1 сентября

Сегодня - 1 сентября!
Странное лето закончилось, выдав на прощание горсть не по-августовски тёплых и нежных дней. Оно, лето, как будто извинялось перед людьми за дикую жару июня, наводнения июля и пожары августа. Хотя... Нам, жителям Смоленщины, грех особо жаловаться на безумства погоды - мы как-то неплохо устроились между Москвой и Европой - то там топит, то там... То там ветра ураганные, то там... То там грозы и смерчи - то там...А мы сидим между ними, смотрим то на запад,  то на восток и дивимся на капризы природные. Ночью загремит гроза над домом - мы и испугаемся... А утром искры по траве от солнца и тишина благостная - мы и забудем страхи ночные... Только яблоки в саду попадают больше, чем накануне.
1 сентября... Люблю я этот день. И не потому, что школьник какой-то. Я его люблю своей "пенсионерской" любовью - враз стихает наша, заозёрная сторона деревни. Дети с родителями-дачниками уехали в город, стихли мотоблоки и триммеры и на деревню опускается пуганная диким летом вселенская тишина!  Покой... Местные птицы, затюканные летними децибельными "тумс-тумс"  из колонок, недоверчиво отряхнулись, вытащили затычки из слуховых пазух и вместе со мной принялись вслушиваться во внезапно наступившую осеннюю тишину, опустившуюся над домами... Сегодня  даже снегири в саду пропели!   
Теперь вопрос: где должен встретить 1 сентября деревенский пенсионер, дети и внуки которого живут где-то там,  в городах и странах, где они, видимо, как-то отмечают этот день. Семейно, радостно, надеюсь, с новыми планами и надеждами на всю предстоящую им долгую и, дай Бог,  счастливую, жизнь. Где-то, в Сиднее, например,  пьют какой-нибудь местный напиток аборигенов или крепкий бренди, завезённый колонизаторами. А где-то в Москве,  к примеру,  пьют Советское шампанское или Фганцузское вино, поздравляют друг друга...  А что же мы?  Где?
А мы - в лесу! Среда, начало осени,  середина недели - где же ещё быть-то, чтобы встретить новую осень (дай Бог - не последнюю!). Конечно, на своей знакомой и долгой тропе. Корзинка в руках, пакет в кармане (на всякий случай), собака рядом. Спускаюсь в знакомую опушку, останавливаюсь,  кланяюсь лесу и хозяину его... Пауза... И - вперёд! По тропе. С новыми надеждами и в ожидании новых встреч...
Лес тот-же, но и уже чуточку осенний: сыроежки летние увяли, а молодых, практически, нет. Только поблекшие и подёрнутые хищной плесенью старые шляпки-блюдца  ещё добавляют краски в лесную подстилку вокруг дорожки. Так - неярко, туманно, валёрно... И  запах... Запах в лесу от тысяч переростков изменился - наконец-то запахло прелым грибом.
Зато вовсю разгулялись осенние лисички - не такие толстоногие, как июньские, но такие же цветастые, нарядные и очень вкусные! Как желанные подарки изредка на тропе встречаются лесные "короли": то статный белый гриб между колей голову поднимет, то красничок на обочине шляпкой красной поманит. Даже подберёзовики стеснительные показались! Количеством небольшим, но на фоне полного отсутствия их в прошедшие два года - просто праздник какой-то!
Но особенно порадовали "чёрные" грибы! Засолочные! Чернушки, свинушки и волнушки. Не то, чтобы их было много, но были они красивыми и мечта о будущих хрустких солёных грибочках с лучком и постным маслицем на праздничном столе, заставляла, буквально,  сверлить взглядом  лесную подстилку, ощупывать каждый подозрительный бугорок, тыкать палкой, поднимая листик за листиком...Листик... За листиком... Что интересно и удивительно, этот пришедший мне в голову образ из старого Советского мультфильма о Винни-Пухе, очень скоро обрёл в лесу своё, почти буквальное продолжение.
