Тюрки от Арана до Алтая

Тюрки от Арана до Алтая.
 Начиная с позднего неолита древние тюрки уже уже вели полукочевой образ жизни. Пратюрки на территории Южного Кавказа начиная с IV тыс. до н.э. перешли к отгонному (яйлажному) скотоводству. В горных районах Южного Кавказа имелись прекрасные летние пастби­ща—«яйлаги», пригодные для овцеводства, а на зиму отары овец перегонялись на зимние пастбища (гышлаги) между реками Кура и Аракс. Степи Южного Кавказа (Муганская и Мильская равнины) тюрки издавна использовали как зимние пастбища.
   Данные археологии, лингвистики  и генетики свидетельствуют о том, что скотоводство было издревле  известно всем тюркским народам и на протяжении всех последующих периодов истории вплоть до наших дней оно занимает одно из ведущих мест в их хозяйстве. Занятие скотоводством на всех этапах истории давало тюркским народам мясо и молоко, материал для одежды и обуви, сырье для ремесел, и этим всегда определялась ведущая хозяйственная значимость данной от­расли.
         На Южном Кавказе пратюрки содержали преимущественно мелкий рогатый скот (овец, коз), а крупный рогатый скот (молочный и рабочий) — в очень ограни­ченных размерах. Пратюрки держали быков для перевозки вьюков на летние и зимние пастбища. А лошадей тюркские народы (начиная с III тыс. до н.э) содержали в основном для верховой езды. Для перевозки тяжестей в горах использовали также верблюдов, ослов и му­лов. Неприхотливые к корму, эти животные отличались выносливостью, хорошо ходили по горам с грузами.
          Как известно, человек издревле пытался приручать диких животных. Когда-то наши далекие предки поняли, что гораздо легче выжить в борьбе с суровыми природными условиями, если всегда иметь при себе все необходимое для жизни в виде прирученных домашних животных, чем полагаться на охоту, порой, очень опасную и не всегда удачливую. С тех давних времен люди получили уже много продуктивных пород домашнего скота.
Археологи определили, что первым домашним животным у пратюрков, как и большинства древнейшего населения Ближнего Востока, была собака.
Собака.
Тюркские языки:
орх.- енис.- ит,  др.тюрк. М.Кашг. — ит,
азерб.- ит, тур.- ит
кум.- ит, балк.- ит, ногай.- ийт,
крым.тат.- ит, гаг.- ит, караим.- ит,
чув.- йыта, татар.- ет, башк.- ет,
туркм.-ит, узб.- ит, уйг.- ит,
каракалп.- ийт, каз.- ит, кирг.- ит,
алт.- ийт, шор.- ит, хак.- адай,
тув.- ит, тоф.- ит, якут.- ит.
Кавказские языки:
лезгинский –киц, удинский- ха, хиналугский- пхра;
Финноугорские языки.
венгерский-kутя, финский-коира, эстонский-коер, марийский-пий, мордовский-пине, удмуртский-пуни;
Индоевропейские языки:
немецкий- ханд, английский- дог, французский- чиен, итальянский- кане,
румынский-каине, литовский- шуо, польский- пиес, украинский- собака,
осетинский- куидз, персидский- саг, хинди- кутта. армян.-шан.
Центральноазиатские языки:
китайский- гоу, монгольский- иохоу, тунгусский- нинакин;
       Анализ древней и современной тюркской лексики дает возможность установить наличие у тюркских народов издавна богатой скотоводческой и коневодческой терминологии. В целом в современных тюркских языках общетюркская лексика животноводства состоит свыше 500 лексем. При этом, исконно тюркские слова составляют 97,7 % от общего количества, а заимствованные лексемы- 2,3%.
       Археологи отмечают, что не все домашние животные играли одинаковую роль в жизни тюркских народов. Наиболее приоритетными домашними животными считались овцы и лошади. Этим и объясняется наиболее развитая система терминов овцеводства и коневодства.
Общетюркское слово «мал» –(скот, товар, имущество) многозначно.   
     У большинства тюркских народов «мал» это «имущество», «состояние» «добро» «богатство», «достояние», «ценность». Это слово представлено в 33 тюркских современных и классических языках, а с фонетическими вариациями — в общей сложности в 36 тюркских языках и диалектах.
У тюрков первыми деньгами был скот (мал). В этом значении слово мал широко распространено во многих тюркских языках: в уйгурском, башкирском,  алтайском, шорском, хакасском (сагайский, койбальский, качинский диалекты), турецком, крымско-татарском, азербайджанском, киргизском, казахском, караимском (луцкий, тракайский говора), чагатайском (староузбекском), сартском (узбекском), хивинском, туркменском. В якутском языке мал — вещь, вещи, имущество.
