Браво! Критика. Эссе 4

          Литературная критика "Шпиль".

   Не пройти мимо представленного недавно Ириной Рябко шедевра мировой литературы, и не иначе, с названием "Есть и нет...":

Нет ни обид, ни гнева, ни печали:
Есть просто осознание пути...
Есть та и эта сторона медали,
Есть истина, преграды и «прости...»

Есть то, что до сих пор необъяснимо,
И даже то, где вариантов нет.
Есть очень много прошагавших мимо,
Но есть и те, кому замены нет.

Есть жизнь и смерть, любовь и трезвый разум,
Что хочется и то, чего нельзя:
Не усидеть на паре стульев сразу,
На старте пешке не сместить ферзя.

Есть логика и взвешенность в решеньях,
Когда в них нет ни гнева, ни обид;
Порядочность и честность в отношеньях —
Не суть в каких: иное — Бог простит...

Есть «да» и «нет», но есть ещё «возможно»,
Есть вера и надежда, и любовь...
И даже сказку сделать былью можно:
Не так всё сложно, если ты готов.
               

© Copyright: Ирена Буланова, 2021
Свидетельство о публикации №121052003663

   Я написал комментарий к этому чуду поэтической мысли, естественно, он не понравился, и меня госпожа Рябко убедительно попросила (сокращаю) не писать на ея сайте. Не зайду - будьте покойны!
   О самом стихотворении. В стихах, как понятно каждому, должна быть логика и, наверное, закладывается  какая-нибудь главная мысль, как в любом художествкнном произведении. Начинаю читать и размышлять:
   Автор предлагает, отбросив эмоции, "осознать путь" и ставит многоточие. У меня сразу вопрос:"Какой путь?" Путь Ирены Булановой, мой жизненный путь, творческий, поэтический, преступный или путь с работы домой. Они все разные. Предположим, это некий авторский путь. Пытаемся осознать:
   "Есть та и эта сторона медали". Какая ТА и ЭТА? У медали ЕСТЬ три стороны, а, именно, аверс, реверс  и гурт. Автор не знает? Следующая фраза - набор  несвязанных между собой слов, и всем нравится, думаю слово "прости".
   Второе четверостишие. Есть необъяснимое, есть совсем непонятное, есть любимые Иреной "прошагавшие мимо", есть близкие и родные. Констатирую - есть.
   В третьем катрене "входят" жизнь и смерть, а также до кучи - "любовь и трезвый разум"( как без них-то). У автора идёт "осознание пути", и всё осознаётся, не отходя от листа бумаги, а что же хочется и чего нельзя? Стоит двоеточие и объясняется непонятливым:
"Не усидеть на паре стульев сразу" и
"На старте пешке не сместить ферзя"
   Это должно поразить воображение читателя, очарованного логикой (см. далее начало четвёртого четверостишия) осознающего автора.
Если говорить строго, то усидеть-то можно запросто, некоторые ухитряются спать даже на трёх стульях. В посёлке, где я провожу лето, мне рассказали об одном местном предпринимателе, очень удачливом, у которого аж две любовницы, от каждой имеет детей ( и от супруги), их всех обеспечил квартирами, о всех о них заботится, и никто его не осуждает, а,наоборот, восхищвются. По логике он удерживается успешно на трёх стульях.. Так вот, требуется уточнение фразы о стульях, но его НЕТ. Я, как читатель, должен догадываться, что автор-то подразумевает проблему выбора, ведь, в той или иной мере, человек вынужден раздваиваться и решать,  потому что жизнь - не простая "штука"...Всё время недомолвки!
  Теперь шахматы. Опять непонятная фраза. О каком старте идёт речь, когда фигуры только расставлены или партия уже началась? ЕСТЬ подходящее  шахматное слово "дебют" для начала партии, кроме того, можно взять пальцами пешку, поднести к ферзю и таки подвинуть его и даже уронить в любое время. Если же игра началась, первым ходом пешка не"съест" ВООБЩЕ НИКАКУЮ ФИГУРУ, а вторым уже может - есть глупые ферзи. Что думает автор, я не знаю. Догадываюсь, он шахматы привлёк просто для рифмы "нельзя - ферзя", бедный, и ничего не смыслит в древней игре...
   В 4-м катрене "осознание" заявило вдруг о "порядочности и честности в отношениях", и подразумевается, что они не просто ЕСТЬ, а дожны быть, остальное "Бог простит..."(Может, и не простит. Бог его знает!)
   Наконец-то, мы добрались  до заключительного момента. Поэтесса вспоминает (не понятно к чему), что  в русском языке ЕСТЬ слова "да", "нет", " возможно" и беспроигрышная фраза "ЕСТЬ вера и надежда, и любовь...", а далее, подводится итог авторских бдений (выделяю специально):
"И даже СКАЗКУ сделать былью можно:
Не ТАК ВСЁ сложно, если ТЫ ГОТОВ."
   Где, какая сказка? ТАК - это как? Что ВСЁ?
Правда, если ТЫ ГОТОВ, то ВСЁ поймёшь сам, или, как ответила в комментариях Ирина Рябчик, читатель должен сам догадаться...Картина маслом!
   Теперь проверяем, может ли читатель, исходя из ЛОГИКИ и "ТРЕЗВОГО РАЗУМА", упомянутого в произведении, прийти к вышеозначенному выводу (Так и нвпрашивается пионерское "Всегда готов!", но НЕТ):
"ЕСЛИ ТЫ ГОТОВ", то (поднимаемся вверх по стихотворению) будут "вера и надежда, и любовь", "Бог простит", "порядочность и...", логика, взвешенность решений, "жизнь и смерть", любовь и т. д. . Да - будут, однако, они останутся, если ты и НЕ ГОТОВ, если тебя даже НЕТ. Они были, ЕСТЬ и будут, т. е. вывод автора в глубоком "осознании пути" - форменное пустословие.  Может быть, поэтесса хотела сказать, что надо быть готовым к представленным миру понятиям: к любви, к смерти, к жизни. Она  не раскрывает, забыла в спешке, да и невозможно к этому быть готовым. Все эти понятия случайны (встретил и влюбился, шёл-шёл, а тут сосулька сверху по голове). Для раскрытия Ваших "глубоких" мыслей в русском языке ЕСТЬ определения, указательные слова и разные приёмы и методы. Это же не трудно для Вас, я уверен!
   Вернёмся к названию шедевра "Есть и нет..." Не всё описано, что ЕСТЬ, совсем мало - чего НЕТ, но и этого хватит, чтобы оценить авторскую работу. Тема не раскрыта, Вывод стихотворения странный. Из положительного ЕСТЬ отличная ритмика стиха и то, что не добавлены другие понятия, как дружба, свобода, патриотизм и т. д. , поэтому по десятибальной системе заслуженная оценка - "два" балла!!! Добавлю, рифма во втором и пятом четверостишиях - литературная находка(!): "нет - нет" и "возможно - можно", соответственно. Стыдно должно быть автору 4000 с лишним произведений за такие "склады"!
    Несмотря на мою горечь, я желаю всем совершенствовать, шлифовать свои стихотворения, не стесняться изменять их и критиковать. Успехов в работе и творчестве!
   Я жду аргументированных комментариев, сам пишу тоже - буду рад любым конструктивным отзывам.
   Читателей призываю тоже больше думать!
   Ваш любимый критик.
   


Рецензии