вставили русский? Ах да, чтобы бедные гуманитарии совсем не свихнулись… Интересно, а я на всех уроках сижу с Афродитой?
Отлично, прошло уже два урока, а её все нет! Неужели проспала? Или, может, прогуливает? Надо бы хоть с кем-то познакомиться в классе, а то как-то скучновато… Мои мысли прервала чья-то огромная наглая задница, плюхнувшаяся на нашу с Афродитой парту (наглая задница?! Что я сказал?? Как задница может быть наглой?!).

- Приветик, новичок! Чего скучаем? – обратилась ко мне обладательница пышных ягодиц, протягивая руку с розовыми накладными ногтями (это, конечно, может и красиво, но точно не тогда, когда наклеены даже не на ноготь…фу!). – Я Синти.
- А я Дейно! – пропищало за спиной Синти. – Хочешь, покажем тебе школу?
Поверьте, лучше бы я не знал, кто такая Дейно! Извините меня, девушки, за бестактность, но Дейно была настоящей уродиной! Лошадиные кривые зубы, рыжие нечёсаные волосы и полное отсутствие вкуса!
- Э… Нет, спасибо, девочки, - промямлил я, стараясь не вдыхать их ужасный парфюм, - кажется, показывать школу мне должна Афродита.
- Да ладно тебе, сладкий! – прокрякала Синти (я так полагаю, со мной пытаются заигрывать) и дотронулась отпадывающим ногтем до моего подбородка (ой, ещё чуть-чуть, и меня точно на них вывернет!!!). – Она по вторникам ходит только на русский.

- Толстожопая и безвкусица, какого чёрта вы делаете на моей парте?! – бросила я двум замухрышкам, явно пытающимся завоевать сердечко моего ботана. Вы бы его видели! Подавив приступ смеха, я добавила, - Ричард, может, тазик нужен?
- Да, пожалуй, - выдавил бедняга. Ещё бы! От этого парфюма у меня аж глаза слезятся!
- Что??? Ах ты… Козёл!!! – обиженно закричали Синти и Дейно и выбежали из кабинета.
- Кстати они правы, - обратилась я к новенькому, - я по вторникам только на русском иногда появляюсь.
- Но до русского же ещё два урока… - прошептал мальчик, - ты… пришла ради меня?
- Эй-эй, кончай мечтать, малый! Светишься прямо весь! – громко засмеявшись, я добавила. – Хотя надо было оставить тебя на Синти с Дейно, они бы тебе мигом всё тут показали… Думаю и себя - тоже.
- НЕТ!!!! СПАСИБО, ЧТО ПРИШЛА! – выпалил Ричард, и все пацаны дико заржали. Покраснев, добавил. – Я не хотел обижать их…
- Да брось, ботанчик! Может они, наконец, попробуют поменять свой стиль! Хотя… Не думаю, что это им поможет.
Ричард покраснел до ушей, сдерживая смех. Милый мальчик. Ну вот, прозвенел звонок, и грозная училка по черчению сразу начала орать на весь класс, показывая какие-то чертежи. Что ж, мне это неинтересно, поэтому я лучше подпилю ноготки… А то затупились слегка.

Обтягивающие голубые джинсы, аккуратно убранные  в хвост волосы, черная майка «борцовка» под цвет туфелькам на невыскоком каблучке… Афродита снова была на высоте! Как я рад, что она спасла меня от своих одноклассниц (блин, как глупо звучит! Мужик я или кто?!)! Совершенно забыв о черчении, я смотрел, как она, напевая что-то себе под нос, подпиливает ногти… Аккуратные, чистые… настоящие (кажется, у меня нарушение психики от ногтей Синти). Неужели она пришла ради меня?
- Чего уставился? – вывел из мечтаний её голосок. Кажется, я снова её рассердил…
- Прости.
- Забей. Тебя к доске вызывают.
- Что?

Нет, с этим точно надо что-то делать. Парень явно на меня запал. Но это вполне обычное дело, меня больше беспокоит то, что мне это нравится! Нет, конечно, в очередной раз убеждаться в своём превосходстве всегда приятно, но со мной что-то не так. Мне нравится, как он смотрит на меня, какой он наивный… Блин, лучше бы он свои дурацкие ботинки надел, чем допотопные кеды! Ой! Пилочку уронила!
Под вздохи глядевших на меня парней я подняла пилочку и снова её выронила: с каких пор мне нравятся ботаники?! Но вчера он совсем не выглядел как ботаник… Так, стоп! Ричард мне НЕ нравится, ботаник он или нет!

В пятый раз поднимая пилочку, я уже обратила на себя внимание учительницы.

- Афродита, здесь тебе не маникюрный салон! Иди-ка начерти нам вот эту деталь!
- Да-да, конечно, иду-иду… - и почему я веду себя как идиотка?!

Так, пока Афродита тупит у доски, у меня есть время спокойно всё обдумать. Ведь рядом с ней сердце так бьется, что создается ощущение, что рёбра всё-таки целыми не останутся,  я в книгах читал об этом… Кстати, а что там писалось об этом? Пораскинув мозгами и найдя ответ, я чуть не упал со стула от осенившей меня мысли – я влюбился?! Нет, только не это!!! Я же хотел просто помочь ей, а теперь это невозможно! Я же не смогу владеть собой! Чёрт-чёрт-чёрт, какой же я болван!!!