На обратном пути, когда мы с Диной без потерь преодолели наш Большой ручей и выбрались на противоположный склон, я наткнулся на небольшую плантацию варушек. Устроившись поудобнее,  я начал аккуратно срезать хрупкие грибочки... И в этот момент перед глазами у меня возник молодой шмель-сеголеток! Он висел перед моими глазами сантиметрах в десяти, синхронно следуя малейшим моим движениям, обусловленным самим процессом срезания грибов. Я влево - он влево! Я - вправо, он вправо! В какой-то момент я точно почувствовал себя тем самым Леоновским Винни, висящим на шарике перед ульем и отбивающимся от внимательно смотрящих на него пчёл!  Оставалось только запеть; " Я, Саша, Саша, Саша.. Я вовсе не медведь! Ах,  как приятно Саше на шмелика глядеть!" Что забавно,  после того, как я порезал все годные грибочки, и пошёл дальше, он, этот смелый шмелик, ещё сопровождал меня некоторое время по лесу, после чего,  взглянув мне, буквально, в глаза - типа: "Я тебя запомнил!",  медленно отлетел на отвоёванную от чужака опушку...
Три часа прошло... Три часа, как мы ходим по лесу... Корзинка почти полна всякой лесной всячиной... Ноги опухли окончательно и каждый шаг как по раскалённому железу... Дина тоже устала... Пройдёт вперёд меня и ляжет, поджидая... "Тебе не стыдно!, - говорю я ей - УУ тебя четыре лапы, у меня  две! Ты гуляешь налегке, а мне ещё корзину полную тащить! Хорошо, что палка в руке есть, а то точно несколько раз упал бы, зацепившись ногой бесчувственной за сучок какой или валежинку скрытную!"
Ничего... Скоро выход из леса... Правда,  есть одно "но"! На выходе есть у меня пара знакомых грибниц беленьких грибов (эдулисов или ретикулятосов - не знаю! ) Надо проверить на всякий случай. Первая "верная" грибница дала одного красавца и одного чистого, но хилого!
Зато - вторая!!!! Вторая!!! Та, которая весь август выдавливала на поверхность один-два грибочка в неделю, отыгралась в этот раз! Бросив корзину на тропе и осадив около неё собаку (типа - отдыхай!),  я налегке пробежался до знакомой валежины. Только обошел её, как тут же в глаза бросился красавец-белый! Нога высокая, шляпка набекрень - не дать, не взять Боярский в лучшие годы!  Сразу телефон в руки - фотографировать. Пока прилаживался - увидел второй, потом третий!  Ага! Вот оно как! Голову сразу вниз, стойка легавой... Результат - 7 молодых чистеньких беленьких с одного квадратного метра! Первый раз в этом году такая высыпка! Отнёс грибы в охапке к корзине. Дина уже скулила,  желая побыстрее дойти до машины, но я, ткнув в глаза ей своей добычей, попросил потерпеть и снова сбегал на  пробитую точку.  И не зря - ещё три крепких беляшей отправились в переполненную корзину! Бонус! И ещё какой!
Вот,  сколько раз обращал внимание на то, что лес любит терпеливого и не жадного! Нынче было  ещё одно подтверждение этой выстраданной мною истины!
До машины оставалось всего всего пара сотен метров - она уже откликалась на зов бипера сигнализации... Дина, измученная четырёхчасовым походом,  Дина - строгая и сердитая овчарка,  Дина встретила на тропе постороннего грибника и даже не гавкнула, не взлаяла, не заинтересовалась,  а лишь лениво обнюхала и пошла прочь в сторону машины...  Устала, знать...
Когда я выбрался из кювета, она обессиленная лежала около двери водителя и смотрела глазами, в которых читалось: "Ты-то ненормальный, это понятно... Я-то какого..."
Сегодня - 1 сентября...
Кто как может, тот так и встречает эту осень... Кто в Москве,  кто в Беленино, кто в Сиднее.... Главное, дай Бог нам всем - не последнюю!   
Я встретил ТАК!


Рецензии