        В советское время некоторые ученые утверждали, что слово мал тюрки заимствовали после принятия ислама у арабов. Однако, наличие этого слова во всех тюркских языках (в том числе у тюрков Сибири), а также в монгольских (монгольском, бурятском, калмыкском мал — скот), которые не входили в сферу влияния арабской культуры, позволяет говорить об обратном. Как известно, скотоводческая лексика была заимствована монголами у тюрков при переходе их к кочевому скотоводству, очевидно, где-то в середине II тыс. до н.э. Известный советский тюрколог С.Е.Малов писал: «Это слово есть во всех тюркских языках и трудно допустить его заимствование из арабского языка».

Скот.
Тюркские языки:
др.тюрк. ДТС – мал (имущество, богатство, товар);
Южный Кавказ: азерб. – мал;
Передняя Азия: тур. – мал (скотина, имущество, товар);
Восточная Европа (Северный Кавказ): кум. – мал (скот, товар), карач.-балк. – мал, ногай. – мал;
Восточная Европа: крым.тат. — тувар, гаг.- сиир;
Восточная Европа (Прибалтика): караим. – мал (cостояние);
Восточная Европа (Поволжье): чув.- выльах, татар. — мал, башк. – мал;
Средняя Азия (юг): туркм.- мал, узб. — мол, кирг. – мал;
Средняя Азия (север): каракалп. — мал, каз. – мал;
Центральная Азия: уйг. – мал;
Сибирь (юг): алт., шор., хак., тув,  тоф.- mal;
Сибирь (север): якут. –мал (имущество);

Кавказские языки:
лезгинский – мал*, удинский- мал*, хиналугский- мал*; (заимст. у азерб. тюрков).
Финноугорские языки.
Восточная Европа (центр): венгерский- аллаталомани,
Восточная Европа (Прибалтика): финский- каржа, эстонский – елуслоомад;
Восточная Европа (Поволжье): марийский — вольык; мордовский- ракшат, удмуртский -пудо;
Индоевропейские языки:
Европа (северо-запад): английский- лайвсток, французский- бетаил;
Европа (центр): немецкий- виех;
Европа (юг): итальянский- бестиаме;
Восточная Европа (центр): румынский — шептел, украинский- худобу;
Восточная Европа (Прибалтика): польский- быдлак, литовский- гйвулиаи,
Восточная Европа (Кавказ) осетинский- фос; арм-хошор.
Центральная Азия (юг): персидский- дем, таджикский- моли чорпо*, ваханский-мол*,
хинди- пашудхана;
Центральноазиатские языки:
китайский- жиачу, монгольский- мал ай ахуи *, тунгусский- авдучаир (мелкий рогатый) , укусэл (крупный рогатый);
Араб.: «скот»- машийа, богатство-сарува, имущество-  мумтелекет,
товар- бедайа.
*-слово заимствовано у тюрков.
В последние годы, для решения многих сложных вопросов этногенеза стали широко привлекать новейшие данные генетической науки. Классические исследования антропологии, археологии, лингвистики и этнографии, внесшие важнейший вклад в изучение истории и разнообразия народов мира, в конце XX века пополнились новыми историческими источниками - генетическими исследованиями. Одними из наиболее информативных для изучения структуры и истории генофонда в настоящее время признаны маркеры нерекомбинирующей части Yхромосомы (мужская линия).
В настоящее время актуальным представляется детальное изучение генетической структуры различных этнических и региональных групп населения, с целью выявления ее специфичных особенностей, используя маркеры Y-хромосомы различной природы.
Благодаря генетическим исследованиям последних лет достоверно было доказано наличие древнейшей дописьменной истории у тюркских народов, уходящей корнями в тысячелетия.
 Когда были обнародованы первичные сведения ДНК, связанные с прототюрками, представители академической науки не сразу их приняли и относились с сомнением. И вправду было невероятным, что история тюркских народов вдруг удлинилась на несколько тысячелетий.
Часть представителей гаплогруппы R1a (M420)>(M198), (M417)(древние тюрки) примерно 5000 лет назад с Южного Кавказа в поисках новых пастбищ передвинулись на Евразийскую равнину(Z93), (Z280). Другая часть древних тюрков (предки современных азербайджанцев) осталась жить на Южном Кавказе (Z93), (Z2125), (Z2123), (Z280). (Underhill et al.,2014).
В дальнейшем, в результате повторной миграции, отдельные тюркские народы возвращались на территорию исторической прародины на территории Южного Кавказа (киммерийцы, скифы,сарматы, аланы, гунны, кипчаки, огузы-сельджуки и др.) и в результате они вместе с аборигенными тюрками образовали современный азербайджанский народ (Z93), (Z2125), (Z2123),(Z280).