- Эй, ты чего об парту долбишься? Мозги не растряси тут, а то у кого я списывать буду! – бросила белокурая красавица, плюхнувшись на своё место. – Ненавижу черчение, - скорее всего уже себе, добавила она.
Этот Риччи точно странный парень! Безнадежный идиот, но видит мою натуру насквозь! Более того, создается ощущение, что мы знакомы с ним всю жизнь… Паранойя, не так ли? Такое только в смазливых фильмах про любовь бывает. А как бы было здорово найти того, кто меня понимает… Стоп! О чём это я?! Мне никто никогда не был нужен! И сейчас – не исключение!

- Знаешь, Афродита…- прошептал растянувшийся на парте ботан, - я хотел спросить тебя ещё тогда…
- Ну, спрашивай уже что ли! Чего резину тянешь? – буркнула я.
- Зачем тебе всё это?

Внутри что-то йокнуло. Это он о чём?! Хотя я прекрасно знаю, о чём… Его проницательность жутко раздражает!!! Волна ярости поглотила меня, и, не успев отдать себе отчет в действиях, я вскочила и на весь кабинет заорала:

- Да какое тебе-то до этого дело?! Отвали, грёбаный ботаник!!!
 
Я выбежала из кабинета. О нет, всё кончено! Что на меня нашло?! Вся репутация и самообладание коту под хвост!!! И всё из-за этого придурка! На глаза снова наворачиваются слёзы, я бегу вниз по коридору к детской раздевалке – там уж точно никто меня не будет искать. Почему, ну почему он задаёт такие вопросы, на которые я сама не могу дать ответа?! Почему он всегда застает меня врасплох?! Да, сейчас, наверное, урок сорван и обрадованные одноклассники, уже не слушая учителя, обсуждают мою выходку. Нет, всё! Сегодня на уроки больше не пойду!

- Афродита, прости, я не хотел, чтоб так вышло… - я вздрогнула от неожиданности – передо мной стоял Ричард! И он видит меня такой: подавленной, сидящей в углу раздевалки, плачущей… Кошмар! Вечно он попадает по ту сторону стены!
- Кажется, я по ту сторону стены? – застенчиво улыбнулся парень и сделал шаг вперёд. – Могу я присесть?
- Если только мысли мои читать перестанешь! – всхлипывая, пробубнила я. – И кто ты такой… - добавила, скорее уже себе, я.
Он присел рядом, и в моей душе стало разливаться тепло, отчего хотелось ещё больше плакать… Да что со мной?! Я не устраивала истерик, не плакала, не показывала свои настоящие эмоции со времён начальной школы! Этот парень дурно на меня влияет!
- Прости, я больше не буду задавать лишних вопросов, - я в очередной раз вздрогнула от его голоса, хотя говорил он шёпотом, - когда захочешь, ты вернёшься, а я буду рядом.

Я ничего не ответила. Почему? Откуда мне знать… Может потому, что я утонула в его объятиях и забыла обо всём, а может потому, что была ошарашена его словами и моей реакцией на его действия…

Мы вернулись в класс, держась за руку. Это вызвало бурю эмоций среди моих «обожаемых товарищей» и повлекло за собой множество слухов и сплетен. Ручаюсь, что самые гадкие распущены когда-то отшитыми Риччи Синти и Дейно, но, признаться, до этого мне всегда не было никакого дела. Совершенно всё равно, что думают о тебе те, кто тебе безразличен как друг, человек и личность.

***
Когда всё это началось сказать трудно: то ли тогда, когда Риччи перевёлся в мою школу, то ли в тот день, когда я выплакала все слёзы горечи и обиды многих лет. Что-то внутри меня перевернулось: он держал меня за руку, и казалось, что весь мир преобразился, стал ярче и…

Вдруг она остановилась. Минут пять мы шли молча, слушая шуршание листвы под ногами. Я не хотел ей мешать – видно было, что Афродита погрузилась в какие-то приятные мысли, быть может, мечтала. Мне было достаточно того, что я держал её за руку и мог любоваться её улыбкой. Настоящей, открытой и искренней улыбкой! Это была не та Афродита, высокомерно окидывающая взглядом всех окружающих, это была настоящая Афродита, милая, застенчивая и… моя. Но вдруг она остановилась, и улыбка её померкла.

- Что-то не так? – спросил я, заглядывая ей прямо в глаза.
- Слушай, Риччи… - видно было, что говорить ей трудно, - я… Ты… Понимаешь, я же не всегда такой была, какой ты меня видел, я… - она глубоко вздохнула и буркнула, - чёрт, откровения – не мой конёк!

Он засмеялся. Громко, искренне, заразительно. Он смеялся так долго, что начал уже задыхаться, а я, казалось, покраснела так, что самый сочный помидор бы обзавидовался!

- Чё ты ржешь? – обиженно промямлила я. – Может, объяснишь?
- Смешная ты, Афро, - прижимая меня к себе, промурлыкал Ричард, - неважно какой ты была, неважно, что было в прошлом! Главное, что сейчас! И сейчас я счастлив! Счастлив, потому что ты рядом со мной!

Я ничего не ответила. Да и не нужны были слова. Мы всегда понимали друг друга без слов. Никогда не думала, что дурацкие фильмы бывают и реальностью, в жизни. Я таяла в его объятиях, я слушала стук его сердца… Ритм, созвучный моему. Я счастлива! Да, я счастлива, Ричард, потому, что я… нет, потому что ты рядом. Ты и только ты! Я схватила охапку мокрых листьев и бросила Риччи на голову. Засмеявшись, кинулась убегать, зная, что он всегда побежит следом.
Афродита и Ричард. Пара, которой можно любоваться бесконечно...

Высокие чувства преображают.

28.04.2010 – 29.07.2010


Рецензии