Как и когда рождаются стихи

Как и когда рождаются стихи,
Задумался я как-то на досуге,
Когда понадобилось что-то для статьи
В журнал дать закадычнейшему другу.

Вот так, совершенно неожиданно для меня возникло и сложилось это четверостишье, которое можно смело считать запевом для статьи-размышления на эту тему. Дело в том, что я не считаю себя настоящим поэтом, для этого, по моему мнению, надо обладать такими возможностями, которые позволяют стихам свободно течь, как у А.С.Пушкина!
  «…И мысли в голове волнуются в отваге,
   И рифмы легкие навстречу им бегут,
   И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
   Минута -- и стихи свободно потекут.
   Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
   Но чу! -- матросы вдруг кидаются, ползут
   Вверх, вниз -- и паруса надулись, ветра полны;
   Громада двинулась и рассекает волны…
Фрагмент стихотворения «Осень»

Но даже не считая себя поэтом, я иногда чувствую, что мне пора сесть к компьютеру и излить на бумагу то, что уже шевельнулось во мне неясным пока желанием выразить свое отношение к чему-либо или к кому-либо.
Рифмы я начал складывать еще в школе – моему классу повезло – русский язык и литературу нам преподавала замечательный учитель - Надежда Николаевна Чернова.  После её уроков мы торопились в библиотеку взять те произведения, о которых она нам с таким чувством говорила! В этом классе училась одна девочка, к которой я испытывал особые чувства. Однажды в разговоре я высказался, что стихи писать может каждый, надо только очень хотеть. Она тут же меня и подзадорила, предложив мне написать в её честь оду. Два вечера я мучился, на третий – показал ей результат. Приговор был кратким как удар хлыста – это не ты, написал, а Пушкин! Через неделю я принес ей другой опус и получил такую же, в принципе оценку, только связанную с Лермонтовым. Но я был упорным, и в третий раз она сжалилась и произнесла: «не совсем здорово, но это – твоё! Спасибо!»
С тех пор прошло много лет, почти 60! Я не оставляю этого увлекательнейшего занятия и собралось достаточно много стихов, созданных в очень разных ситуациях, по очень разным поводам. Больше всего, наверное, было написано поздравлений моим родным и друзьям. Здесь подход примерно один и тот же: к определенной дате надо написать стихотворный текст. Примерно неделю я вынашиваю замысел, потом в голову приходит первая строчка, которая и задает ритм всему произведению.
Однажды, когда я работал в Центре развития творчества детей и юношества Московской области, что недалеко от ст. метро «Войковская», меня попросили написать поздравление двум женщинам, которые значительную часть своей жизни посвятили куклам. Я их видел всего несколько раз, и то – мельком. А тут пошел на их спектакль специально, чтобы познакомиться с их творчеством. То, что я увидел помогла мне написать для них приветсвие, которое им очень понравилось.   
               
                Ирине Николаевне Гергель,
                Наталье Владимировне Федотовой,
                кукольницам

Я каждый раз благодарю судьбу,
Когда с друзьями подвожу итоги
В последний день единожды в году
Хотел бы им поведать очень много.

Вам удалось за эти 20 лет
Держа в руках серебряные нити,
Дать куклам жизнь, а нам всем – дать ответ:
Как выжить в мире горестных событий?

И подарить нам чудо мудрой сказки,
И вновь зажечь в сердцах огонь любви,
И растопить в желанном море ласки
Зло нетерпимости, царящей меж людьми…

Да будет Вам и счастье и покой,
Восторги зрителей от встреч нечастых с Вами,
Преобразуя мир, Вы делитесь собой, -
Так будет Бог  навеки вместе с Вами!

И еще одна забавная история, случившаяся в том же Центре развития творчества детей и юношества. Его персонал, как это было принято с давних времён, готовился к празднованию Нового года по старому стилю. Отделу, к которому я был приписан как методист, поручили подготовить инсценировку на японскую тему. В процессе подготовки сценария я наткнулся на японские народные загадки, они показались мне настолько забавными и неразгадываемыми, что я решил облечь их в малые стихотворные формы, традиционно культивируемые в японской практике стихосложения.
Структура подачи сложилась сама собою: сначала идёт название-отгадка; потом японский вариант загадки, а в завершение – мой вариант представления загадки.

Кукуруза
Выходит в поле в меховых одеждах, что это?
Стоит невеста желтолика,
Спелёнутая, посреди двора,
И днём и ночью ожидая,
Когда ж придёт её пора…

Пчела
Кружит вокруг дома, бубня сутры.
Кружит вокруг меня,
Рассержано гудя,
Мохнатой лапой строго
За что-то мне грозя

Жук-носорог
Летит с неба, играя на сямисэне .
С неба,
Притихшего от восторга,
Медленно спускаются звуки сямисена
Вечереет…

Ручная мельница
Вокруг горы поплыл туман…
Смотрю на Фудзи, грустящую над туманом,
И пью чай, размышляя о прошлом,
Ночь впереди…
 
Ковш для воды
Буль-буль – танец цветов в воде.
Меж прудом и небом
Плывут лепестки
В безмерность покоя.
Закатом полны…

Глиняный чайник
Гнутый мост и полная луна над прудом.
Пузатый чиновник
Надменно стоит,
Шляпу надвинув,
И струйка парит…
Глазурь тяжела,
Но уютно руке…
Купаются двое
К вечерней реке…

 
Игла
Одноглазый, одноногий послушник
дружен с женщинами.

Ничего, что одноглаз,
Ерунда, что одноног,
Ни одна не упускает,
Если раз хоть ей помог!