«Древние тюрки», «киммерийцы», «скифы», «гунны», «огузы» это в своей основе – одни и те же люди, но в разные исторические эпохи. Они связаны прямой наследственностью, в рамках рода R1a. У большинства современных тюркских мужчин – одна и так же Y-хромосома, один и тот же род (R1a).
В период примерно 5000 лет назад и позднее носители гаплогруппы R1a1 широкой полосой от Дуная на западе продвигались на восток (Енисей), оставив след в виде андроновской культуры в северном Казахстане, на Южном Урале, в Киргизии, в Красноярском крае, где найдены
ископаемые останки рода R1a1 [Bouakaze et al, 2007; Keyseretal, 2009]. Возраст общих предков R1a1 на Южном Кавказе -4500±1000 лет, в Анатолии - 3700±600 лет, на Алтае (Афанасьевская культура)- 3500±500 лет.
 Опираясь на данные лингвистики, археологии, антропологии, генетики, мы можем утверждать, что азербайджанцы со всеми современными тюркскими народами имеют одних и тех же предков, которые с распадом древнетюркской общности начиная с IV тыс. до н.э. мигрировали на новые территории.
 Южный Кавказ для тюркских народов (историческая прародина) – исходный ландшафт, так  определила природа, создав здесь пригодные условия для развития общетюркской скотоводческой культуры. Равнины (гышлаги), горы (яйлаги), полноводные реки (Кура, Аракс).
Поэтому изначально движение шло с Запада на Восток, соответственно, все движения тюркских народов с Востока на Запад носят характер вторичных миграций.
 Часть представителей гаплогруппы или рода R1a (древние тюрки) приме примерно 5000 лет назад с Южного Кавказа передвинулись на Евразийскую равнину (Underhill et al.,2014).
 Другая часть древних тюрков (предки современных азербайджанцев) оставалась жить на Южном Кавказе. В дальнейшем, в результате повторной миграции, отдельные тюркские народы возвращались на территорию исторической прародины на территории Южного Кавказа (киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, гунны, кипчаки, огузы-сельджуки и др.) и в результате они вместе с аборигенными тюрками образовали соременный азербайджанский народ. Таким образом, опираясь на данные лингвистики, археологии, антропологии, генетики, мы можем утверждать, что азербайджанцы со всеми современными тюркскими народами имеют одних и тех же предков, которые с распадом древнетюркской общности начиная с IV тыс. до н.э. разошлись, как расходятся сыновья одного отца.
 Лингвистические данные дают нам возможность предполагать, что самые ранние контакты между древнетюркскими финно-угорскими языками, видимо, происходили в начале III тыс. до н.э. в  степях  к северу от Черного и Каспийскими морями.
            Наш вывод о переднеазиатско-кавказской прародине древних тюрков подтверждают также многочисленные заимствования из древнетюркского языка в языки кавказских (удинский, лезгинский), иранских (персидский, курдский, талышский, татский, горно-еврейский, гилянский, таджикский, осетинский), восточнославянских (польский, русский, украинский) и  других европейских и ближневосточных народов:
       Бык.
др. тюркский М. Кашгари- буга,
русск.- бугай, польск.- бухай,
венгр.- бика,
удин.- буга, лезг.- буга,
татск.- боге, осетин.- бог,
перс.- боге,
монг.- бух,  маньчж.-тунг.- буга;
      Баран.
др. тюркский М. Кашгари- гоч,
венгр.- кос,
удин.- koч,
талыш.- гуч, татск.- гуч, горск. евр.- гуч,
перс.- гуч, курд.- коч, гилян.- гуч, тадж.- кушкар,
монг.- xуч,  маньчж.-тунг.- хусе;
       Верблюд.
др. тюркский М. Кашгари- теве,
венгр.- теве,  марий.- туе,
талыш.- деве, горск. евр.- деве, осетин.- теве,
лезг.- деве,
гилян.- геве,
монг.- темее,  маньчж.-тунг.- темегеен;
            Лев.
др. тюркский М. Кашгари- арслан,
венгр.- орослан,
удин.- аслан,
монг.- арслан;
      Гусь.
др. тюркский М. Кашгари- газ,
русск.- гус, польск.- гес,
удин.- каз, лезг.- газ,
талыш.- каз, тат.- газ, горск. евр.- гоз,
перс.- газ, курд.- каз, гилян.- газ, тадж.- гоз;
      Утка.
др. тюркский М. Кашгари- оrdеk,
удин.- ордай, лезг.- урдег,
горск. евр.- урдяг,
перс.- ордяк, курд.- вердек, тадж.- урдак;
      Журавль.
др. тюркский М. Кашгари- turna,
венгр.- дару,  марий.- тырнйа,
талыш.- турна, горск. евр.- дурна,
перс.- дорна;
      Пшеница.
др. тюркский М. Кашгари- bu;day,
венгр.- buza,
монг.- budaa;
      Ячмень.
др. тюркский М. Кашгари- arpa,
венгр.- arpa,
монг.- арвай;
      Просо.
др. тюркский М. Кашгари- тарыг,
венгр.- dara (крупа),  марий.- tar (просо);
      Виноград.
др. тюркский М. Кашгари- узюм,
русск.- изюм (сушенный виноград),
венгр.- сюзем,
монг.- узем,
      Яблоко.
др. тюркский М. Кашгари- alma,
венгр.- alma,  марий.- olma,,
        Трудно предположить, что до прихода потомков тюрков вышеуказанная фауна и флора в языке угорских, славянских, иранских и кавказских народов оставались безымянными до появления в Восточной Европе потомков тюркютов, или же эти народы после контактов со средневековыми тюркскими народами сами почему-то отказались от старых славянских, угорских, иранских и кавказских названий.
       Как известно, Дж.Клоусон, Г.Дёрфер, А.М.Щербак отрицали существование алтайской языковой общности. Во всех своих работах они писали о том, что тюркские, монгольские и тунгусские языки не являются генетически родственными и не восходят к общему языку-предку. По мнению этих ученых, наблюдаемые между этими языками лексические и морфологические сходства являются следствием разновременных заимствований, имевших место по причине интенсивных этнокультурных контактов между представителями различных групп изначально разных языковых семей.               
        Этой проблемы несколько раз коснулся лучший российский специалист по тюркским и монгольским языкам В. И. Рассадин. Например, в статье «О тюркском влиянии на развитие монгольских языков» он пишет: «В связи с тем, что взаимодействие тюркских и монгольских языков уходит своими корнями в глубокую древность, в монгольских языках имеется великое множество различных элементов, причем как лексических, так и грамматических, носящих по всем критериям явный тюркский характер…Явно тюркская по происхождению лексика, заимствованная из различных тюркских языков, проникала в монгольские языки в разные исторические эпохи, начиная с глубокой древности...
Специалистами по этимологии тюркских языков убедительно доказано, что все видовые и половозраст­ные названия пяти видов скота (лошадь, крупный рогатый скот, верблюд, коза и овца – Г. Г.), традиционно разводимые тюрками и представленные как в древнетюркском языке, так и в современных, унаследованы языками - потомками от обще­тюркского праязыка вместе с самим степным скотоводством номадного типа, при­шедшим из глубины тысячелетий… Номадная лексика монгольских языков достаточно хорошо сохраняет тюркские соот­ветствующие термины, составляющие единый тематический комплекс".
      Итак,  проведённый нами сравнительный анализ общетюркской лексики доказывает, что на территорию Евразийской Степи и в Центральную Азию (Средняя Азия, Южная Сибирь, Монголия, западные и северные провинции Китая и др.) отдельные тюркские народы переселились примерно 3,0-6,0 тыс. лет тому назад с территории Передней Азии и Южного Кавказа. Древние тюрки за время совместного проживания на территории исторической прародины в свой словарный фонд включили около 2000 общетюркских слов, из которых свыше 300 это базисная лексика, а также общетюркские названия флоры, фауны, климатические и ландшафтные термины). Как известно, общетюркская лексика составляет основу словарного фонда всех современных тюркских народов.
 Глоттохронологические расчеты, позволили нам определить возраст прототюркского праязыка – свыше  6 тыс. лет. Необходимо отметить, что к эпохе неолита люди в Передней Азии и на Южном Кавказе (в том числе и прототюрки) имели опыт речевого общения, вдесятеро превышавший отмеченный срок распада. Можем предположить, что шесть тыс. лет тому назад  скотоводы-прототюрки  начали походы с Южного Кавказа (Аран) на территорию евразийской равнины и далее на юго-восток. Им понадобилось менее одного тысячелетия, чтобы завоевать или ассимилировать, а также подчинить своему образу жизни евразийские и южносибирские племена охотников и рыболовов.
       Тюркский мир, расширившийся в эпоху великих переселений от Средиземноморья на юго-западе до Северного Ледовитого океана на северо-востоке,  был создан степными кочевниками.
      Анализ древнетюркской лексики вырисовывает перед нами образ народа, создателя этого языка, воинственного подвижного скотовода, охватывающего своими миграциями огромные пространства.  Можно также предположить, что для  прототюрков шесть тысяч лет тому назад  вторичной прародиной стала вся  евразийская степь от Арана до Алтая.


Рецензии