Следы от гэта
В снежный день вдвоем рисуют на дороге иероглифы
В снежный день идём вдвоём
Цепи длинные ведём,
Только как бы им не виться,
Всё равно вернут нас в дом…

Гвоздь
Пока не ударишь по голове, не слушается.
Он упрям, но не настолько,
Его бьют, а он стоит,
В доску медленно врастая,
От удара не бежит…

Акробатика
И страшное, и интересное.
Ноги, руки, голова, -
Всё сплелось в натуге…
Не пойму я, братцы, как
Обнимать подругу!
Сороконожка
Под камнем проехал паровоз.
Из под камня рыжий поезд
Промельнул, задравши хвост,
Ни о чём не беспокоясь,
Не ответив на вопрос…
Кот
Кривое полено в углу у очага.
У печки кривое лежало полено…
Зевнуло, мяукнуло, глазом горя,
И прыгнуло мягким комком на колени
И песню запело, тепло мне даря…
Рубанок
Одинок и печален на тропинке скитаний. 
Вариант 1.
Тропинка скитаний моя коротка,
Меня уж не греет большая рука,
Пахучая стружка скатилась на пол
Шуршит мотылёк под дырявым ведром…

Вариант 2.
Золотая стружка пахнет тёплым лесом на закате,
Ты уткнулся, одинокий, в непокорную доску,
Пьяный мастер что-то режет, кроя всех тяжёлым матом,
Дождик капает тихонько, опуская нас в тоску. 

Дождевые капли
Ходят вокруг дома, звеня колокольчиками.

Тёплая завеса летнего дождя
Окунула тихо в прошлое меня…
Колокольцы звонкие струями звенят,
Никуда не хочется, пусть меня простят…

Постель
Всегда обнимает
Как бы мне не было плохо,
Злой или добрый.
                Всегда
Примешь меня и обнимешь
Нежная, словно жена.
Дым
Повязав голову белым полотенцем,
ползет по крыше.

Самурайская привычка, лоб повязкой обмотав,
Лезу вверх, крадясь по крыше,
Соблюдая свой   устав…
Меня видно издалёка,
Для кого-то я – сигнал,
Мы с трубой – не одиноки,
Если б я не улетал…

Листья клёна
На горной дороге рассыпаны перчатки.
Золотые перчатки лежат на дороге,
Солнце их потеряло в осенних дымах,
Мы сидим на смолистом, уютном пороге
Бесконечностью дышим, паря в облаках. 


Земляника
Кто танцует в поле в красном платочке?

На солнечном поле живут невелички,
В алых платочках гуляя в траве,
Полные соком мои землянички,
Просятся в руки, висят на губе…

06.01.2013
Что и говорить, эти стишки-загадки так понравились моим коллегам, что мы целый час играли в отгадки, мало кто разгадал их, но время пролетело быстро и весело, Новый год мы встретили с большим творческим подъемом.
    
Совсем недавно я получил письмо от своей хорошей знакомой с приглашение принять участие в заседании диссертационного совета, на котором она собирается защищать свои научно-педагогические разработки в форме докторской диссертации.  Едва я дочитал до конца её письмо, как тут же я почувствовал знакомое предчувствие будущего небольшого стихотворенья:

Признаюсь, я несколько ошалел от тёплого, эмоционального приглашения…И это случилось, - дух Пушкина снизошел на меня, а я только записал то, что он мне шепнул: 
Еще не остыли чернила твои,
А пальцы сливаются с ручкой,
И вот эти строчки – живые стихи,
Возникли внезапно как случай…
Эх, было бы мне ну хотя б 50,
Я б ягодку эту взлелеял,
Воздвиг бы волшебный вокруг тебя сад,
И был бы он всех красивее!
Мне это очень понравилось, и я тут же отправил это стихотворение той, которая меня на него вдохновила….
Но было и не менее интересное, на мой взгляд, продолжение! Ведь я был приглашен на это мероприятие и, размышляя  о том, что негоже на званое мероприятие идти с пустыми руками, я решил сначала купить цветы (они никогда не мешают при встрече с женщиной, кем бы она ни была – начальницей, коллегой, просто знакомой). Потом я подумал, что для выступления на последующем за защитой легком застолье, очень пригодились бы стихи, в которых бы отразились общечеловеческие и профессиональные оценки этого человека. Я почитал автореферат будущего доктора педагогических наук и нашел всё, что мне было нужно..

Изяществу я песнь свою пою
Во всем: в структуре диссертации,
В терминологии, где мера и размах,
И выводы с обезоруживающей грацией
Несут законченность в продуманных словах.
И никаких не может быть сомнений,
Что этот труд вобрал в себя всю ту
Фундаментальность новых предложений,
Которая несёт изыск и простоту!
А в заключение позвольте пожелать:
Соединенные теорию и практику
Успешно в жизни реализовать
Согласно авторской стратегии и тактике!
Справедливости ради я должен заметить, что председатель диссовета попросил меня сказать несколько слов о качестве диссертационного исследования в рамках обсуждения выступления соискательницы. Это произошло сразу после выступления одного из её оппонентов  из Военного университета, который закончил свое в целом позитивное выступление цитированием стихов известных поэтов. Я высказал свою точку зрения на высокие качества защищаемой диссертации, и не удержался от того, чтобы зачитать и свой стихотворный опус.
По реакции присутствовавших на этом заседании ученых я понял, что поступил дважды правильно: и когда написал стихотворение и когда его озвучил.
Ну вот, я поделился с читателями серьёзного журнала  некоторыми своими творческими секретами. Если это было интересно, я готов продолжить этот не совсем академичный, но такой важный, по-настоящему душевный разговор. 


Рецензии